Католикос всех армян Гарегин Второй и Никол Пашинян. Фото: irp.news
В последние недели наблюдается резкое усиление давления со стороны властей на Армянскую апостольскую церковь (ААЦ). Анализ заявлений должностных лиц и их последовательность проливают определенный свет на реальные мотивы начатой кампании, пишет VERELQ.
Доводы власти
Если брать во внимание содержательную, а не низкопробную часть процесса, то в качестве первого шага следует рассматривать инициативу премьера Никола Пашиняна, который в своём посте отметил следующее:
«Республика Армения должна иметь решающий голос на выборах Католикоса Всех Армян. Кандидаты в католикосы должны проходить проверку на добропорядочность».
О том, что инициатива премьера нарушает ряд правовых и канонических норм, включая Конституцию Республики Армения (РА), Закон 2007 года «Об отношениях между РА и ААЦ», каноническое право ААЦ и международные стандарты свободы вероисповедания не говорил разве что ленивый.
Так, в Армении церковь отделена от государства. Все религиозные организации равны перед законом. Это означает, что государство не имеет права вмешиваться во внутренние дела религиозных организаций, включая: структуру управления, выбор духовных лидеров и порядок богослужения. С введением предложенного порядка, ААЦ не может быть поставлена в юридически неравное положение с другими церквями, даже несмотря на ее особый статус.
К чему в реальности клонит «демократичный» Пашинян?
Существует модель, применяемая Китаем к религиозным организациям, в частности, к христианским церквям, когда государство создаёт «официальную» религиозную структуру, лояльную власти. А те, кто ей не подчиняется, считаются «нелегальными».
Так, в Китае действует так называемая Патриотическая ассоциация католиков Китая, которая управляется государством. Все священнослужители, которых она признаёт, проходят одобрение властей, их деятельность строго контролируется, а сами церковные иерархи избираются при участии государственных структур. А священнослужители и общины, сохраняющие верность Ватикану и отказывающиеся признавать патриотическую церковь, считаются нелегальными, подвергаются преследованиям, слежке, арестам или ограничениям.
То, о чём сегодня говорит Пашинян, по сути, представляет собой китайскую модель: государство устанавливает контроль над избранием Католикоса и регулирует допуск священнослужителей к служению, исходя из оценки их добропорядочности. Проще говоря, создается «одобренная» государством иерархия, вытесняющая и дискредитирующая всех несогласных с позицией власти священников.
Если вопреки законодательству и международным обязательствам власти пойдут на этот шаг, это может привести к де-факто разделению ААЦ на: «Официальную» Церковь, интегрированную в политический режим; и «альтернативную», нелояльную часть духовенства и паствы, находящуюся в оппозиции к такой модели.
Но «замечательные» ничего не замечают
Позицию премьера безоговорочно поддержал спикер Национального собрания Армении Ален Симонян, который по поводу и без повода любит напоминать о своем юридическом образовании. В беседе с журналистами парламентарий заявил:
«Я согласен со всеми инициативами премьера. Согласен со всем, что он говорит и пишет — вплоть до запятых — и готов за это отвечать».
Симонян также подтвердил возможность изменения Конституции в этой части, подчеркнув, что подобные вопросы могут быть решены на уровне законодательных реформ:
«Если какой-либо религиозной структуре дается особый статус, то и у государства должно быть определенное участие — как минимум для обеспечения прозрачности».
То есть тут спикер уже начал намекать на другую инициативу, ранее озвученную секретарем фракции «Гражданский договор» Артуром Ованнисяном, призвавшим обеспечить финансовую подотчетность ААЦ.
Министр юстиции Србуи Галян в беседе с журналистами фактически указала на путь, которым власти намерены этого добиться:
«Конституция Армении содержит декларативную норму, согласно которой Республика признает исключительную роль Армянской апостольской церкви в жизни армянского народа. Эта норма предполагает возможность регулирования отношений с Церковью на уровне закона — и такой закон в настоящее время действует. Его положения направлены, в частности, на предоставление определенных преференций и льгот, как самой Церкви, так и ее священнослужителям».
Галян также добавила:
«Церковь давно вовлечена в политические процессы — и если в отношении политиков общество предъявляет требования о прозрачности и подотчетности, то аналогичный подход вполне может быть применим и к священнослужителям. В конечном итоге, перед обществом стоит выбор: если мы рассматриваем ААЦ как обычную религиозную организацию — подобно другим конфессиям, тогда все эти вопросы вообще можно снять с повестки. Если же мы по-прежнему признаем за ней исключительную роль в жизни народа, то логичным становится обсуждение степени участия самого народа в вопросах самоуправления Церкви».
С учетом того, что в нашем парламенте законы могут приниматься правящей партией единолично, прохождение подобной инициативы возможно, но есть одно но — эти поправки не должны противоречить не только внутреннему законодательству, но и международным обязательствам Армении.
Поправки к закону, о котором говорит Галян могут быть внесены, но они не должны нарушать ст.17 и ст.18 Конституции, а это означает, что подотчетность не должна нарушать принцип автономии Церкви, то есть может коснуться госфинансирования или имущественных льгот, а не внутренних пожертвований или церковной кассы.
Чего в реальности добиваются власти: План минимум и план максимум
Итого у нас есть три выступления и три факта: премьер-министр публично заявляет, что государство должно иметь решающий голос в выборе Католикоса, спикер парламента заранее соглашается с любой инициативой премьера, даже без обсуждения; министр юстиции выступает с юридическим оправданием возможности пересмотра роли ААЦ. Такая скоординированная позиция не выглядит случайной. Скорее, это продуманный политический сигнал, за которым просматривается как минимум поэтапный план действий.
План минимум: Власти намерены обосновать свое вмешательство в дела Церкви тем, что, во-первых, Армянская Апостольская Церковь все активнее вовлекается в политические процессы, а во-вторых, согласно Конституции, она обладает особым статусом, что, по мнению чиновников, требует повышенной прозрачности. Учитывая, что государственные служащие обязаны подавать имущественные декларации, правительство будет настаивать на том, чтобы аналогичный механизм был распространен и на Церковь.
Через формальные требования финансовой отчётности власти частично легитимизируют вмешательство в дела Церкви, получат инструмент системного давления и создадут правовой механизм для устранения оппозиционно настроенных иерархов. Это укладывается в более широкий паттерн управления через процедуры — подход, характерный для авторитарных политических систем.
План максимум: Довести ситуацию до такого состояния, при котором Армянская апостольская церковь (ААЦ) будет настолько дискредитирована в общественном мнении, что власти смогут безболезненно исключить положение об ее особой роли из действующей Конституции или попросту не включить его в новую редакцию.
Инициативы по ослаблению ААЦ направлены на демонтаж института, играющего ключевую роль в укреплении национального единства, сохранении культурно-исторической идентичности и поддержании связей между Арменией и диаспорой. Для властей это возможность устранить неподконтрольный им центр силы. А для внешних акторов — шанс разрушить одну из основ целостности армянского народа.