Широко распространена фотография, датируемая 1-м августа 1945 года, на которой якобы русский солдат якобы отбирает у немки велосипед. Этот снимок давно приобрёл популярность среди западной и украинской публики как иллюстрация мародёрства и злодейских действий наших бойцов на территории побежденного врага.
Миф, по-всей видимости, был инспирирован изречением Гебельса о «разложении советских войск», в котором утверждалось, что советские солдаты «до бесчувствия напиваются, переодеваются в штатское и едут на велосипедах на восток».
На самом деле, в оригинальной публикации журнала Life подпись под фотографией гласит: «Между русским солдатом и немкой в Берлине произошло недоразумение из-за велосипеда, который он хотел у неё купить».
Также доступны более подробные комментарии автора фото, которое называется «Русский солдат пытается купить велосипед у женщины в Берлине, 1945». Автор поясняет: «Недоразумение случилось после того, как русский солдат пытался купить велосипед у немецкой женщины в Берлине. Отдав ей деньги за велосипед, он полагает, что сделка состоялась. Однако женщина считает иначе».
Более того, при внимательном рассмотрении выясняется, что на фото не русский солдат: пилотка на нём югославская, скатка надета не так, как это было принято в Советской армии, материал скатки также не советский. Советские «скатки» — это свернутые трубкой шинели, которые изготавливались из первоклассного войлока и не сминались так, как это видно на фотографии.
Ещё более тщательный разбор приводит к выводу, что это фото — постановочная фальшивка.
Место установлено — съёмки проводятся на границе советской и британской зон оккупации, возле Тиргартен-парка, непосредственно у Бранденбургских ворот, где в это время находился регулировочный пост Красной Армии. При тщательном рассмотрении фото только пять человек из двадцати определяются как «свидетели конфликта», остальные проявляют полнейшее равнодушие или ведут себя абсолютно неадекватно применительно к данной ситуации — от полного игнорирования до улыбок и смеха. Кроме того, на заднем плане присутствует военнослужащий армии США, также ведущий себя безразлично. Сама фотография вызывает массу вопросов.
Солдат один и безоружен (это «мародёр» в оккупированном-то городе!), одет не по размеру, с явным нарушением формы одежды и использованием элементов чужой формы. Мародёрствует открыто, в центре города, рядом с постом да ещё и на границе с чужим оккупационным сектором, то есть в месте, изначально пользующимся повышенным вниманием. Абсолютно не реагирует на окружающих (американца, фотографа), хотя по всем правилам жанра он уже должен был дать деру. Вместо этого продолжает тянуть за колесо, причём делает это так долго, что его успевают сфотографировать, качество фото почти студийное.
Вывод прост: для дискредитации бывших союзников решено изготовить «фотофакт», подтверждающий «преступления Красной Армии» на оккупированной территории. Только двое проходящих на заднем плане наверняка являются посторонними зрителями. Остальные — актёры и массовка.
Актера, изображающего русского солдата, переодели в элементы различных военных форм, стараясь максимально приблизиться к образу «советского воина». Во избежание конфликта с советскими военнослужащими, подлинные элементы формы одежды, как то: погоны, эмблемы и знаки различия — не используют. С этой же целью отказались от использования оружия. Получился безоружный «солдат» в пилотке «балканской» армии, с непонятным плащом или куском брезента вместо скатки и в немецких сапогах. При создании композиции актёра развернули так, что бы скрыть от фотокамеры отсутствие кокарды, наград, нагрудных знаков и нашивок; отсутствие погон скрыли имитацией скатки, которую пришлось одеть с нарушением устава (о чем они, вполне вероятно, и не подозревали).
Отсутствие времени и вероятность конфликта с представителями советского контингента вынудили фотографа быстро отснять материал без исправления ошибок, как в оформлении «героя», так и в поведении массовки.