Запад работает на раскол научного пространства стран СНГ

Санкции против России 
0
11
Время на чтение 5 минут

Источник: Евразия Эксперт

Под конец 2024 г. ЕС и США ввели против России и Беларуси дополнительные санкции. Продолжается и наращивание военного потенциала НАТО на границах дух стран. На саммите Союзного государства в декабре были приняты решения по координации политики в сфере безопасности, которые позволят отрезвить потенциальных агрессоров. Однако давление Запада на Москву и Минск не ограничивается экономическими и военно-политическими мерами. Частью «гибридной войны» западных стран против России и Беларуси также являются гуманитарные инструменты влияния. В чем заключается их специфика, и что могут противопоставить усилиям Запада в этой сфере Россия и Беларусь, для «Евразия.Эксперт» прокомментировал кандидат исторических наук, генеральный директор АНО «Центр изучения перспектив интеграции» Сергей Рекеда.

Сергей Рекеда-round.png

Кандидат исторических наук, генеральный директор АНО «Центр изучения перспектив интеграции» Сергей Рекеда:

– Справедливо объединить экономические, политические и гуманитарные инструменты давления по постсоветскому пространству – западные страны работают комплексно. Причем, санкциями это все называть неправомерно с юридической точки зрения: они не одобрены ООН. Сейчас это односторонние незаконные инструменты давления на те страны, которые отклоняются от интересов, от курса западных стран. Поэтому то, что делает Запад, в том числе на постсоветском пространстве в отношении России и Беларуси – это, скорее, политический «гоп-стоп».

Если говорить о гуманитарных отношениях, то это отказ от взаимодействия, исключение из проектов, в том числе научных. Причем, не только своих – они давят также и на вполне нейтральные страны, чтобы те отказывались от сотрудничества. То есть, пытаются придать «токсичность» отношениям с Россией и Белоруссией. Если поговорить с учёными этих двух стран, вы услышите, что за последние два-три года произошла очень жёсткая политизация научного сотрудничества. Проекты – и образовательные, и научные – либо сворачиваются, либо до них допускаются только те люди, которые политически лояльны позиции Европейского союза, если это европейский проект, и США, если это американский проект.

С теми странами, которые более или менее демонстрируют лояльность западному курсу, совместные проекты, наоборот, поддерживаются. Через эти страны также могут поддерживаться российские и белорусские сторонники западной позиции. Таким образом, в некогда более-менее единое по условиям научное пространство стран СНГ или только стран Евразийского экономического союза вводятся условия для сегрегации, а это уже эрозия сотрудничества. Последние два-три года наши страны и научные сообщества существуют уже в разных условиях. Этот разрыв постепенно увеличивают, углубляют, чтобы сотрудничество между нашими странами тоже подорвать.

Инструменты продвижения западных интересов в гуманитарном поле остаются прежними. Один из ключевых – это СМИ, что включает создание и поддержку лояльных западным странам СМИ внутри стран СНГ, развитие своего иновещания. Кроме того, распространена раздача прямых грантов для формирования различных журналистских сообществ, лояльных западной позиции. Другой традиционный инструмент – это поддержка некоммерческого сектора, начиная с экологических и благотворительных организаций, и заканчивая исследовательскими НКО, которые продвигают западный политический нарратив в медийном поле.

Если мы говорим об академической сфере, то происходит вовлечение в научные исследования, которые строятся на мировоззренческой матрице (научные категории, структура, источники и так далее), сформированной не в странах постсоветского пространства, а в научных центрах европейских стран, Великобритании или США. Через эту совместную работу поднимается авторитет, продвигается популярность различных гуманитарных концептов, таких как гражданское общество, гендерная повестка, понятия демократии и свободы в том понимании, в котором это любят трактовать в западных странах. Это довольно глубинный инструмент продвижения внешних ценностей для постсоветского пространства.

Одна из особенностей гуманитарной политики, внешней политики в целом западных стран на постсоветском пространстве – для них это территория, куда они приходят с одной и той же повесткой. Показательны дискуссии вокруг законов об иноагентах. Тут мы даже выходим за пределы постсоветского пространства, учитывая ситуацию в Сербии. Но если посмотреть на постсоветское пространство, то, например, в Грузии это широко обсуждалось, в Молдавии тоже. И от страны к стране постсоветского пространства позиция западных стран не меняется – законов об иноагентах быть не должно, несмотря на то, что в западных странах они существуют.

С точки зрения Запада, должна продвигаться ЛГБТ*-повестка (движение ЛГБТ запрещено на территории России как экстремистское), даже в таких странах, где она абсолютно не находит никакой почвы – как, допустим, в Грузии, где позиции православной церкви чрезвычайно сильны. Гендерная повестка в Центральной Азии также не находит большого отклика на общественном уровне, но западные страны все равно ее продавливают, находят какие-то маргинальные сообщества, которым эта повестка может быть интересна, и поддерживают их. Но особой специфики с точки зрения гуманитарной повестки в Центральной Азии в сравнении с другими странами постсоветского пространства, на мой взгляд, нет. Хотя можно, безусловно, найти страновую специфику. Допустим, если взять Кыргызстан, то здесь работа даже в плоскости исследований идет больше через некоммерческие организации, потому что в стране работает довольно разветвленная система НКО.

Если мы говорим об академических обменах с западными странами, то здесь показательнее работа этих стран с Казахстаном, потому что сильнее выстроены институты, в том числе научные и образовательные. Поэтому здесь больше работы идет с учеными, в академической среде. Это в целом сообщество открытое, оно не может существовать изолированно, закрыто от сотрудничества с другими странами. Поэтому каким-то образом закрываться, ослаблять диалог и так далее – неэффективно, не продуктивно. Скорее, здесь нужно глубже изучить характер того диалога, который идет в гуманитарной и академической сфере между странами постсоветского пространства и странами Запада.

Если диалог идет на неравноправной основе, то получается, западные страны выступают как репродуктор, а постсоветские страны – как сторона, которая принимает, переводит и адаптирует у себя идеи, категории, методы. Но раз мы говорим, что нужно выстраивать диалог на равных, то сразу возникает вопрос: каким образом сделать его таким? Только через усиление собственного научно-технического пространства. Опять же, изолированно это сделать невозможно – только сообща, в рамках, например, того же Евразийского экономического союза.

Сейчас готовится к выходу совместная с коллегами из МГИМО научная статья, где мы подробно рассмотрели формы научного взаимодействия в рамках региональной интеграции. Стимулированием такого сотрудничества сейчас озабочены в разных уголках мира, потому что есть понимание, что суверенитет сегодня складывается в том числе из научной самостоятельности. А она включает широкий спектр составляющих, от наличия инфраструктуры уровня мегасайенс до инструментов по эффективному развитию человеческого капитала.

Эксперты и политические лидеры ЕАЭС об этом тоже говорят, обсуждают. Российский президент, например, говорил о так называемой «пятой свободе» Евразийского экономического союза – свободе знаний. В рамках упомянутой статьи мы концептуализировали это понятие – предложили свой взгляд на то, чем можно наполнить эту «пятую свободу». Формирование сильного научно-технического пространства в ЕАЭС в конечном итоге поможет достичь и ключевой цели объединения – создания конкурентоспособных экономик наших стран.


Беседовал Владимир Крапоткин

Настоящий экспертный комментарий подготовлен в рамках государственного задания Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (тема № FZNF-2024-0010).

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Рекеда
Все статьи Сергей Рекеда
Санкции против России
«Возникла реальная угроза того, что Европа останется без российского газа»
Последний пакет санкций затрагивает сферу международных платежей и расчетов по российскому экспорту и импорту
13.12.2024
Чем больше планов «хороших» и «мирных», тем лучше
Может, «они» там сами запутаются в вариантах «похабного мира»?
11.12.2024
В России идёт подготовка к реализации «мирных планов» Трампа?
Новый «договорняк» будет гибелью для нашей страны
05.12.2024
Нужно не умиляться успехами, а трезво понимать их природу
Форум «Россия зовет!» обострил проблему
05.12.2024
Международный бартер как вызов антироссийским санкциям
Механизм бартера может стать одним из вариантов ухода от расчета в долларах в международной торговле
05.12.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Что не так с критикой шовинистов
Новый комментарий от Павел Тихомиров
18.12.2024 04:26
Опасность караул-патриотизма
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
17.12.2024 21:38
Гражданская сознательность в условиях окончания СВО
Новый комментарий от Алексей Ощепков
17.12.2024 19:49
Когда же придёт царь?
Новый комментарий от Elenaelena
17.12.2024 19:44
Второй ответ архимандриту Тихону (Затекину)
Новый комментарий от Фиалковский
17.12.2024 16:56
Он не прятался за спинами, шёл с открытым забралом
Новый комментарий от Русский танкист
17.12.2024 16:13