Нам нужна духовная экономия Христианства, а не политическая экономия Маркса

0
274
Время на чтение 3 минуты

28-2

Источник: РЭОШ

 

В советское время в вузах в обязательном порядке преподавали политическую экономию. В учебниках по политэкономии подчеркивалось, что это важная составная часть марксизма-ленинизма (наряду с диалектическим и историческим материализмом, научным коммунизмом и научным атеизмом). Подчеркивалось, что политэкономия является фундаментальной наукой, объясняющей все явления и процессы в сфере экономики. На этом фундаменте создавались и развивались другие экономические науки и дисциплины (прикладного характера).

Идейной основой всего марксизма-ленинизма выступает материализм. В рамках этого материалистического мировоззрения Карл Маркс создал конструкцию под названием «общественно-экономическая формация» (ОЭФ). Любое общество можно представить в виде ОЭФ, которая состоит из экономического базиса и политической надстройки. Экономический базис по Марксу – система отношений между людьми по поводу производства, обмена, распределения и потребления общественного продукта. Система этих экономических отношений называется «базисом» по той причине, что она определяет все остальное в обществе. Прежде всего, политику (в широком смысле – с включением государства как института политической власти). Хотя надстройка названа «политической», в нее «классик» включил также право, культуру, нравственность и мораль, религию.

Итак, у Маркса экономика первична, все остальное, включая нравственность, мораль и религию, — вторично, производно от экономического базиса. В этой конструкции ОЭФ «классик» все перевернул с ног на голову. На самом деле, первичны нравственность и мораль. Ранее всегда закрепляемые в нормах религии, позднее – также в нормах права. А экономика производна от этих норм, причем нередко промежуточным звеном между ними является политика. Об абсурде марксистской конструкции ОЭФ я писал во многих своих книгах. Прежде всего, в работе: «Капитализм. История и идеология «денежной цивилизации» (М.: Институт русской цивилизации, 2015). Поэтому подробно на ее критике останавливаться не буду. Впрочем, я занимался не только критикой, но предлагал альтернативную конструкцию, в которой фундаментом (базисом) выступают нравственные нормы отношений между людьми (духовно-нравственный базис), а над этим фундаментом надстраиваются все остальные элементы общества – политика, культура и экономика.

В марксистской политической экономии, как это следует из самого ее названия, экономика рассматривается в связке с политикой. Хотя у Маркса политика находится в надстройке, однако, он признавал обратное влияние политики на экономику. В моей альтернативной концепции понимания и изучения экономики я исхожу из ее связки с духовно-нравственным базисом. Чтобы людям, привыкшим к марксистскому понятийному аппарату, было все максимально понятно, я максимально использую понятные им термины. У Маркса – «общественно-экономическая формация», у меня – «общественно-духовная формация». У Маркса – «политическая экономия», у меня «духовная экономия». Впрочем, я никакого «паровоза не изобретаю». Моего тут ничего нет. Я лишь напоминаю хорошо забытое. Лишь называя хорошо забытое понятыми современному человеку словами.

Понимание того, что духовно-нравственная сфера первична, а экономика вторична, знали наши предки. Это была аксиома христианства и православия. Но марксистский материализм оказался чумой, которая поразили значительную часть русских людей. И в советское время эту аксиому пытались изжить из памяти людей. Заменив ее на аксиому первичности экономики. Эту новую аксиому до революции критиковали многие наши русские мыслители, назвав ее идеологией «экономизма».  См.: Катасонов. Русская социологическая мысль на рубеже XIX-XX веков. К. Леонтьев, Л. Тихомиров, В. Соловьев, С. Булгаков, С. Шарапов. (М.: Родная страна, 2015).

Идеология «экономизма» сегодня и в России, и во всем мире приобрела абсолютно абсурдные формы, затмила окончательно сознание и политиков, и обывателей. Это оборотная стороны процесса полной утраты человечеством каких-либо духовно-нравственных ориентиров. Чтобы понять, что такое экономика, каковы причины ее кризиса, каковы пути выхода из него, необходимо посмотреть на экономику не через призму нынешних учебников economics и вчерашних учебников политической экономии, а через призму той системы взглядов, которую я условно назвал «духовной экономией». Такая «духовная экономия» формировалась на протяжении многих веков христианства. Немалый вклад в ее развитие внесли также русские мыслители дореволюционной эпохи. См.: Катасонов В. Православное понимание экономики (М.: Институт русской цивилизации, 2017).

 Без возрождения духовной экономии христианства сложно рассчитывать на возрождение России.

Валентин Катасонов.

P.S. Если на данную публикацию будут интересные комментарии, свидетельствующие об интересе читателей к духовной экономии христианства, то готов продолжить разговор на эту тему.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1.

я занимался не только критикой (марксизма), но предлагал альтернативную конструкцию, в которой фундаментом выступают нравственные нормы отношений между людьми (духовно-нравственный базис)


Ув. Валентин Юрьевич, но для духовно-нравственных форм отношений нужны соответственно духовные и нравственные люди. Теоретически это могли бы быть христиане. Но где Вы сегодня их найдете? Вы знаете, что падшие человеки не способны к нравственным нормам отношений. Все люди от рождения преступники и осуждены на смерть. Божиего страха нет ни у одного, по слову Писания. Потому будет всемирно введен "страх лампасный" — через вживленные чипы и тотальный контроль, вроде китайской системы "социального рейтинга".
По слухам, она введена в Китае как тестовая программа из социальных лабораторий Ротшильда. Чтобы потом распространить ее на весь мир, в срок к грядущему антихристу.
Агафон / 03.09.2024, 20:59
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валентин Юрьевич Катасонов
«Бартер существовал испокон веков»
Еще одно средство обхода экономических санкций
13.09.2024
«Пятая колонна» в лоб не бьёт, она действует хитрее
О публикации в «МК» о «сталинистах» — наших и американских
12.09.2024
Распил денег не обошёл российскую науку
Талантливых исследователей система вынуждает искать лазейки
12.09.2024
«Частная цифровая валюта как “метод отмывания денег”»
Китай уже более десяти лет ведёт войну с криптовалютами
11.09.2024
Поездка Путина в КНДР и Вьетнам, или что общего
между Центробанками КНДР, Вьетнама и Китая
11.09.2024
Все статьи Валентин Юрьевич Катасонов
Последние комментарии
«Такова историческая плата за любовь к чужим витринам»
Новый комментарий от С. Югов
16.09.2024 18:23
Энакен Скайуолкер становится Дартом Вейдером
Новый комментарий от С. Югов
16.09.2024 18:17
Критерии избрания царя на Земском соборе 1613 года
Новый комментарий от Владимир С.М.
16.09.2024 16:13
«Распад семьи – это планетарный процесс»
Новый комментарий от Константин В.
16.09.2024 15:37
Англо-саксонский лагерь
Новый комментарий от Ленчик
16.09.2024 12:35
«Ядерный конфликт действительно никому не нужен»
Новый комментарий от Андрей Карпов
16.09.2024 11:33