Библейский сюжет в романе Джона Стейнбека «К востоку от Эдема»

0
64
Время на чтение 7 минут

Кадр из фильма «К востоку от рая», 1981 г.Источник: Православие.ру

Кадр из фильма «К востоку от рая», 1981 г.

 

Мне всегда казалось, что если в название романа будет вынесена цитата из Библии, то я ее непременно должна узнать. Однако в случае с романом Стейнбека «К востоку от Эдема» этого не произошло. Цитата не евангельская и даже не новозаветная – перед нами отрывок повествования о Каине, фрагмент книги Бытия. После убийства брата и проклятия Господа Каин, как гласит Священное Писание, поселился «к востоку от Эдема».

Одной из центральных сцен в романе является сцена чтения книги Бытия. Подобно тому как множество сюжетных нитей в романе «Преступление и наказание» веду т к сцене чтения эпизода воскрешения Лазаря, весь художественный мир романа Стейнбека завязан на сюжете 4-й главы книги Бытия. Герои читают текст Библии, спорят о его значении, задаются вопросами и даже вовлекаются в лингвистическую экспертизу: как следует правильно перевести глагол «тимшел», которым оканчивает Господь Бог свое напутствие Каину: «ты будешь» господствовать над грехом, «господствуй над грехом» или «ты можешь» господствовать над грехом?

 

В древнерусской литературе Каин был проклятым персонажем, лишенным надежды на покаяние, символом жестокости и своеволия, зависти и беспринципности. Святополк, убивший своих братьев Бориса и Глеба, носил прозвание «Окаянный», то есть подобный Каину. И позднее отсвет Каинова прецедента оттенял любое братоубийство, любую междоусобицу в княжеской семье. Каин – олицетворение зла, а дальнейшая жизнь его «к востоку от Эдема» предана забвению.

Каинов сюжет на богослужении звучал лишь раз в году – на второй неделе Великого поста – и являлся в системе паремийных чтений Постной Триоди одним из многих этапов пути человечества к крестной жертве Спасителя: казалось бы, в малом согрешил Адам, вкусив от древа познания добра и зла, но уже его сын упал на самое дно. Стейнбек делает маргинальный в литургической традиции сюжет центральным, заставляет читателя заново и по-новому взглянуть на судьбу Каина – и в конечном счете создает его подлинную апологию.

Можно ли назвать Стейнбека религиозным писателем? Конечно, нет. Образы верующих людей в его творчестве смешны и нелепы: это какие-то фанатики, люди ограниченные и примитивные. Мать главного героя (миссис Траск), впадая в экстатическое визионерство, сводит счеты с жизнью. Духовный опыт Лайзы Гамильтон, героини в общем-то положительной, больше напоминает свод безапелляционных запретов, в основе которых лежат личные чудачества благочестивой матроны. Судьба «награждает» праведника (Сэмюэля Гамильтона) скудной, каменистой землей, которая не может прокормить его многочисленное семейство, и дарует тучные нивы и богатства наследникам казнокрада (Адам Траск) и падшей женщины (Арон). Движущей силой в судьбах персонажей является их личная воля или безволие, и никогда – Божественное Провидение. Но оставим на совести автора его личные счеты с Господом Богом и обратимся к его культурологическому осмыслению библейского сюжета. Ведь порой талантливый художник, даже находясь вне церковной ограды, прозревает тайны Божественного замысла.

Итак, дети Адама Траска, потерявшего интерес к жизни после предательства жены, лишены имен, хотя и достигли возраста одного года. Их отец замкнулся в себе и хочет отгородиться от всего мира, а все заботы о младенцах ложатся на плечи слуги-китайца Ли. Сэмюэль Гамильтон и Ли понуждают-таки горе-отца наречь своих сыновей, и первым делом на память им всем приходит библейский сюжет: не назвать ли детей Адама так, как звали детей его далекого праотца. Траск категорически против. «Когда ты произнес, у меня мороз по коже пробежал», – отвечает он Ли. И тем не менее герои достают потрепанную Библию, читают заветные 16 строф и погружаются в глубины экзегезы.

Сэмюэль, этот нравственный камертон в художественном мире романа, замечает: Каин проклят, но не убит. И даже печать на его лице стала на деле Божественным оберегом:

«Каинова печать не погубила, а спасла его. И уделом всякого, кто посмеет убить Каина, было проклятие».

Более того, по мысли Сэмюэля, «мы все дети Каина». Здесь важно вспомнить, что Сэмюэль не просто отец девяти детей – он идеальный отец, любящий и любимый всеми своими детьми. В его восприятии Каин – обиженный ребенок, ищущий любви своего отца, а жизнь «к востоку от Эдема» – долгий путь к обретению отцовского благословения.

И до этого эпизода, и после него тема Каина и Авеля осмыслялась Стейнбеком в истории отношений представителей двух поколений семейства Трасков. И в первом, и во втором случае драма развивается по схеме отец – любимый сын – нелюбимый сын. Интересно, что в обоих случаях автор устраняет или выводит на периферию своего повествования матерей: они здесь будут лишними. Имена сыновей – Чарльз (Charles) и Адам, Арон и Калеб – первыми буквами отсылают читателя к своим библейским прообразам – Каин и Авель. Между Чарльзом и Калебом, как и между Адамом и Ароном, много общего. Первые ревнуют отцов к братьям, проявляют хитрость и жестокость, вторые – всеобщие любимцы, а отцы оказывают им явное предпочтение, мало заботясь о чувствах других своих сыновей.

Чарльз дарит отцу на день рождения дорогой нож, но тот предпочитает подарок Адама – шелудивого щенка, которого тот нашел в подворотне. В диком приступе ревности Чарльз страшно избивает брата и едва не убивает его. Адам прячется в сумерках в темном пруду, когда брат ищет его с топором в руке, чтобы зарубить... В этом и последующих эпизодах, рисующих истории взаимоотношений двух братьев, симпатия читателя, очевидно, на стороне Авеля-Адама, а Чарльз-Каин вызывает отторжение, неприятие, и получает обвинительный вердикт на непредвзятом суде читателей. Чарльз зол – Адам великодушен, Чарльз хитр – Адам наивен, Чарльз предлагает оставить истекать кровью искалеченную незнакомку – Адам спасает, выхаживает ее и делает своей женой. Чарльз достоин такого же презрения, как и его ветхозаветный прототип. Да, он сложнее, но ведь и объем романа больше, чем объем 4-ой главы книги Бытия. Принципиального отличия нет.

Следующей проекцией Каина в тексте романа становится Калеб. И здесь, казалось бы, повторяется тот же сюжет: брат Калеба Арон – приветливый, добродушный, светлый ребенок, в сравнении с которым злой, испорченный нрав другого сына Адама еще неприятнее. Калеб подставляет брата, лжет и хитрит, чтобы вызвать разлад между ним и полюбившей его девочкой Аброй, он просто-напросто коварен, но никакие ухищрения не помогают ему стать чуть больше братом и чуть меньше – самим собой. Да и отец мальчишек поначалу более занят оплакиванием своей трагической любви к жене, чем проявлением слишком неравной любви к детям. Казалось бы, еще одна постановка вечной драмы. Но со временем акценты в повествовании сменяются, и апология Каина в тексте романа реализуется через апологию Калеба.

Арон живет в выдуманном мире, на деле он эгоистичен, временами – просто чистоплюй. Не считаясь с чувствами Абры, ставшей его невестой, он намеревается принять обет безбрачия. А когда в его фантазийном мире появляется вакансия нежно любящей девы, ждущей его возвращения из колледжа, – пишет Абре патетические письма, в адресате которых сама Абра силится, но не может увидеть себя. Бросившая его мать в его мире грез становится недостижимым идеалом. И ясно, что Адам, его отец, столько лет предававшийся бесплодным мечтаниям, видит в нем не что иное, как свое alter ego.

Калеб, как и любой ребенок, тяжело переживает отцовскую нелюбовь. Он находит способ снискать расположение отца. После того как Адам Траск прогорел на рискованном бизнес-проекте, Калеб находит надежного компаньона, чтобы вложить небольшую сумму денег в перспективный стартап. Вместе в Уиллом Гамильтоном он выращивает фасоль на землях салинасских фермеров, чтобы потом продать ее по выгодной цене, взлетевшей после начала Первой мировой войны. Калеб зарабатывает огромную по тем временем сумму денег (15 тысяч долларов) в 17 лет! Эти деньги изначально были ему нужны, чтобы купить любовь отца. И когда в день Благодарения тот с презрением отвергает их, называя ценой спекуляции, добытой путем обмана, герой испытывает тяжелейшее потрясение. Окончательно деморализуют Калеба следующие слова отца: «Я был бы счастлив, если бы ты подарил мне то, чем гордится твой брат, – увлеченность делом, радость от своих успехов». Адам, очевидно, не чувствует своей отцовской ответственности за становление сына как личности и не понимает, как тот нуждается в любви и принятии. В итоге попытка Калеба излечиться от детской травмы приносит ему еще большую боль.

 

Отвергнутый отцом, чьи принципы не позволяют одобрить его усилия, Калеб разрушает выдуманный идеальный мир брата – приводит его в публичный дом, которым уже много лет заведует их мать. Потрясенный открывшейся правдой о судьбе матери, Арон отправляется на фронт, где ему суждено погибнуть несколько месяцев спустя.

И тем не менее автор и читатель, а вслед за ними и отец прощают Калеба и даруют ему свое благословение. Абра понимает, что ее подлинной любовью был не Арон, а именно его брат, потому что он настоящий, потому что он любит ее, а не плод собственной фантазии. Адам, которого постиг удар после известия о смерти любимого сына, благословляет нелюбимого словами книги Бытия: «Ты можешь господствовать над грехом» (Быт. 4, 7). Еще несколько страниц назад Калеб отвечал отцу словами Каина: «Разве я сторож своему брату?» (Быт. 4, 9) Но теперь он прощен и благословлен, и именно его дети, их с Аброй дети, продолжат род Трасков и будут счастливы.

Калеб прощен отцом земным, и исход романа намекает на то, что, по мысли автора, библейский Каин также был прощен Отцом Небесным. Единственным отличием от библейского сюжета становится причина, по которой отец изначально предпочитает одного из своих сыновей другому. Выбор Адама падает на Арона, потому что Адам эгоистичен и видит в любимом сыне себя. Выбор Бога падает на того, чье сердце по-настоящему открыто Господу: «Аз любящия Мя люблю» (Пс. 118, 132). Но последнее Стейнбек так и не понял, потому что эта истина видима только глазами веры.

Мария Марченко

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Мария Марченко
Все статьи Мария Марченко
Последние комментарии
На чьей стороне Бог в дни нового раскола?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
30.06.2025 15:37
Парадокс Ленина: почему мумия жива?
Новый комментарий от Игорь Бондарев
30.06.2025 15:26
ВК-фест оскорбляет Путина
Новый комментарий от учитель
30.06.2025 14:33
На пороге Третьей мировой войны
Новый комментарий от Владимир Николаев
30.06.2025 14:22
Подготовка унии?
Новый комментарий от Владимир Николаев
30.06.2025 14:20
Фильм «Мумия»: просвещение или провокация?
Новый комментарий от Владимир Николаев
30.06.2025 14:17