Дороги и горизонты донецкой филологии

Новости Донецка (ДНР) 
0
42
Время на чтение 8 минут

Александр Кораблев, профессор <a href=Донецкого государственного университета" src="https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/271828/pub_67cfe1c3e6656c7dc079c8a7_67cfe24bb9df6b3c19155fe0/scale_1200" style="float:left; margin:8px; max-height:267px; max-width:400px" />Источник: Донецкий государственный университет

Александр Кораблев, профессор Донецкого государственного университета

В этом интервью о том, чем живут филологи, мы поговорим с доктором филологических наук, заведующим кафедрой истории русской литературы и теории словесности, профессором Александром Александровичем Кораблёвым.

Александр Александрович – выпускник нашего университета (окончил в 1979 году), представитель Донецкой филологической школы, основанной М.М. Гиршманом и получившей широкое признание в научном мире. В 1992 году Кораблёв основал Вольное филологическое общество при кафедре, в рамках которого проходят творческие встречи, литературные вечера, публичные лекции и т.д. В круг его научных интересов входят теория литературы, история русской литературы XIX-XXI вв. (творчество А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, М.А. Булгакова), донецкая филологическая школа, донецкая словесность, филологическая криптология, геопоэтика.

Ученые Донецкой филологической школы

Ученые Донецкой филологической школы

- Александр Александрович, расскажите, пожалуйста, о вашей поездке в Иран на IV Международный форум Иранской ассоциации русского языка и литературы «От Каспия до Персидского залива». Насколько русский язык и культура интересны для Ирана?

– Это было сказочное путешествие. В разных смыслах. Попасть в страну сказок «1001-й ночи» – это все равно что сочинить еще одну сказку, 1002-ю. Побывать в Персии! Среди народа, давшего миру Фирдоуси, Саади, Хафиза, Омара Хайяма… А для русского филолога это еще и соблазн оказаться там, куда стремились Пушкин и Есенин, но где погиб Грибоедов…

Приехать можно было и на несколько лет раньше, потому что иранские слависты активны и открыты, а Донецк им знаком уже потому, что в одном из тегеранских университетов некоторое время работала наша коллега О.А. Кравченко, ученица М.М. Гиршмана, доктор филологических наук, первая заведующая кафедрой мировой и отечественной культуры нашего университета. Но всему свое время, и вот это время пришло, когда в Иране решили провести конференцию, посвященную 550-летию путешествия Афанасия Никитина в Персию и Индию.

Трудности, конечно, были, как без них? Организационные, финансовые, транспортные, политические. Родные спрашивали: «Ты в курсе, что там война?» У нас тоже война, отвечал я, так что не привыкать.

Александр Кораблев на Международном форуме Иранской ассоциации русского языка и литературы

Александр Кораблев на Международном форуме Иранской ассоциации русского языка и литературы

Главная же проблема заключалась в другом: мне нечего было сказать об этом Афанасии и его путешествии кроме того, что всем известно. Это не моя тема. Мой профессиональный ареал – русская литература XIX и XX веков, ну и современная донецкая.

Вздохнув, я все-таки стал читать, пробираясь сквозь древности старорусского языка, никитинское «Хожение за три моря», а затем и кое-какую сопутствующую литературу. И пока читал, возникало неотвязное подозрение, что этот травелог написан не в XV веке, а намного позже, чуть ли не в XIX. А это уже в пределах моей компетенции.

Доклад стал складываться, но разве можно было с ним заявляться на международный форум, посвященный этому литературному памятнику? Выйти на трибуну и сказать собравшимся, что они имеют дело с искусной мистификацией, что это выдумка, сказка? Конечно, этого делать не следует, особенно в юбилейные дни и в собрании лучших специалистов. Хотя… Если посмотреть с другой стороны, это лучшее время и лучшее место, чтобы проверить свою гипотезу. Даже если она не верна. И я поехал.

Заседания проходили последовательно в трех университетах – в Тегеране и Баболсаре. Кроме того, была интересная культурная программа: национальный исторический музей, уникальный музей ковров, знаменитый восточный базар, современная, сияющая огнями телевизионная башня с инсталляциями, музеями и магазинами…

Главное же, что нас всех интриговало, – это автобусное путешествие по следам Афанасия Никитина. Предстояло побывать в местах, которые упомянуты в его путевых записях, а значит попытаться, проникаясь этими пространствами, проникнуть и в глубину времен. Кульминацией стало Каспийское море. «Вот примерно здесь, говорили специалисты, исполненные воодушевления, – стоял и он». «Ага», – думал я скептически. Но как же мне хотелось, чтобы было именно так.

Александр Кораблев с коллегами в Иране

Александр Кораблев с коллегами в Иране

Не менее интересна была и современность, через которую мы устремлялись на нашей машине времени: придорожные этнические ресторанчики, сувенирные лавки, мечети. Иранцы чтят и знают свою древность и свою культуру. Точнее, мультикультуру, в которой сплелись зороастризм, ислам, социализм…

Интерес к России велик. В 15 вузах страны изучают русский язык. Некоторые из моих собеседников учились в Советском Союзе и сохранили о том времени светлые воспоминания.

В день окончания форума обострилась международная обстановка. Авиарейсы из Тегерана были прекращены и перенесены. Но это уже другая сказка.

– В прошлом году вы посетили Международную научную конференцию «Брюсовские чтения» в Армению. Конференция проходит с 1962 года, принимали ли вы ранее в ней участие? Какое место изучение русского языка и в целом русский язык и литература занимают сейчас в Армении и насколько крепки связи между российскими и армянскими исследователями?

– Поездка в Ереван, на «Брюсовские чтения», тоже зрела долго. Сначала туда съездил мой ученик, еще в конце 80-х. Вернулся впечатленный. Хотя ничего толком не мог рассказать о тамошней науке, зато о культуре сказал, что принимали хорошо.

В нулевые годы наметились более определенные контакты: в донецком журнале «Дикое поле», который я тогда начал издавать, публиковались армянские авторы.

Был у меня и личный повод приехать в Ереван: в этом городе познакомились мои родители. В общем, было желание, был интерес, но недоставало целесообразности. И вдруг – приглашение почтить столетие смерти бессмертного В. Брюсова. Поначалу показалось, что оно пришло не по адресу. Я ведь изучаю не Брюсова, а Булгакова, а это, согласитесь, разные авторы. Но ведь и приглашения просто так не приходят. Посмотрел под новым углом на знакомый текст – и с изумлением увидел в романе «Мастер и Маргарита» искусно закодированное присутствие вождя символистов. Теперь можно и даже нужно ехать – чтобы проверить свою догадку в общении с брюсоведами.

Приехал, познакомился, подружился. Удивительные люди: так искренне и продолжительно любить чужую культуру, как собственную! Больше полувека Ереван является центром изучения творчества Брюсова, который здесь воспринимается как пророк Серебряного века. И ереванские ученые остаются верны его заветам – сохранять и укреплять мосты между народами.

– Проходит ли сейчас ваш знаменитый «Кораблевник»?

– Наверное, прежде нужно уточнить для читателей, что это такое. «Кораблевник» – это существующее с 1992 года Вольное филологическое общество, а по сути – история донецкой литературы в лицах, в дискуссиях, в исторических поворотах и драматических изломах. Это круг общения, в котором собирались и обсуждались авторы разных взглядов и позиций, разных жанров и стилей, разных возрастов и степеней творческой зрелости. Встречались вместе не только филологи, но также будущие историки, психологи, биологи, химики, врачи, философы, рабочие – все, кто «любит слово», кто отмечен талантом, кто интересен как творческая личность.

Война расколола это общество. Как и сто лет назад, как и во всей России – кто-то уехал, кто-то остался. По разным причинам. Это моя личная трагедия. Но, как и всякая трагедия, имеющая сверхличностный смысл.

В первые годы войны (в 2014-2015 гг.) заседания общества проходили не в университете, а в помещении обновленного Союза Писателей. Это было знаменательно и символично. Возникало ощущение, что это встреча времен – давно ушедшего, о котором помнят только стены, и нового, которое еще не пришло. Это были авторские признания и объяснения своего присутствия в этом пространстве известных и знаковых донецких авторов, среди которых Сергей Шаталов, Анна Ревякина, Владимир Скобцов, Дмитрий Трибушный… А еще это было продолжение довоенных дискуссий: живое общение с оставшимися и заочный диалог с уехавшими.

Потом клуб вернулся в университет, где, благодаря тогдашнему декану филологического факультета Л.П. Квашиной, у города и Республики появилось уютное место для творческих встреч – обустроенное пространство знаменитой в 60-70-80-е годы кафедры теории литературы, где зарождалась и формировалась Донецкая филологическая школа. Теперь там Центр донецкой словесности.

Переход на дистанционное обучение, сначала в связи с пандемией, а затем из-за усилившихся обстрелов, приостановил собрания. Наверное, можно было встречаться и онлайн, и даже, может быть, это было бы и перспективнее – далеко расширяло бы аудиторию («до черт знает каких пределов», как сказано в известной книге), но чувствовалось, что при этом трудно будет воспроизвести атмосферу живого общения и непосредственного контакта, когда автор – не виртуальный и не бронзовый, а вполне живой, к нему можно подойти, спросить о чем-то, пожать руку, сделать селфи…

Если дистанционный режим не будет отменен в скором времени, тогда, видимо, придется опробовать его, потому что такая потребность есть.

– Каким прошедший 2024 год был для кафедры истории русской литературы и теории словесности и для вас лично? Какие планы на год текущий?

– Пожалуй, самым значимым событием в жизни нашей кафедры стало подключение к всероссийскому литературно-общественному проекту «Большой стиль». И опять же, началось оно с приглашения, которое тоже было не обычное, не общая рассылка, а персональное и концептуальное. Наша незаметная кабинетная работа была замечена. У приглашающих была конкретная и целевая заинтересованность в нашем участии – с просьбой рассказать о филологических теориях донецких ученых М.М. Гиршмана и В.В. Федорова и в целом о Донецкой филологической школе.

Приехали втроем: кроме меня, еще профессор О.Р. Миннуллин и доцент К.В. Першина. Все трое – ученики Гиршмана и собеседники Федорова. Увидели масштаб намерений – перепланировать весь интеллектуально-ценностный ландшафт современной русской литературы. Для этого необходима соответствующая теоретическая база, и то, что десятилетиями разрабатывалось в Донецке (фундаментальные принципы: «целостность», «онтология», «диалог»), сейчас оказалось необычайно актуально и жизненно важно.

Организация конференции была всецело нацелена на результат. Никаких отвлекающих моментов: локальное местонахождение (фактически – творческая лаборатория, интеллектуальное гетто), плотное расписание работы (практически – филологические фаланстеры), насыщенное общение и никакой специальной «культурной программы», потому что то, ради чего все приехали, и есть программа будущей культуры.

Александр Кораблев, Ксения Першина, Олег Миннуллин

Александр Кораблев, Ксения Першина, Олег Миннуллин

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Донецка (ДНР)
«Ваши блестящие достижения принесли огромную пользу Отечеству»
По словам Владимира Путина, жизнь и судьба каждого Героя Труда и лауреата Государственной премии – пример того, как стать достойными и востребованными людьми, как заслужить уважение в обществе
12.06.2025
«Хельсинки-75»
Попытка урегулирования этнических конфликтов в Европе
10.06.2025
«С верой в Бога у страны будет успех, победа и процветание»
Россия спасется Православием, а не деньгами, не железом, не дипломатией
20.05.2025
Если бандеровщина не сдаётся, её добивают
Ни в каком виде Украина с бандеровской властью существовать не должна, держать у себя под боком взрывоопасную мину или бомбу, как показало время, очень опасно для существующей жизни на земле
20.05.2025
«Победа безвременна, она была всегда»
Пусть русским переговорщикам в Стамбуле сопутствует удача, но при этом мы теперь же ускорим работу оборонных заводов России
15.05.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Чем вызвано отстранение схиигумена Гавриила?
Новый комментарий от annaiv
13.06.2025 18:41
Православный социализм – наша судьба
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
13.06.2025 18:15
Провокация разыграна словно по нотам
Новый комментарий от Бузина Олесь
13.06.2025 18:07
О причинах неприятия сталинского горельефа православными патриотами
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
13.06.2025 17:42
Когда русские слабеют…
Новый комментарий от Тимофей56
13.06.2025 17:18
Как будто о.Иоанн вновь поселился в своей квартире
Новый комментарий от Советский недобиток
13.06.2025 16:24