Издательство «Вече» в минувшем 2024 году выпустило книгу «Бранная слава» современного русского писателя Алексея Шорохова.
На трёхстах восьмидесяти четырех страницах уместилось пять коротких рассказов, две повести, одна из которых – военная – и дала название всей книге. Также в «Бранную славу» вошли статьи и очерки 2015-2022 годов, посвящённые Новороссии. Чуть меньше ста страниц книги занимает фронтовой дневник Алексея Шорохова, собранный из постов, написанных в личном телеграмм-канале с января по октябрь 2023 года, когда писатель в качестве добровольца воевал на СВО в составе отряда специального назначения «Вихрь». Стихи Шорохова, посвящённые военному конфликту на Украине, являются заключительной точкой повествования.
Писатель и поэт, очевидец и участник войны ⅩⅪ века, яркий публицист и временами бескомпромиссный критик – в разных ипостасях предстает перед нами Алексей Алексеевич. Такое разнообразие видов творческой деятельности автора осложняет определение жанра, в котором написана книга. Официальный сайт издательства «Вече» такие данные не предоставляет. «Бранная слава» представляет совокупность мемуарных записей, публицистики и прозы, в которой явно присутствует и автобиографическая составляющая, и художественный вымысел.
Прозаическую часть книги можно разделить на произведения периферийные (это рассказы, отличающиеся краткостью повествования и обилием военных жаргонизмов) и центральные, обладающие высокой художественной ценностью. Сегодня я остановлюсь лишь на повести «Бранная слава».
Когда я впервые увидела название, в голову сразу пришли строки Твардовского из поэмы «Василий Теркин»:
Страшный бой идет, кровавый,
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле.
Невольно проводишь параллель, ведь оба произведения написаны в военное время. Еще одна точка соприкосновения – понятие «слава». Александр Твардовский использует это слово в прямом значении. Однако контекст предает ему негативный окрас. Алексей Шорохов, напротив, выносит его в название не только повести, но и всей книги. Кажется, изначально писатель в понятие «слава» вкладывает совершенно иной смысл, далекий от современности. Это не та волна популярности и узнаваемости, которая сегодня накрывает тиктокеров и прочих лицедеев. Здесь другое. Как заметил Михаил Крупин в своей статье: «Первое, чем удивляет книга Алексея Шорохова, — своим названием. Уже в нём — новый ракурс взгляда на войну. «Бранная слава» — словно взгляд из ХIX, а то и XVIII в., с их духовным неразменным золотом, имперским пафосом завоевания пространств, истовой верой в богоданность государей…». Алексей Алексеевич отсылает нас к тем далёким временам, когда на поле брани искали истину. И ради победы Отечества воин без оглядки отдавал самый ценный дар Бога – свою жизнь.
Десятки лет прошли с победы в Великой Отечественной войне, и в 2022 году на долю русского человека снова выпало тяжёлое испытание – вступить в бой не жизнь, а на смерть. Сдюжит ли? Кажется, что ответ на этот вопрос и ищет писатель. Кто же из героев повести стал обладателем той самой бранной славы? Сопоставим двух персонажей.
С историей Соболя Шорохов знакомит читателя в самом начале произведения: «Соболь был личность легендарная на фронте» [с. 90]. За спиной «боевого командира» Афган и две Чечни. На каждую войну по ранению. В пятьдесят пять он «думал дожить свой век с женой и детьми. Младшими. В Подмосковье» [с. 91]. С приходом войны просто не смог остаться в стороне. Соболь родом из Краматорска – города в Донецкой Народной Республике. Перед нами разворачивается прописанная до мельчайших деталей картина современного боя: ВСУ бьют по раненым, над машиной висит «птичка». Когда водитель погибает, за руль садится Соболь. Пока Аким, Макс и Шрек молятся, читая девяностый псалом, Толя Звонарь, так звали героя на самом деле, смиренно ведёт «буханку» под обстрелом. Его смертельно ранит осколок от последнего снаряда. Чуть больше 6 страниц потребовалось Шорохову, чтобы показать того, кто был удостоен бранной славы. Того, кто исполнил священный долг воина – положил душу свою за други своя. «Или это именно его молитва, вытекавшая из него, <…> и спасла всех этих наспех перебинтованных доходяг в салоне?». Шорохов заключает: «Очень, очень не многие могут подняться до такой молитвы. Соболь поднялся и застыл на её вершине» [с. 95-96].
Совсем иной славы удостоен Яша – боец, комиссованный после ампутации ноги. Потерял он её на заминированном поле, по которому его и ещё одного бойца после недолгого плена всушники отправили к своим. Именно этот подвиг и привлекал корреспондентов газет и телевидения. «Подвига там Яша, по его разумению, никакого не совершал, тем не менее с каждым разом его рассказы становились всё красочнее, враги всё безобразнее» [с. 136]. Герой чаще стал появляться в СМИ. Он обрел ныне популярный статус – военный эксперт. Проза Шорохова крайне публицистична, отчетливо слышен в ней голос современности. Яша, уже награждённый Золотой Звездой Героя России, закулисами ток-шоу одного из федеральных каналов, слышит рассказ редакторши о том, как она «чуть с ума не сошла», помогая сыну избежать мобилизации. Какой яркий контраст мирной московской жизни и тяжёлых военных будней! Но разве только московской? На той же странице: «про Клещеевку сегодня ни слова! Все всё поняли? Украинцы говорят, что взяли. Наши молчат. И мы молчим» [с. 138]. Описанное автором – не новость, конечно. Мы и сами замечаем подобное, смотря каналы первого мультиплекса.
По-настоящему чужеродно в тексте смотрится нецензурная лексика, используемая Алексеем Шороховым, пускай и в небольшом количестве. Сквернословят в повести и кадровый офицер ВС РФ, и Волк так называемый «кашник», он же «Шторм Z» то есть бывший заключенный. Мат снижает культурный уровень написанного, упрощает смыслы, вложенные автором. Он уместен разве что во второсортных телеграмм-каналах, в книгах же ему места нет. Давно известно, что его кровная необходимость для русского человека – это миф. Об использовании грязных слов в зоне спецоперации так писал Борис Корчевников: «Тысячи воинов православных и не только – батальонов не матерятся. Или стараются не материться. Потому что сердцем знают, что мат призывает на тебя проклятие. В мирное время – это поломки жизни. А на войне – это ещё и скорая смерть». А всё потому, что «мат – это антимолитва. Это язык бесов и молитва им».
И всё же в критические моменты на устах героев Шорохова молитва, а не брань. Хочется верить, что в этом главная правда жизни и в мирных городах России, и в пылающих селах Новороссии.