Существует миф, распространяемый «историками» от древлеправославия, связанный с якобы принадлежностью преподобного Серафима Саровского к «крипто-старообрядцам». Согласно этой легенде, на т.н. Кочующем Соборе (еще один миф, сочиненный «катакомбниками») в 1928 году были представлены некие «новые документы» о преп. Серафиме из неизвестных до того «бумаг Мотовилова», которые, как сказано у автора этой публикации «церковного историка» Б.Кутузова (НГ-религии, 8.12.1999), «вызвали шок у участников Собора». «Согласно этим новым документам, присланным на Кочующий Собор, преп. Серафим происходил из семьи так называемых “крипто-старообрядцев”... Из представленных на Собор документов следовало, что преподобный Серафим всю жизнь подвергался гонениям со стороны начальства “за плохо скрываемое старообрядчество”; что едва не убившие его грабители были наняты игуменом; что скончался он не в добровольном затворе, а в заключении. И не потому ли, — вопрошает Б.Кутузов, — Победоносцев и Синод, которым были известны эти факты, всячески сопротивлялись канонизации преп. Серафима?».
Если учесть, что нынешние т.н. «катакомбники», возглавлявшиеся неким «архиепископом» Амвросием (фон Сиверсом), от которого и были, вероятно, получены эти «новые документы», ведут свое происхождение от «андреевцев» — катакомбников-старообрядцев [1], то становится понятной старообрядческая ангажированность «новых документов» о преп. Серафиме. Журнал «Благодатный Огонь» неоднократно писал о том, насколько осторожно следует относиться к всевозможным «бумагам Мотовилова», в коих образ батюшки Серафима предстает в совершенно извращенном виде, в коих духовно и душевно нездоровые мысли Мотовилова приписываются дорогому для русского человека старцу.
Б.Кутузов пишет: «Из “бумаг Мотовилова”, представленных на Кочующий Собор, следовало, что образ святого был фальсифицирован в пользу “никонианства”: его старообрядческие симпатии скрыты, а его полемика с беспоповцами переделана в противостарообрядческую вообще».
Если регент одного из московских православных храмов, ревностный приверженец раскола «историк» Б.Кутузов в своих сочинениях поливает грязью Русскую Православную Церковь — «никонианство» по его раскольнической терминологии, то вести серьезную дискуссию с «историком», опубликовавшим бредовые «новые документы», бесполезно: всюду коварные «никониане» фальсифицируют высказывания преп. Серафима, гнобят его в заточении и вообще устраивают «идеологические диверсии» по отношению к «гонимым» старообрядцам, пытаясь водрузить православный крест над куполом Св. Софии в Константинополе.
Приведем высказывания преп. Серафима о старообрядцах и правильном перстосложении из книги о батюшке Серафиме «Житие преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца» (Сост. Л.И. Денисов. М., 1904. С. 239–240).
Наставления преп. Серафима старообрядцам
Пять эпизодов из жизни преп. Серафима ясно обрисовывают его отношение к старообрядцам и к содержимым ими обрядам, из-за которых они с упорством отделились от Св. Православной Церкви.
Приводим два из них в назидание как «приемлющим священство», то есть самозванную белокриницкую иерархию, так и «не приемлющим оного», то есть беспоповцам.
Однажды пришли к нему четыре человека из ревнителей старообрядчества — жители села Павлова Горбатовского уезда Нижегородской губернии, спросить о двуперстном сложении, с удостоверением истинности старческого ответа каким-нибудь чудом или знамением. Только что переступили они за порог келии, не успели еще сказать своих помыслов, как старец подошел к ним, взял первого из них за правую руку, сложил персты в трехперстное сложение по чину Православной Церкви и, таким образом крестя его, дал такое наставление: «Вот христианское сложение креста! Так молитесь и прочим скажите. Сие сложение предано от св. Апостолов; а двуперстное сложение противно святым уставам. Прошу и молю вас, ходите в Церковь греко-российскую: она во всей славе и силе Божией! Как корабль, имеющий многие снасти, паруса и великое кормило, она управляется Духом Святым, поставляющим в ней и учителей, и пастырей по преемству от Апостолов. А ваша часовня подобна маленькой лодке, не имеющей кормила и весел: она причалена вервием к кораблю нашей Церкви, плывет за нею, заливаемая волнами, и непременно потонула бы, когда бы не была привязана к кораблю».
В другое время пришел к нему один старообрядец и спросил:
— Скажи, старец Божий, какая вера лучше: нынешняя церковная или старая?
— Оставь свои бредни, — отвечал о. Серафим, — жизнь наша есть море, св. Православная Церковь наша — корабль, а кормчий — Сам Спаситель. Если с таким Кормчим люди, по своей греховной слабости, с трудом переплывают море житейское и не все спасаются от потопления, то куда же стремишься ты с своим ботиком и на чем утверждаешь свою надежду — спастись без кормчего?
Эти случаи описаны также в одном из первых жизнеописаний батюшки Серафима, изданном Н.В. Елагиным в первой половине XIX века, задолго до прославления старца.
* * *
Согласно профессору Н.И. Субботину, двуперстие на Руси — это «новосочиненный» московскими книжниками в XV веке обычай, когда у нас появилось т.н. «Феодоритово слово», несомненно подложное. То, что оно подложное, не отрицал даже и оппонент проф. Н.И. Субботина проф. Н.Ф. Каптерев.
Оно, собственно, и было сочинено в XV веке, чтобы защитить это двуперстное перстосложение на основе какого-либо «исторического свидетельства», тогда как, согласно проф. Н.И. Субботину, «троеперстие было обрядом, твердо державшимся на предании, издревле преемственно наследованном от отцов и дедов... и для своей защиты с двуперстием не нуждалось ни в каком письменном памятнике». В своей полемике с Н.Ф. Каптеревым Н.И. Субботин пишет: «Настойчиво проводя мысль, что русские, вместе с крещением, приняли от греков обряд двуперстия и с тех пор неизменно держали его до лет патриарха Никона, подбирая свидетельства в подтверждение этой мысли, он (Каптерев. — Н.К.) оставляет или старается оставить читателя в совершенном неведении о том, что есть письменные и иные памятники, свидетельствующие о противном, подтверждающие несомненное существование у нас троеперстия в древнейшие времена» (О перстосложении для крестного знамения (Разбор статьи г. Каптерева) // Братское слово. М., 1887. Т. 2. С. 612).
Итак, Русь в Х веке вместе с Христианством приняла от греков троеперстие, ибо все восточные православные патриархии из покон веков крестились тремя перстами и никакой перемены из двоеперстия в троеперстие в конце XII века и ранее не было! Это очень легко доказать: Грузия – приняла христианство в качестве государственной религии в 326 г. н.э. (IV век) от Антиохийской Православной Церкви. В Грузинской Православной Церкви всегда крестились только тремя перстами. Для этого достаточно изучить летописи Грузинской Православной Церкви или расспросить грузинское духовенство: крестились ли когда-либо в Грузии двумя перстами? На вас посмотрят с удивлением.
ПРИМЕЧАНИЕ
[1] Одна из ветвей «истинной православной церкви», основанной в 1920-х гг. епископом-вероотступником князем Андреем (Ухтомским), ушедшим в старообрядчество, которого в 1925 году Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Петр (Полянский) запретил в священнослужении. Это запрещение было подтверждено в 1926 году митрополитом Сергием (Страгородским) (Прот. Владислав Цыпин. Русская Православная Церковь. 1925–1938. М., 1999. С. 265).
Благодатный Огонь