В начале марта в Москве завершился поэтический конкурс «Русская Голгофа». Проходил он на интернет-портале «Литературно-исторического клуба “Русичъ”, созданном писателем-прозаиком, членом Союза писателей России и общественным деятелем Дмитрием Юдкиным (Рязань). Существенную поддержку конкурсу оказали лидер партии «Правая Россия», поэт, общественный и политический деятель Георгий Боровиков (Москва) и «Русское имперское движение», возглавляемое Станиславом Воробьевым (Санкт-Петербург). Десятки поэтов прислали свои стихи из разных регионов нашей необъятной Родины, чтобы испытать свои таланты в столь достойном творческом соревновании.
После торжественного награждения победителей конкурса, о которых я еще скажу чуть ниже, перед аудиторией с очень эмоциональной речью выступил Дмитрий Юдкин. С болью в голосе он говорил о том, что современная русская литература умирает. Он мотивировал это тем, что у современных русских поэтов-патриотов нет широкого выхода к народу, что выходят на экраны телевидения и издаются большими тиражами только представители определенной национальности, причем не самые талантливые и не слишком-то любящие Россию.
И тем не менее современная русская литература есть. И она не только живет своей жизнью, но и развивается. Причем очень активно развивается. Стоит только войти на сайт Стихи.ру, и все станет ясно. На нем зарегистрировано без малого миллион пользователей, и все принадлежат к пишущей братии. И это лишь те, кто не поленился выложить свои произведения в соцсети. А если предположить, что еще такое же количество не пожелало воспользоваться услугами писательского портала, тогда выходит, что у нас в России – два миллиона тех, кто пишет стихи. И это по самым скромным подсчетам.
В общем, так получилось, что из некогда самой читающей нации в мире мы превратились в самую пишущую нацию на свете. Какие процессы привели к этому феномену – другой вопрос. Но это же замечательно, что русский народ начал рождать из себя такое огромное количество творческих людей. Пусть подавляющее большинство из них уйдет в небытие, не оставив после себя ни одного произведения. Это не страшно. Главное, что Русский народ перед Богом и всем миром явил массовую творческую потенцию. А это означает только одно: Русский народ живой, и у него есть впереди большое будущее! И этому существует неоспоримое доказательство. Как-то советские ученые-историки еще в прошлом веке обратили внимание на тот факт, что в государстве, которое находится на пике своего развития, создается много художественных и философских произведений. Некоторые из них переживают века. Вспомните Гомера, поэта древней Греции, Овидия из древнего Рима, Шекспира из средневековой Англии, нашего Пушкина и других русских гениев. Их жизнь и творчество пришлись как раз на период рассвета культурной и общественной жизни их родных государств. Но ученые-историки отметили и тот факт, что, когда нация начинает духовно разлагаться и постепенно умирать, сходя с исторической арены, талантливые художественные и философские произведения практически перестают создаваться. Остается лишь деловая сухая документация, не несущая в себе никакой эмоциональной, т. е. живой нагрузки. А коли Русский народ так массово пишет стихи и прозу, стало быть, у него все еще впереди и Бог не оставляет его. В это нужно просто верить и жить для этого.
Увы, но в наши дни появилась опасность, способная убить любую творческую потенцию в соборной душе любого народа. Этот вопрос тоже поднимался на закрытии конкурса «Русская Голгофа». Я имею в виду искусственный интеллект. Он все стремительней развивается и все шире захватывает все новые и новые отрасли человеческой деятельности. А главное, он уже вмешался в творческий процесс, т. е. в то, что всегда отличало человека от животных. Нейросеть уже пишет стихи, повести и рассказы, сочиняет музыку и песни. Делает это настолько виртуозно, что не опытный человек, не искушенный подлинной культурой, не заметит подмены, и бездуховный суррогат с легкостью примет за высокодуховное живое произведение искусства. Если и дальше так пойдет, искусственный интеллект станет «лепить» мировую литературу, а вслед за ней и всю мировую культуру.
Но пока еще есть живые поэты. И никакой искусственный интеллект еще не может с ними сравниться. И никогда не сравнится, если мы, люди, сами добровольно не примем убийственную подмену. Поэтому я сейчас, как и обещал, вкратце расскажу о первых трех победителях конкурса «Русская Голгофа» Это, действительно, талантливые творческие люди. Жюри не случайно выбрало их. Начну по возрастающей – снизу вверх.
Итак, третье место занял Виктор Глущенко, молодой поэт из Калужской области. За основу своего замечательного стихотворения, которое называется «И друг, и враг», он взял реальный случай, произошедший на СВО. Об этом вся Россия узнала из новостных каналов телевидения. А произошло вот что. Во время боя в одном окопе оказались российский и украинский солдаты. Оба тяжело раненные. У вэсэушника были оторваны обе кисти рук, у нашего – сильно повреждены ноги. И в этих нечеловеческих условиях два врага проявили высочайшую человечность друг к другу. Они начали помогать друг другу. Каждый – чем мог. Несколько дней они провели в том окопе. Согревали друг друга своими телами. Украинский солдат добрался до аптечки и кое-как принес ее. Обезноженный русский солдат перевязал ему культи, потом в ложке топил снег и поил своего врага, ставшего другом и братом по несчастью. Украинец, к сожалению, умер. Но, когда читаешь стихотворение Виктора Глущенко, дрожь идет по телу и наворачиваются слезы. Это настоящая поэзия. Никакой искусственный интеллект ничего подобного создать не сможет.
Второе место присуждено Павлу Рыкову из города Оренбурга за стихотворение «Семейный альбом». В нем аллегорически показана Россия в образе дома, который опустел, но все время ждет покинувшего его человека. Сейчас, в свете происходящего на Украине, это весьма актуальная тема.
А первое место досталось Николаю Зиновьеву из Краснодарского края. Его стихотворение, которое называется по первой строке, очень короткое, но глубинное по своей сути, хочу здесь привести полностью. Многих оно заставит задуматься.
Не потому, что вдруг напился,
Но снова я не узнаю –
Кто это горько так склонился
У входа в хижину мою?
Да это ж Родина! От пыли
Седая, в струпьях и с клюкой…
Да если б мы ее любили,
Могла ли стать она такой?
Игорь ГРЕВЦЕВ