110 лет Евгению Долматовскому, замечательному поэту.
Напомню лишь некоторые его песни: «Любимый город может спать спокойно...», «Всё стало вокруг голубым и зелёным...», «Ты ждёшь, Лизавета, от друга привета...», «За фабричной заставой...», «Платком взмахнула у ворот моя любимая», «И лежит у меня на ладони, незнакомая ваша рука», «Запели птицы до рассвета, это добрая примета», «Я Земля! Я своих провожаю питомцев..», «Где ты раньше был..», «Мы жили по-соседству..» и т.д, «Родина слышит, Родина знает», на музыку Шостаковича, на многие годы стали позывными на радио.
Слыл стильным модником, отчаянным романтиком с такой фантастической судьбой, что дух захватывает. Вот, уж где сценарий для увлекательного фильма.
Родился в Москве, в семье известного юриста, роскошная квартира на Гоголевском б-ре, престижная школа. И вдруг, откликается на комсомольский призыв и идет на строительство 1 очередь московского метрополитена.
Там наберется впечатлений, пройдут годы, и он напишет роман в стихах «Добровольцы», потом, выйдет фильм, где прозвучат песни «Комсомольцы-добровольцы» и «А годы летят…»
А пока, после Литературного ин-та, работает корреспондентом.
Шел 1938 г. Однажды он вернется домой из командировки, а отца его арестовали и расстреляли за «шпионаж». Реабилитировали после смерти Сталина.
Сын врага народа - клеймо. Но вот, что удивительно, он не озлобился, не изъел себя ненавистью к стране. Вот она, загадка русской души.
Ему предлагают написать песню для к/ф «Истребители». Говорят, в самолете он познакомился с героем Сов. Союза Анатолием Серовым. Вскоре Серов погиб и на свет появились стихи:
В далёкий край товарищ улетает,
Родные ветры вслед за ним летят.
Любимый город в синей дымке тает:
Знакомый дом, зелёный сад и нежный взгляд.
Песню спел Марк Бернес, с этого момента началась популярность Долматовского.
Две войны прошел военкором, сначала, Финскую, потом Великую Отечественную. В августе 1941-го попал в Уманское окружение, в страшный котел.
С контузией, ранением в голову и руку попадает в плен. Два побега, второй удачный. Скрывался на оккупированной территории, спасла крестьянка Марина Вербина: выходила, вылечила. Он называл ее второй мамой, после войны часто к ней ездил.
А в это время в Москве потрясены его гибелью, даже нашелся «свидетель» его смерти, Твардовский организовал Вечер памяти, Симонов посвятил стихи:
Мы не увидимся с тобой,
А женщина еще не знала;
Бродя по городу со мной,
Тебя живого вспоминала.
Не поверила в его смерть только мать, и на Вечер памяти сына не пришла.
Все произошедшее он опишет в поэме «Пропал без вести», в воспоминаниях «Было: Записки поэта» и «Зелёная брама» - о боях под Уманью.
Когда он был в плену, с группой военных командиров его завели в здание школы, усадили за парты, и генерал фон Даниэльс стал унижать их, картинно излагая, что на днях будет взята Москва, война подходит к концу, и что за партами скоро будет сидеть вся верхушка Красной Армии.
Прошло время, и в феврале 1943 г. Долматовский узнает, что среди гитлеровцев, взятых в плен под Сталинградом, есть фон Даниэльс. Тогда он обращается к Рокоссовскому с просьбой провести для вражеского генерала «урок истории». Даниэльса сажают за школьную парту, в класс входит Долматовский и по-немецки спрашивает: Вы меня узнаете?. Тот отвечает: нет. Тогда Долматовский и объяснил ему в красках «урок истории» под Уманью.
Он умудрился на войне, в этой чудовищной мясорубке еще и влюбиться! Наташа Боде, знаменитая фотокорреспондент. Они вместе работали в одной газете, которая с типографией размещалась в специальном поезде. Однажды, во время стоянки поезда решили пойти прогуляться. Началась бомбежка. Вернулись, а половины поезда нет. Горели вагоны, погибли многие сотрудники газеты. Сгорел и вещмешок Наташи, в котором она хранила любимое синее платье, хотела встретить в нем день Победы.
Был Долматовский и свидетелем встречи на Эльбе, и присутствовал при подписании акта о капитуляции Германии, и вел протокол переговоров генерал-полковника Василия Чуйкова с комендантом Берлина генералом Гансом Кребсом о сдаче столицы рейха, и расписался на рейхстаге!
На фотографии – Долматовский с головой Гитлера в руках. В зале заседаний рейхстага под трибуной нашел отколовшуюся бронзовую голову Гитлера, поднял ее и пошел на улицу. У Бранденбургских ворот выбросил голову, и она со звоном покатилась по брусчатке под смех наших солдат.
Вспоминая военные годы, говорил:
«Смерти я не боялся никогда, потому что уже считал себя мертвым».
Он преподавал в Литературном институте, писал стихи.
Шло время, и вдруг, страна, за которую он сражался, разрушилась. Сначала, перестройка, а потом, все полетело под откос, наступили тяжелые времена, и позывные - «Родина слышит, Родина знает…» исчезли из радио…
За год до смерти попал в автомобильную аварию, в результате которой сдвинулся осколок, со времен войны дремавши в его мозге, что и вызвало инсульт.
Загадочная русская душа…
Сложна, как смена красок при рассветах.
Усилья институтов и разведок
Ее понять — не стоят ни гроша.
Где воедино запад и восток
И где их разделенье и слиянье?
Где северное сходится сиянье
И солнечный энергии исток?
Загадочная русская душа…
Коль вы друзья, скажу вам по секрету:
Вся тайна в том, что тайны вовсе нету,
Открытостью она и хороша.
И для блуждающих во мгле закатной,
Опавших листьев золотом шурша,
Пусть навсегда останется загадкой
Рассвет в апреле —
Русская душа!
Евгений Аронович ДОЛМАТОВСКИЙ
5 мая 1915-10 сентября 1994
79 лет