Вниманию читателей предлагается проповедь на Богоявление англосаксонского богослова аббата Эльфрика (955–1020), уже знакомого по публикации его Слова на Рождество. При внимательном чтении проповеди бросается в глаза то, что о Крещении Господнем сообщается мельком, а основным событием становится поклонение волхвов родившемуся Богомладенцу Христу. Помимо поклонения волхвов, упоминается превращение воды в вино в Кане Галилейской. Подобные особенности не должны удивлять: в Римской Церкви тематика праздника 6 января, благодаря запрету Крещения в день Богоявления при Папе Сириции (впервые упоминается в его послании 385 г. п. Имерию Тарраконскому) была сужена до явления Христа язычникам. Поэтому центральной темой стало поклонение волхвов, о чем говорят проповеди Блаженного Августина и святого Льва Великого. Крещению Господа, а также чуду в Кане Галилейской была посвящена октава Богоявления (восьмой день), известная с VIII в. По-видимому, в Англии Х в. воспоминания октавы Богоявления переносилось на самый праздник. Проповедь характеризуется богословской глубиной, яркостью и силой. В ней обсуждается вопрос о свободе воли, о т.н. влиянии светил, о значении даров волхвов. Надеемся, читатели получат пользу от творения этого, несомненно, даровитого проповедника и богослова.
Перевод сделан протодиаконом Владимиров Василиком с издания The homilies of Anglo-Saxon Church. Aelfric. Sermons catholici. London, 1944. P. 37–55. 326.
Миниатюра из псалтири Алиеноры Аквитанской 1185 г.
***
Возлюбленные, только несколько дней назад мы предложили это Евангелие[1], которое относится к службе этого дня, для истолкования, но мы не касались его далее того, что относилось к достоинству этого дня[2], а теперь мы желаем обратиться к тому же самому евангельскому чтению и изложить его соответственно празднику.
В Евангелии говорится:
«Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где Родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему»[3]. И т.д.
Этот день называется Епифания Господа, или Богоявление Господне. В этот день Христос был явлен трем Царям, которые пришли с востока мира и его искали. Три Царя-волхва с тройственными дарами. Он в этот день был засвидетельствован Святым Духом, Который во образе голубя почил на Нем, и громовой глас Отца с небес глаголал: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17, 5). В этот день Он превратил воду в вино и показал, что Он – Творец и может изменять сотворенное.
По причине этих трех вещей познается освобождающий день Богоявления. В первый день Его рождения Он явился трем пастырям на иудейской земле через посольство ангелов. В тот же день Он открылся трем волхвам с востока, которых привела к Нему звезда. И в тот же день они пришли со своими дарами. Подобало, чтобы определенный ангел дал знать некоторым иудеям, которые познали Бога, что Он должен быть явлен язычникам, не владевшим богопознанием – ни чрез глас, ни чрез знамение.
Эти иудейские пастухи предзнаменовали духовных пастырей, каковы суть апостолы, которых Христос избрал из иудейского народа в пастырей и учителей. Волхвы-звездочеты, пребывавшие в язычестве, прообразовали все языческие народы, которые обратились к Богу чрез учение сих апостолов-иудеев. Поскольку Христос описан во псалмах как краеугольный камень, который соединил две стены, следует, что Он пришел послужить своему избранному народу, и восполнил его язычниками, как два пути к одной цели. Об этом говорил апостол Павел: «Ибо Он есть мир наш, сделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотью Своей» (Еф. 2, 17). Иудеи, которые уверовали, были близки к Нему местом и законом. Мы были отдалены от Бога – и местом, и незнанием. Но Он верою собрал всех в одно под сей возвышенный краеугольный камень, то есть – в единство Церкви[4].
Восточные волхвы увидели новую яркую звезду на небосклоне между других звезд, которая двигалась между небесами и землей. И тогда они поняли, что эта неизвестная звезда возвещала о рождении Спасителя в той земле, над которой она летела в небесах. И они пришли в Иудейское царство и весьма устрашили нечестивого царя Ирода своим известием. Тогда земное нечестие посрамилось, а небесная святость открылась.
Явно, что эти волхвы знаменовали Христа как человека, когда они спросили: «Где родившийся?..» Они признали Его как Царя, когда сказали: «Царь Иудейский». Они почтили Его как Бога, когда сказали: «Мы пришли к Нему поклониться». Посему Бог проявил могущество в том, что они познали чрез звезду, что Он был Дитя, то, что Он явил Свое Рождество чрез звезду, и Он хотел, чтобы иудейские книжники и мудрецы прочли об этом и засвидетельствовали о месте Его рождения.
Все творения признали Своего пришедшего Творца, кроме нечестивых иудеев. Небеса признали Своего Творца, когда новая звезда указала на место его рождения (ср. Мф. 2, 9). Море признало Христа, когда Он могущественно шествовал по нему аки посуху
(ср. Мф. 14, 22–33). Солнце признало, когда оно во время Крестного страдания скрыло свет свой от полудня до девятого часа (ср. Мф. 27, 45) . Камни признали, потому что во время Его кончины раскололись на части. Земля признала, потому что вся сотряслась во время Его воскресения (ср. Мф. 27, 51–52). Признал ад, потому что неволею отпустил своих пленников.
Но жестокосердные иудеи не желали во всех этих знамениях распознавать Своего Спасителя, в то время как немые создания понимали их и свидетельствовали знамениями. Впрочем, не все иудеи были неверными, ибо из их рода были пророки и апостолы, и тысячи благочестивых верующих людей.
Когда волхвы пребывали у Ирода, то эта звезда была невидима ими, а после, когда они искали Младенца, то они вновь увидели эту звезду, и она привела их в тот вертеп, где Он появился на свет. Она не вела их всю дорогу прежде, но после того, как они пришли в страну Иудейскую, она их вела, пока не остановилась над убогим вертепом Богомладенца.
Ирод носит образ дьявола, и тот, кто удаляется от Бога к дьяволу, презирает Божий дар, то есть просвещение ума, – вот почему волхвы потеряли звезду, когда общались с царем Иродом. Если же кто решительно отрицается от дьявола, то тогда соразмерно вмещает в себя этот дар Святого Духа, который просвещает его сердце и ведет ко Христу.
Нам должно знать, что некоторые заблуждающиеся люди говорят, будто каждый человек рождается под определенной звездой, и благодаря ей судьба заботится о нем, и в поддержку своего заблуждения утверждают, что новая звезда появилась, когда Господь телесно родился, и говорят, что эта звезда была Его судьбой. Да отойдет это заблуждение от верующих сердец, что будто бы у каждого человека есть своя судьба, помимо Всемогущего Творца, Который для каждого человека предусматривает жизнь сообразно его заслугам. Не человек создан для звезд, но звезды созданы для человека, чтобы светить в темноте. Когда эта звезда вела вохвов и указала им убежище Богомладенца, то засвидетельствовала, что была Христовым творением, и праведно послужила своему Создателю, но она не была Его судьбой. И мы умоляем, чтобы верующий человек не осквернял свою веру таким заблуждением. Действительно, Ревекка, жена Исаака, родила двоих близнецов, Иакова и Исава, причем Иаков держал своего старшего брата Исаава за ногу, и они не были похожи ни по нравам, ни по заслугам.
Священное Писание говорит, что Бог возлюбил Иакова и возненавидел Исава, но не из-за судьбы, а из-за его негодных деяний. Часто случается, что в одно и то же время рождает королева и ее рабыня, и благородный наследник возрастает для престола, а сын рабыни проводит свою жизнь в рабстве.
Часто глупые люди говорят, что следует жить согласно судьбе, как будто бы Бог заставляет их совершать злодеяния! Но мы желаем ниспровергнуть праздные учения этих неразумных людей с помощью глубочайших богомудрых писаний. Всемогущий Создатель сотворил ангелов Своей богомудрой мощью и по Своей великой праведности даровал им собственный выбор, чтобы они проводили вечную блаженную жизнь через послушание, или могли потерять ее, не по судьбе, а по непослушанию. Эта глубокая праведность не хотела ничего другого, как предоставить каждому собственный выбор, ибо праведность в том и состоит, чтобы даровать каждому свой выбор. Ибо праведность будет тщетной, если бы Он насильно принуждал каждого к рабскому служению. Ибо негодные ангелы сделали свой собственный выбор, из-за гордости пали и стали проклятыми демонами.
Когда же всевластный Творец создал род человеческий, то предоставил Адаму и Еве выбор: или через послушание жить блаженно с их потомством, или через непослушание стать смертными. Когда же они забыли заповедь Бога и послушались скверного дьявола, то они стали смертными и проклятыми чрез свой выбор, они и их потомство. И роду человеческому не следовала милость большая, чем дьяволам, поскольку праведность Божия была во всем непорочной. Но великое милосердие нашего Господа нас избавило чрез Его вочеловечение, если, конечно, мы слушаемся Его заповедей. Конечно же, тот, кто по своему выбору и дьявольскому искушению оставляет Бога, того Бог оставляет для вечной погибели.
Мы уже сказали о тройственных дарах, как они соотносятся со Христом; мы желаем сказать о том, как они касаются нас в нравственном смысле[5]. Золотом знаменуется мудрость, как говорит Соломон: «Вожделенное сокровище найдет себе место в устах мудрого, а неразумные люди поглощают его» (Притч. 21, 20). Ладан – святая молитва, как поет Псалмопевец: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою» (Пс. 140, 3). Через мирру (смирну) показуется смертность нашей плоти. Родившемуся Царю мы приносим золото, если мы пред Его лицом сияем мудростью. Ладан мы приносим, если наши мысли возжигаем через святые молитвы, как благовоние, на жертвеннике сердца, чтобы испускать сладостное благоухание. Мы приносим Ему миро, если умервщляем плотские похоти через воздержание. Как мы уже говорили, миро – то, благодаря чему мертвая плоть не разлагается. Конечно, разложение происходит, если наши смертные тела служат похоти через невоздержание.
Тем, что эти звездочеты избрали другой путь в свою страну, они указали на нечто важное. Наша земля – это рай, и мы не можем избрать к нему тот путь, которым мы пришли. Первозданный человек и все его потомки были изгнаны из рая из-за непослушания и из-за того, что он пожелал быть выше Своего Творца, Который создал его. И у нас есть великое желание, чтобы мы через другой путь уклонились от дьявола, чтобы мы пришли к тому блаженному дому, для которого и были созданы.
Мы должны через послушание, и воздержание, и cмирение должным образом шествовать к нашему отечеству и со святыми cилами взыскивать ту землю, которую мы потеряли из-за преступления. Правильно было то, что Ирод был обманут этими звездочетами и не пришел ко Христу, ибо он расспрашивал их лицемерно. Своим притворством он показал,что искал Бога не от чистого сердца, и ничего не достиг, ибо Его надлежит искать чистым сердцем и неколебимым умом, Того, Кто живет со Отцем и Духом, во веки веков. Аминь.
Перевёл протодиакон Владимир Василик
[1] Т.е. евангельское чтение. – Прим. пер.
[2] Т.е. к празднику. – Прим. пер.
[3] «Cum natus esset Iesus in Bethleem Iudæ, in diebus Herodis regis, ecce Magi ab oriente uenerunt Hierosolimam, dicentes, Ubi est qui natus est Rex Iudeorum?» (лат.)
[4] букв. призвание.
[5] Буквально – «в соответственном понимании».