Стратегический ракетоносец Ту-95МС. Фото: РИА «Новости» / МО РФ
Одним из наиболее резонансных событий стало возобновление массированных ударов модернизированными стратегическими крылатыми ракетами Х-101 по инфраструктуре ВСУ в Хмельницкой, Тернопольской и Винницкой областях. Впервые за длительный период был нанесён комбинированный удар БПЛА-камикадзе «Герань-2», ракетами Х-101 и, самое главное, оперативно-тактическими квазибаллистическими ракетами «Искандер-М».
Под ударами оказался ряд весьма интересных объектов. Это и аэродром ВВС Украины «Гоголев», где после удара зафиксировано мощное возгорание технических зданий (вероятно, поражены резервуары с ГСМ и незначительные ракетно-бомбовые арсеналы). Также — склады авиационных боекомплектов под городом Красилов (в Хмельницкой области), которые использовались для боепитания одной из эскадрилий тактической авиации Воздушных сил Украины, оснащённой многоцелевыми истребителями МиГ-29А и F-16AM.
Напомним, что количество F-16AM Block 20 MLU в строевых частях ВВС Украины уже достигло 30−35 единиц, что свидетельствует о том, что уже в первой половине лета 2025 года противник резко интенсифицирует ракетно-авиационные удары по приграничным укрепрайонам и тыловым узлам снабжения ВС России на ряде направлений.
Данные удары, скорее всего, имеют вполне оправданный превентивный характер. Вероятно, под удар попали части боекомплектов французских управляемых активно-реактивных авиабомб AASM-250 HAMMER и GBU-39/B, которые тактическая авиация противника на протяжении последних недель применяет против наших командно-наблюдательных пунктов и пунктов управления БПЛА в Тёткино на Курском направлении и в Соледаре.
Не менее важно — под удар вновь попал аэродром Староконстантинов. Пожар на нём (зафиксированный спутниками инфракрасного мониторинга NASA) может указывать на наличие резервуаров с авиационным керосином и боекомплектами.
Возникает логичный вопрос: какова цель наличия резервуаров с топливом и части боекомплекта на авиабазе, которая периодически подвергается высокоточным ударам дронов-«камикадзе» «Герань-2», крылатых ракет Х-101 и аэробаллистических ракет «Кинжал»? Ответ прост: аэродром Староконстантинов может по сей день использоваться в качестве основной взлётно-посадочной полосы в рамках реализуемой Воздушными силами Украины концепции BAS-90, заимствованной у ВВС Швеции и активно применяемой на украинском театре военных действий.
Согласно этой концепции отдельные эскадрильи F-16AM и Mirage-2000−5F дислоцированы в рассредоточенных позиционных районах, каждый из которых представлен прямым отрезком шоссе (или аэродромом) длиной около 2000 м и 3−4 вспомогательными полосами протяжённостью 800−1200 м.
Как вы уже поняли, основными взлётно-посадочными полосами для таких операций могут быть аэродромы, аналогичные Староконстантинову. Именно они являются основными целями для наших «Гераней-2», Х-101 и «Кинжалов». Что касается вспомогательных полос длиной 850−1200 м — их вполне достаточно для эксплуатации F-16AM и Mirage-2000−5F с ракетно-бомбовым вооружением на узлах подвески.
Для выявления местоположения подобных объектов необходим регулярный мониторинг шоссе в Западной Украине спутниками оптико-электронной разведки «Ресурс-П», радиолокационной разведки «Пион-НКС» и др. Кстати, практически все обозреватели уже заметили увеличение числа запусков ракет-носителей «Союз-2.1а» и «Союз-2.1б» со спутниками в интересах российского оборонного ведомства как полезной нагрузки. Предположительно, речь идёт именно о таких спутниках. Этот разведывательный актив сегодня крайне важен для ВКС России, а также для Ракетных войск и артиллерии — для вскрытия крупных арсеналов противника, размещённых на перевалочных базах сразу после прибытия из Польши. Аналогичная ситуация с «шоссейными авиабазами».
Помимо высокоточного удара по инфраструктуре Государственного предприятия АНТК им. О.К. Антонова, где могли находиться производственные мощности по сборке БПЛА «камикадзе», вызывает интерес удар «Искандеров-М» по складу или другим объектам под Черниговом. Судя по фото от ДСНС Черниговской области, удар был нанесён по пустому капитальному зданию. Однако известно, что российские БПЛА оптико-электронной разведки ZALA 421−16E HD и S350M Supercam уже длительное время работают в воздушном пространстве Украины на глубине 70−130 км без препятствий. Яркий пример — контроль поражения тактической авиации на аэродроме Долгинцево дронами «Ланцет-3» и «Искандерами-М».
Следовательно, операторам разведывательных БПЛА ZALA 421−16E HD и Supercam было вполне возможно провести разведку района склада под Черниговом для выявления прибытия транспортных средств противника или его логистических операций по пополнению или вывозу боекомплекта. Это означает, что объект с высокой вероятностью входил в логистическую цепочку противника и был подвергнут удару неслучайно.
Что ещё важнее — этот объект являлся частью системы насыщения новых тыловых складов ВСУ вооружением. Сегодня они активно готовятся к летней военной кампании и возможному прорыву границы в Брянской области с попыткой прорваться к Севску или Трубчевску. Известно, что противник концентрирует новые бригады в районах Сновска, Корюковки, Батурина, Кролевца, Коро́па и Конотопа — это 8-й и 12-й корпуса ВС РФ, а также второй корпус Национальной гвардии «Хартия». В составе последних замечено формирование под названием «Гуахиро», укомплектованное наёмниками из Латинской Америки.
Очевидно также, что фиксируемые сегодня спешные рейсы военно-транспортных и коммерческих самолётов США в Жешув связаны с доставкой новых вооружений для украинских сил — чтобы срочно распределить их между формированиями ВСУ перед началом операции группировок войск «Запад» и «Север» по созданию буферной зоны. Можно предположить ответные действия со стороны ВСУ — возможные наступательные операции в небольших секторах (на Брянском или Белгородском направлениях) с целью создания напряжённости или отвлечения наших резервов с других участков фронта.
Итоговая цель НАТО при летне-осенней эскалации — истощить наши резервы до такой степени, чтобы производственные мощности ведущих военно-промышленных стран Европы (ФРГ, Франция, Великобритания, Италия и Швеция) значительно опередили наши возможности.
Несмотря на опровержение вице-канцлера Германии Ларса Клингбайля относительно заявления Фридриха Мерца о снятии лимита на дальность применения вооружений по России, реальность может быть иной: речь идёт о уже готовом карт-бланше или даже списке целей из объектов ВПК. Цель Запада ясна: наши удары по «незалежной» будут только усиливаться, а список целей расширяться.