Если Господь какому-либо народу дарует талантливых людей, чье творчество поднимается на уровень гениальности, – значит, у этого народа есть будущее. И такой народ должен быть благодарен Богу за столь драгоценные дары. Благодарность эта выражается в сохранении памяти и творческого наследия Божиих избранников – верных служителей своей Отчизны.
Год назад в статье-некрологе я уже писал об уникальном русском художнике Николае Алексеевиче Деткове, который покинул нас в Пасхальные дни на Светлой Седьмице. Незаметно пролетел год, а память о талантливом русском художнике жива. И не просто жива, но охватывает все больший круг людей. Поэтому позвольте мне еще раз напомнить об этом духовно красивом человеке.
Родился Николай Алексеевич 19 декабря 1948 года в крестьянской семье в деревне Реутово Орловской области. Окончил Московский государственный университет культуры. Преподавал режиссуру, актерское мастерство, сценарное мастерство. Работал в разных театрах. Но главное, что навсегда останется в соборной душе народа, – это его гениальные картины, созданные в совершенно неожиданном, необычном формате. Н.А. Детков создал принципиально новую школу живописи, но не оставил после себя учеников, потому что так видеть мир и отображать его, как это делал он, может научить только Сам Бог. Вполне возможно, что когда-нибудь появятся последователи Деткова, но подобных ему не будет никогда.
В чем же уникальность его творчества? В том, что он не писал свои картины, отталкиваясь лишь от собственного воображения, а высматривал их в природе. На коре берез, на старых, отшлифованных дождями и ветрами досках, обломках от деревенских заброшенных сараев и заборов, на мраморных облицовочных плитах станций метро его взгляду открывалась целая вселенная. Но это видел только он – Художник. А чтобы это увидели все, Детков своей кисть слегка касался невнятной поверхности, наносил пару мазков в нужных местах, и вдруг перед зрителем представали завершенные картины: удивительная природа, храмы, лики святых и лица разных людей – от простых крестьян до русских богатырей, и многое, многое другое. Это было как чудо. Сам Николай Алексеевич говорил, что Бог уже создал все произведения искусства, но слегка не завершил их. Человеку-творцу нужно лишь внимательно приглядеться к окружающему его миру, вычленить своим сердцем уже сотворенное Богом и, используя свой талант, тоже полученный от Бога, вместе с Богом же завершить творческий акт. В церковной догматике это называется синергия, т. е. соработничество человека с Господом.
Но Николай Алексеевич был не только (не побоюсь этого слова) гениальным художником. Он был еще и столь же гениальным общественным деятелем, причем не на политической, а на культурной ниве. И пусть имя его не столь известно, как имена медийных так называемых народных лидеров, но его духовный вклад в дело построения грядущей России – Святой Руси невозможно переоценить. До самой смерти Н.А. Детков являлся руководителем основанного им в 1995 году Межрегионального благотворительного общественного фонда «Глас ангельский Руси». Об этой организации следует сказать подробнее.
Сфера деятельности фонда – культура в самом широком ее понимании. Ведь культура нации – это образ жизни нации, способ ее существования, ее самоидентификации и осознания себя как коллективной личности среди других народов. А основу национальной культуры составляют лучшие люди государства. Фонд «Глас ангельский Руси» и поставил перед собой задачу выявлять таких людей и указывать на них народу. Собственно, эти люди и являются земными ангелами-хранителями родной земли. Вот почему фонд «Глас ангельский Руси» принял на себя такое название, ведь ангел – это Божий вестник. Он осуществляет связь земного и Небесного, материального и духовного. Именно поэтому главной наградой фонда является скульптурный образ ангела, разработанный и воплощенный в бронзе известным русским скульптором Вячеславом Клыковым. Он представляет собой фигуру ангела трубящего, стоящего на шаре, который символизирует весь мир, все человечество. Шар опирается на имперскую колонну, которая, в свою очередь, является символом Божественного устройства мира. И промыслительно еще то, что основную информационную поддержку деятельности фонда оказывала газета «Русский Вестник».
Награда «Ангел трубящий» присуждается в номинациях, которые охватывают всю человеческую деятельность – от искусства и науки до рабоче-крестьянского труда и защиты Родины. Главное условие – человек должен быть талантливым и искренне любить свою Родину – нашу Россию. Награды под №№ 1 и 2 получили Максим Трошин и Игорь Тальков, с которыми Николай Алексеевич был хорошо знаком. Но фонд не ограничивается лишь вручением наград. Его главная задача – продвижение национальной культуры в народ. За все время существования фондом были организованны и проведены массовые мероприятия на многих площадках Москвы и областных городов России, где выступали отмеченные наградой «Ангел трубящий» – народные и заслуженные артисты России, а также номинанты различных творческих конкурсов.
Сейчас, когда Н.А. Деткова с нами нет, его дело продолжили его друзья и соратники – сотрудники фонда. Они же и стали главными хранителями памяти о выдающемся художнике. Первая посмертная выставка его работ была организована летом 2023 года в городе Калязине Тверской области. Вторая, более развернутая, сейчас проходит в городе Троицке Московской области. Она открылась 27 апреля в Доме ученых, и на ее открытие собралось много народу. Это не только те, кто лично знал Николая Алексеевича, но и несколько местных творческих коллективов и сольные исполнители. Они порадовали собравшихся прекрасным концертом, посвященным столь знаковому событию. Звучали русские народные и патриотические песни, песни о России и о любви. Концерт завершила Народная артистка России Татьяна Петрова, которая также является лауреатом награды «Ангел Трубящий». Она исполнила три песни, и всех за сердце особенно взяла песня «Прощание славянки», но не в классической, а в иной, современной интерпретации, где главным лейтмотивом была тема будущей самодержавной России.
Игорь ГРЕВЦЕВ