Отказ киевской власти от транзита российского газа в ЕС ударил не только по Словакии и Венгрии, оказавшимися внезапно отрезанными от привычных поставок энергоносителей. Жертвой русофобии Зеленского также стала непризнанная Приднестровская Молдавская Республика (ПМР), которая после 1 января осталась без российского газа и, соответственно, без света и тепла.
Дело в том, что находящаяся в Приднестровье Молдавская ГРЭС, которая обеспечивает электроэнергией не только всю ПМР, но и около 80% потребностей Молдавии, генерирует свои мощности за счёт использования российского газа, проходившего ранее транзитом через Украину.
После перекрытия газовой трубы киевской властью Молдавская ГРЭС вынужденно перешла на использование запасов угля, который является в несколько раз менее энергоемким. Таким образом, выработка тепла и электроэнергии в ПМР резко сократилась, а запасов угля осталось от силы на пару месяцев.
Из-за перекрытия Украиной транзита российского газа в Приднестровье 1 января газ перестал поступать в 122 населенных пункта, а многоквартирные дома, школы и детские садики оказались без центрального отопления и горячей воды.
2 января прекратили работу промышленные предприятия, а 3 января начались веерные отключения электроэнергии, которая стала поступать с перерывами, достигающими 8 часов в сутки. Регион стал все больше погружаться в гуманитарный кризис.
Тирасполь обвинил в сложившейся ситуации Кишинев, заявив об энергетической блокаде Приднестровья. Посольство РФ в Молдавии считает, что ситуация искусственно создана коллективным Западом и Украиной. При этом Киев цинично остановил транзит российского газа именно в зимний период, чтобы обречь население Приднестровья на страдания, оставив сотни тысяч граждан без тепла и горячей воды.
В свою очередь, молдавский МИД обвинил российское дипведомство в распространении «ложных заявлений, призванных расколоть общество».
Молдавия решила воспользоваться ситуацией для реализации давнего желания – возвращения ПМР под свой контроль. Премьер Дорин Речан 6 января заявил, что «правительство настаивает на неизменности цели перехода региона под контроль Кишинёва».
Пользуясь ситуацией, он потребовал вывода российских войск из Приднестровья: «Реинтеграция страны должна начаться с вывода российских войск, что позволит нам управлять регионом надлежащим образом. Мы стремимся к мирному решению, а мир начинается с отзыва войск».
Речан считает, что цель России – «создать нестабильность в регионе», а также «повлиять на выборы в Молдавии», которые пройдут осенью 2025 года, чтобы «получить пророссийское правительство» для его дальнейшего использования как «рычага против Украины».
Судя по результатам президентских выборов и референдума об интеграции Молдавии в ЕС, которые были выиграны прозападным правительством исключительно за счёт голосов молдавской диаспоры, то возможность прихода к власти пророссийских политиков представляется вполне реальной.
Киевская власть поддерживает прозападный курс Кишинева. Она аналогично обвиняет в сложившейся ситуации Москву, абсолютно не соизмеряя свои действия по перекрытию транзита российского газа и вызванный этим энергетический кризис в ПМР.
Украинские СМИ заявляют, что «Приднестровье готовят для "атаки" на Украину». В Киеве радостно потирают руки и рассчитывают, что ПМР будет вынуждена «вернуться в Молдавию», а с её территории «выкинут российских военных».
Очень странный подход, особенно зная, что на Украине массовые отключения электроэнергии происходят уже не первую зиму. К тому же не стоит забывать, что из населения ПМР в 450 тысяч человек более половины имеют российское гражданство. Их тоже собираются «выкидывать» из Приднестровья? Или будут уничтожать, как это долгие годы делало ВСУ с русскими Донбасса?
Описывая сложившуюся ситуацию, украинские СМИ юродствуют, заявляя, что «Россия может в любую минуту возобновить поставки газа в Приднестровье. Для этого есть и мощности трубопровода в обход Украины, и согласие Молдавии».
По мнению украинских экспертов, «схема построена вокруг парламентских выборов в Молдавии осенью 2025 года», на которых Москва собирается «заменить действующую проевропейскую власть Молдавии на пророссийскую и реинтегрировать Приднестровье в страну на таких условиях, которые сделают невозможным новый поворот на Запад». Такое развитие событий «способно затормозить или остановить европейскую интеграцию Украины».
Судя по накачке информационного пространства на Украине исключается, что хунта Зеленского может применить военную силу, чтобы сообща с Кишиневом занять территорию ПМР под видом оказания гуманитарной помощи.
В этом ключе молдавский премьер Речан отметил, что Кишинев не обращался к Украине с просьбами помочь Приднестровью, хотя и не возражал бы против этого.
Параллельно в западных СМИ разгоняется тезис о том, что «Кремлю плевать на жителей Приднестровья», а саму ПМР называют сепаратистским и нелегитимным формированием. Так, признанное иноагентом немецкое информационное агентство Deutsche Welle заявляет, что «Приднестровье брошено замерзать в надежде на то, что кризис поможет привести к власти лояльные России силы по образцу Грузии».
Логично, что Запад недоволен провалом Евромайдана в Тбилиси, но называть грузинское правительство лояльным России является довольно большим преувеличением.
The New York Times считает, что «Приднестровье – это ретро-полицейское государство», у которого есть «обширная служба безопасности, усиленная россиянами, и оно прилагает все усилия, чтобы контролировать то, что слышат люди».
Американское издание называет ПМР образцом «стремления России сохранить свое влияние на бывших советских землях, поддерживая сепаратистов: сначала в Молдове, затем в Грузии и на востоке Украины. Во всех трех странах местные боевики, поддерживаемые российскими силами, объявили о создании собственных микрогосударств».
Французская газета Le Figaro также называет власть ПМР «нелегитимной» и считает, что «Россия использует все имеющиеся в ее распоряжении рычаги влияния, чтобы перекрыть европейский путь Республики Молдова».
Стоит отметить, что некоторые молдавские политики ясно осознают опасность эскалации возникшего кризиса. Бывший замглавы МИД Молдавии Валерий Осталеп считает, что диалог между Кишиневом и Тирасполем по решению газового и энергетического кризиса маловероятен.
Он заявил: «Я не хочу намекать и пугать людей, что я подразумеваю какие-то военные составляющие, но эскалация [будет] однозначно! Она уже сейчас происходит, как вы можете заметить, но мы должны реалистично смотреть на эти риски».
Лидер молдавского политического блока «Победа», бизнесмен Илан Шор также утверждает, что Кишинев не пытается решить энергетический кризис в регионе и не идет на диалог с «Газпромом». По его словам, именно молдавское правительство создало кризисную ситуацию в регионе: «Большие задолженности, отсутствие нормального диалога и «сомнительный аудит», проведённый в одностороннем порядке, привели к отключению многих жителей Приднестровья от газа».
Остаётся надеяться, что здравый смысл возьмет верх, и газ снова потечёт по трубам Приднестровья, принося тепло и свет жителям этого пророссийского региона, находящегося во враждебном окружении прозападной киевской и кишиневской власти.
Иначе России придётся принимать меры, которые очень не понравятся Западу.