Кирилло-мефодиевская традиция как геополитический инструмент Католической акции по окатоличиванию славян (1930-е гг.)

Часть 2

0
41
Время на чтение 13 минут

Источник: Наука Вера Культура

https://www.quovadisecclesia.com/sto-znaci-klerikalizam/

Белградская «Политика» 3 сентября 1932 г. уточнила, что конгресс католических студентов и сеньоров славянских земель является органом Католической акции, «которая с упорством распространяется на славянские земли, под неким кирилло-мефодиевским знаменем». «Идея славянства – это особый инструмент этой акции, она культивируется в великим вниманием, поскольку верхи католической церкви ощутили, что сейчас настало самое благоприятное время придать славянству католический характер. Довоенное славянство, связывая все свои надежды с Россией, располагало огромным духовным преимуществом. Сегодня, когда Россия направилась по пути интернационализма, славянство все больше теряет православный характер и фокус внимания должно направить не на Москву, а на Рим»[1]. Чехословацкий сенатор Ян Коватек идею развил, заявив, что «после падения России католицизм обрел наибольший авторитет. Константин Чеховец от имени «украинского обновления» указал, что «в Украине есть 4 млн католиков, находящихся в весьма тяжелом положении»[2].

Председатель конгресса С.Маркулин особо отметил, что «всеславянская идея конгресса встретила глубокое понимание св. Отца Папы». По словам Маркулина, «Святой отец папа Пий XI – папа Католической акции и христианского единства…. Эти две идеи стали руководящими идеями его понтификата. И равно как эти две идеи объединены в его личности, так они соединены по своему внутреннему содержанию. Кирилло-мефодиевская идея – выражение и форма универсального католического единства. Для славян она означает равно и христианское обновление»[3]. Непосредственно из кирилло-мефодиевской универсально-католической идеи вытекало объяснение национализма, в частности, хорватского, как это прозвучало в речи Загребского градоначальник др. Крбека: «эти вещи тесно связаны, если правильно понимать хорватство и югославянство. Идейные творцы и пионеры государственного и народного единства два великих имени… два католических священника – Штроссмайер и Рачки… вписали на национальное знамя святую идею католицизма и идею всеславянства… это традиционная идея, как и та, что главный хорватский город – носитель югославянства».

Загребский архиепископ Антун Бауэр, который не смог присутствовать на открытии конгресса, «почтил личным присутствием заседание комиссии по кирилло-мефодиевской идее». Мнср др Фран Гриве, профессор университета в Любляне и руководитель «кирилло-мефодиевской секции, действующей с великим успехом», в своем докладе отметил необходимость основания, по образцу университета в Любляне, подобных секций.

С этой целью создан союз славянских студентов и комиссии «Pax Romano», задачей которой является пропаганда кирилло-мефодиевской мысли серди католических студентов всего мира.

На конгрессе четко вменялось в обязанность представителям католических организаций и духовенству распространение католицизма с помощью кирилло-мефодиевской традиции реализовывать систематически. Организаторы конгресса – Хорватский католический сеньорат и Католическая ученическая лига – «получили отличный опыт» и выразили намерение и «далее сотрудничать в рамках Католической акции»[4]. Четвертый пункт итоговой резолюции конгресса поручал «… в духе кирилло-мефодиевской традиции стать основой практического сближения всех славянских народов»[5].Резолюцию Загребского конгресса славянской интеллигенции подтвердили резолюции славянских католических студентов и сеньоров, которые были приняты на конгрессах в Кракове, Любляне и Братиславе.

6 сентября 1932 г. по поводу работы конгресса белградская «Политика» привела еще ряд принципиально важных моментов: «Конгресс в качестве одной из важнейших задач славянской католической интеллигенции рассматривает науку о государстве на принципах христианской этики», чтобы «в духе кирилло-мефодиевской традиции стать основой практического сближения всех славянских народов»[6]. Загребские «Novosti» 3 сентября 1932 г. в статье «Торжественное открытие IV конгресса славянских католических учащихся и сеньоров» безо всяких экивоков привели разъяснения, сделанные на конгрессе по поводу кирилло-мефодиевской традиции и ее геостратегической роли: «Необходимо в духе кирилло-мефодиевской идеи соединить славянскую индивидуальность и католическую универсальность»[7].

Таким образом, главной целью IV Загребского конгресса славянской интеллигенции было соединение Католической акции с духом кирилло-мефодиевской традицией, католическую универсальность – со славянской индивидуальностью, что в переводе на обычный язык означает окатоличивание славянских народов.

Одновременно, в 1932 г., в распоряжении сербского правительства оказались сведения об антиюгославской деятельности «славянских северных братьев-католиков». Так, донесение от 23 января 1932 г. утверждало, что «Центр католической пропаганды против нашего режима находится в Берне, ее главный инициатор – Еже Матаушек, чиновник орловских организаций. Он поддерживает постоянные связи с югославскими католиками, особенно из Загреба, часто приезжает в Югославию, посещает важные католические места. Влияет на чешские католические газеты, особенно на пражскую «Лидове Листи». Примечательно, что Франтишек Вондрачек, главный редактор «Лидове Листи», в своей газете часто публиковал «дикие сенсации» относительно Югославии», а «сам являлся видным болгарофилом». Причем не простым. Из его переписки с Матаушеком, перехваченной югославской службой безопасности, следовало, что «мы весьма критически относимся к нынешнему режиму в Югославии… Мы находимся в связи с хорватской эмиграцией, ежедневно принимаем орган македонских революционеров «Македония» и тайно публикуемый журнал «Слобода или смрт», международный орган хорватских ирредентистов «Кроациа», затем «Македонию» из Женевы… Интерес к Балканам появился у меня десять лет назад при изучении Болгарии… при летнем путешествии по Болгарии после окончания болгарского университета я установил контакт с органом македонцев, посетил македонскую часть Болгарии… лично могу подтвердить, что позиция, занятая католической прессой в балканских вопросах, – самая правильная… Твою информацию (приложенную) я использую в одном из очередных номеров «Лиды». Наши «Лидове Листи» и «Прашки вечерник» в последнее время изменили свое приятельское расположение в отношении югославского правительства, пишем о ней весьма критично…»[8]Как следует из переписки, пражские католики поддерживали оперативную информационно-политическую связь с хорватской эмиграцией и македонскими экстремистскими организациями.

По поводу уместности проявлений радикального национализма в католицизме интересная полемика разгорелась между загребской газетой «Hrvatska straža» и джаковской «Hrvatska obrana», когда последняя поставила серьезный упрек первой в публичном использовании, в соединении с Католической акцией, лозунга «отца хорватской нации» (исповедующего в отношении сербов зоологический расизс – А.Ф.) Анте Старчевича «Бог и хорваты!» и призыва лидера крупнейшей Хорватской крестьянской партии Степана Радича «Вера в Бога и крестьянское единство!». «Hrvatska straža» выступила со встречными обвинениями – «джаковский орган встал на интернациональную позицию», что означает «отсутствие интереса церкви к национальной и политической судьбе хорватов», «что было бы созвучно тем элементам, которые хотят как можно больше ослабить влияние церкви в общественной жизни и воспрепятствовать осуществлению оправданных требований хорватов». «Hrvatska straža» однозначно утверждала: «церковь связана с народом, интернационализм католической церкви не означает, что она вне народа». Утверждения, высказанные газетой «Hrvatska obrana», «диаметрально противоположны хорватской ориентацией Католической акции и загребской архиепископии», в частности, позиции «архиепископа-коадьютора дра Степинца, который при каждой возможности предупреждает верующих об обязанностях в отношении домовины (Отечества – А.Ф.) и хорватского народа», «ни Ватикан не требует, чтобы Католическая акция была анациональной». «Как сказал профессор Клеменс Ендржеевский на лекции славянских католических студентов и сеньоров, «христианским идеалом не является вырастить и создать новый тип человека, который не был бы ни поляк, ни хорват, а только христианин. Такой тип человека был бы бессмысленным, и столь ж бессмысленным было бы христианское общество, лишенное народных элементов». «Католическая акция в других странах – Франции, Италии и других землях подчеркивают свою национальность», джаковскому изданию, как никому другому, «нужно учитывать наследие Штроссмайера, который никогда не отделял церковь от народа, никогда и не думал, чтобы католическая церковь в Хорватии должны быть интернациональной»[9]. Роль Штроссмайера в развитии хорватского национализма, югославизма и кирилло-мефодиевской традиции мы рассмотрим в следующих статьях, а пока почеркнем, что в начале 1930-х гг. сложилась единая цепочка: клерикализм и Католическая акция – хорватский национализм (прежде всего, идеи Анте Старчевича и правашской партии) – кирилло-мефодиевская традиция с двойной целью связывания «северных братьев-католиков» и формирование барьера и одновременно плацдарма для наступления на православный Восток.

Ватикан исторически рассматривал Балканы как особую точку приложения своей прозелитической миссии – вековые устремления Св. Престола были направлены на то, чтобы «схизматиков»-сербов привести в зону его контроля. Хорваты-католики, впервые в своей истории оказавшиеся в Югославии вне границ строго католического государства с превосходящими их по численности «иноверцами», в зоне преломления столь важных геополитических интересов, стали субъектом, обязанным свою общественно-политическую, и религиозную жизнь согласовывать и подчинять задачам Римской курии. Сепаратизм и радикализм хорватской политики в своей ментальной и цивилизационно-культурной основе объясняется именно ватиканским доминированием, направленным на то, чтобы эта часть католической паствы в едином югославянском государстве ни в коем случае не примирилась и не смешалась с сербами-православными и не впала бы в и другую крайность – религиозный индифферентизм, атеизм, марксизм и т.п. Эти две угрозы представляли собой равные по степени опасности и недопустимые для Св. Престола перспективы.

Поэтому не должен вызывать удивления ни тот факт, что не существует ни одного документа высшего клира римско-католической церкви, который бы «свидетельствовал об их милости в отношении сербов» [10], ни то, что хорватский национализм прямо зависел от католицизма и «большой геополитической игры». В это время Ватикан поддерживал планы создания в Средней Европе католической унии в составе Австрии, Чехословакии, Хорватии и Словении, для этого было необходимо вновь «разжечь костер» католической набожности, с целью сплочения католической массы вокруг высшего клира и духовенства и готовности к практическому применению мессионистских идеологем – крестовому походу, когда он будет объявлен. Что и случилось в апреле 1941 г. с провозглашением Независимого Государства Хорватия, открывшего самые черные страницы в балканской и мировой истории – геноцид сербов, евреев и цыган, совершенный хорватами-усташами рука об руку с католическими священниками и монахами.


[1] Архив Југославије. Фонд 38 „Централни пресбиро председништва министерског савета (ЦПБ), 1929-1941“. Фасцикла 614.

[2] Архив Југославије. Фонд 38 „Централни пресбиро председништва министерског савета (ЦПБ), 1929-1941“. Фасцикла 614.

[3] Архив Југославије. Фонд 38 „Централни пресбиро председништва министерског савета (ЦПБ), 1929-1941“. Фасцикла 614.

[4] Архив Југославије. Фонд 38 „Централни пресбиро председништва министерског савета (ЦПБ), 1929-1941“. Фасцикла 614.

[5] «Hrvatska straža», 6 rujna 1932 g. Архив Југославије. Фонд 38 „Централни пресбиро председништва министерског савета (ЦПБ), 1929-1941“. Фасцикла 614.

[6] Архив Југославије. Фонд 38 „Централни пресбиро председништва министерског савета (ЦПБ), 1929-1941“. Фасцикла 614.

[7] Архив Југославије. Фонд 38 „Централни пресбиро председништва министерског савета (ЦПБ), 1929-1941“. Фасцикла 614.

[8] Архив Југославије. Фонд 38 „Централни пресбиро председништва министерског савета (ЦПБ), 1929-1941“. Фасцикла 32.

[9] «Obzor», 12.8.1936 г. Архив Југославије. Фонд 38 „Централни пресбиро председништва министерског савета (ЦПБ), 1929-1941“. Фасцикла 614.

[10] Виловић Ђ. Крвава црква: хрватски попови и фратри у распаду Југославије и у покољима Срба. Београд/Земун: Српска радикална странка, 2009. С. 6.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анна Игоревна Филимонова
Все статьи Анна Игоревна Филимонова
Последние комментарии
Сотруднику РНЛ Павлу Тихомирову – 55 лет!
Новый комментарий от Павел Тихомиров
14.02.2025 08:16
Оскорбление Санкт-Петербурга и петербуржцев
Новый комментарий от Сергей из НН
14.02.2025 07:21
«Гражданская война» в Интернете и христианское отношение к истории
Новый комментарий от Алексей Ощепков
14.02.2025 06:49
Человек состоит из Памяти…
Новый комментарий от Черепов Александр
14.02.2025 05:51
Переговоры будут вестись не по телефону
Новый комментарий от Человек
13.02.2025 20:41