Эпос не в смерти, эпос в Победе

Святые ратоборцы Евгения Носова

0
2
Время на чтение 10 минут
Фото: из сети интернет

 

 

15 января 2025 года исполняется ровно 100 лет со дня рождения великого курянина – знаменитого писателя-почвенника, фронтовика Евгения Ивановича Носова (1925 – 2002). Почётный гражданин города Курска, он посвятил родному краю самые лучшие свои творения. И среди них – повесть о первых днях Великой Отечественной войны «Усвятские шлемоносцы». Несмотря на географические координаты, уводящие читателя от родной писателю Курщины, это эпическое полотно создано целиком на курском материале. С высоты древнего кургана, помнящего набеги половецких орд, обозревал писатель те поля и деревеньки, те просёлочные дороги, по которым уводил своих героев на ратный подвиг. Потому сегодня уместно вспомнить именно это произведение. Оно помогает почувствовать связь времён и увидеть, как опять чёрные крылья беснующихся орд укрорейха тщатся парить над Курщиной, и опять идёт народная рать святая на свою священную войну.  

 

В письме к Виктору Астафьеву в мае 1980 года Евгений Носов, поздравляя друга с Победой, размышляет и о своей военной повести «Усвятские  шлемоносцы»,  где даёт  многообъёмный образ начала войны, когда мобилизованные крестьяне села Усвяты, оторванные от мирного святого дела – возделывания земли, уходят полевыми дорогами на великую битву. И вот тут, буквально в двух строчках, он охватывает взглядом свой замысел, уже воплощённый в слове.

Мельком упомянув о том, что на студии им. М. Горького хотят ставить фильм по его повести «И уплывают пароходы…», он признаётся: «… меня больше беспокоит судьба «Шлемоносцев» –  на «Мосфильме»  –  берётся ставить молодой дебютант, не напортил бы, не заземлил до мелкого бытовизма – там ведь надо сохранить эпос, парение чёрного орла над потрясённой Россией».

Образ  парящего чёрного орла является ключевым в символике самого знаменитого «военного» произведения Евгения Носова – повести «Усвятские  шлемоносцы», которую он задумывал как «литературную симфонию, с обобщениями и философскими раздумьями».

 

Об этом орле уже много написано и в советские годы и в нынешние. Но никто не придавал ему столько значения, сколько сам автор, о письме которого не все вспоминают, рассуждая о символизме хищной птицы.

Разные толкования даются этому образу. Но самым неудачным можно считать узко фольклорное толкование, низводящее чёрного орла на уровень дурной приметы. То есть происходит именно то, чего, в общем-то, и боялся автор повести. «Мелкий бытовизм» отсылок к языческим верованиям славян, «заземление» мощного эпического образа до «хищной птицы, накликающей беду» приводит к тому, что замысел писателя усыхает до простого предчувствия, что усвятцы уже не вернутся домой, сгинут на дорогах войны. Исследователи даже начинают гадать: какое именно значение придаёт автор чёрной тени орла-курганника – просто предчувствие или чёткий знак погибели?

А где же тогда эпос?

Не в языческом же символизме древних славян…

Почему, говоря об эпосе, автор говорит именно о «парении чёрного орла»? Ведь для него эпос в этом парении, в самом его факте, а не в отвлечённом символизме хищной птицы.

И чтобы понять, почему это парение означает для автора эпическую силу его художественной вещи, стоило бы не обособлять произведение от той эпохи, о которой оно повествует, уводя читателя своим толкованием в фольклорно-языческие времена, а, напротив, оглянуться вокруг именно в том времени, в котором пребывают герои. Или, иными словами, поискать связи не в отдалённых пластах истории, а в том конкретном историческом моменте, какой изображён автором.

Знаком этого конкретного исторического момента как раз и является парение чёрного орла над потрясённой Россией. Это парение уже запечатлено в современной Евгению Носову литературе в самой эпичной, самой народной песне, которой провожали русских солдат на ту священную войну.

 

«Через два дня после начала войны, 24 июня 1941 года, одновременно в газетах «Известия» и «Красная звезда» был опубликован текст песни «Священная война» за подписью известного советского поэта и сталинского лауреата В. И. Лебедева-Кумача. Сразу же после публикации композитор А. В. Александров написал к ней музыку. Печатать слова и ноты не было времени, и Александров написал их мелом на доске, а певцы и музыканты переписали их в свои тетради. Ещё день был отведён на репетицию. 26 июня 1941 года на Белорусском вокзале одна из не выехавших ещё на фронт групп Краснознамённого ансамбля красноармейской песни и пляски СССР впервые исполнила эту песню. По воспоминаниям очевидцев, песню в тот день исполнили пять раз подряд. Песня приобрела массовую популярность на фронтах Великой Отечественной войны и поддерживала высокий боевой дух в войсках, особенно в тяжёлых оборонительных боях».

 

Вот на этот эпохально-эпический фундамент, на это абсолютно всенародное основание и опирается Евгений Носов, создающий свою великую «симфонию в прозе», «подлинно русское произведение», от которого захватывало дух современников, отказывающихся верить, что художник придумал своих героев. («Трудно поверить, что повесть – плод Вашей фантазии. Каждый герой в ней – живой человек…», из письма читателя).

Для читателей, родившихся в новом веке, может, и нужно напомнить эту строфу стихотворения, уже на третий день войны ставшего фронтовым эпосом:

 

Не смеют крылья чёрные

Над Родиной летать,

Поля её просторные

Не смеет враг топтать!

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна, –

Идёт война народная,

Священная война!

 

…Ведь не европейским же гуманизмом озабочен был писатель, когда размышлял о тяжкой необходимости убивать врага, защищая свою землю и свою веру! Миролюбивые усвятцы не от робости и бесхребетности страшились войны и предстоящего человекоубийства.

Евгений Носов рисовал русского человека, крестьянина абсолютно беззлобным, мирным пахарем и созидателем. А та сила тьмы, что наступала на Русь, мыслилась им эпической чёрной ратью сатаны, воплощением зла, с которым предстояло сразиться мирным русским ратоборцам. Носов ведь отдавал себе отчёт, что советские крестьяне, мужики призывного возраста, несмотря на свершившуюся в семнадцатом году революцию, оставались верующими, православными христианами.

Вот это противостояние космического духовного мира, православной ойкумены и такого же космического духовного зла (есть ведь и падший дух, Денница, Люцифер), мистической рогатой силы (каски немцев), мистического (не христианского) чёрного креста, языческой свастики-солнцеворота – это противостояние сил добра и зла волновало писателя сильнее всего, этой символикой он отчётливо помечал страницы своей повести (цитаты ниже).

Ведь это важное различие в понимании: не внутренним языческим сознанием, пугающимся примет, объяснять надо образ чёрной тени над Усвятами, а как раз наоборот – эта чёрная тень означала внешнее нашествие язычества на русскую землю, вторжение чуждой силы в православную ойкумену.

Ну вот, к примеру, Касьян, стоя во дворе своего дома, нечаянно задумался:

«Ему вдруг представилось, как те идут, идут густыми рядами по усвятскому неубранному полю, охваченному огнём, и сквозь дымную пелену и огненные хлопья зловеще маячат насунутые по самые плечи рогатые сатанинские каски».

А минутами ранее он стоял в горнице перед иконой святителя Николая Чудотворца, чувствуя себя виноватым перед святым. Он понимал, что тревога и растерянность, охватившие его накануне ухода на фронт, не те праведные чувства, которые он должен бы теперь испытывать. И глаза святого с иконы будто говорили ему: «А ворог-то идёт, идёт…».

То есть Носов отчётливо даёт понять, что война эта священная, и святитель Николай благословляет Касьяна, торопит его на ратный труд.

Мог ли так мыслить автор безрелигиозный, безбожник и материалист, каковым пытались представить Евгения Ивановича Носова многие толкователи даже и в недавние годы?! Очевидно же, что тут вера направляет и ведёт ратника!

И опять ему, мирному пахарю Касьяну, «померещились те железные рога над неубранной рожью…». 

Миролюбивый Касьян страшится убивать человека – Носов подчёркивает это, рисуя знаменитую сцену в доме дедушки Селивана, – но даже пронзительный взгляд святителя Николая грозно напоминает: не человека убивать будешь, а врага, посланника сатаны в рогатом шлеме.

То есть и автор тут отчётливо говорит читателю: фашистов надо мыслить не людьми, а чёрной дьявольской тьмою. И нет другого пути у христианина, кроме битвы с этим врагом. И что бы ни говорили сторонники разделения автора и его героя, Касьяновы мысли в повести – это мысли самого Евгения Носова.

И та чёрная тень от крыльев орла-курганника, что сопровождала уходящих на войну усвятцев, эти чёрные крылья, похожие то на чёрный фашистский крест, то на распростёртую чёрную рубаху  – вся эта чернота и есть очевиднейшая грозная перекличка с той священной песнью, со словами которой уходили на войну миллионы наших защитников-победителей.  Хоть и не вернувшихся в поля ратного, но всё равно победителей, ибо их жизнь положена в основание жизни будущих поколений.

Как и Церковь Божия во все времена – созидается на крови мучеников за Христа.

И эта чёрная тень распростёртых крыльев хищной птицы, неоднократно возникающая на страницах повести, и есть тот эпический знак, соединяющий Усвяты со всей Россией. Над Усвятами, как и над всей Россией, беззвучно звучит эта величественная и трагическая мелодия, этот священный гимн защитников Отечества, свидетельствующий о том, что идёт народная рать святая на свою священную войну!

Вот они идут… и вот эта чёрная тень над ними:

«Пыльные спины мужиков пробила солёная мокреть, разило терпким загустевшим потом, но они всё топали по жаркой даже сквозь обувь пыли… нетерпеливо поглядывая на хребтину, где дремал в извечном забытьи одинокий курган с обрезанной вершиной. И когда до него было совсем рукой подать, оттуда снялся и полетел, будто чёрная распростёртая рубаха, матёрый орёл-курганник».

И если мы действительно мыслим этого орла не просто хищной птицей, сулящей, по народным приметам, беду и поруху, а видим в нём символический знак нагрянувшей беды  – не грядущей, а уже грянувшей! – знак присутствия врага на родной земле, то мы невольно  –  и неизбежно, по закону всенародной памяти! – слышим и тот священный гимн:

Не смеют крылья чёрные

Над Родиной летать!

Поля её просторные…

…Поля, по которым идут усвятские шлемоносцы, их родные поля, кормящие, но теперь неубранные… И Носов тщательно прописывает каждое мгновение этого прощального полевого пути…

Поля её просторные

Не смеет враг топтать!

Вот этим священным гимном незримо сопровождает писатель нестройные ряды новобранцев! А вовсе не той явно слышимой песней, которую поют приободрившиеся усвятцы, про молодого казака, убитого в Таганроге. Да, может, они и будут все убиты. Но эпос не в их смерти, а в их посмертной Победе!

Чёрные крылья орла-курганника эпически означают ту силу, которую им суждено одолеть, сколько бы ни летала она над потрясённой Россией.

Вот в этом эпос – в победе святого народа над чёрной сатанинской силой!

И вовсе не предчувствие погибели стало причиной появления этой чёрной тени над Усвятами и над родными русскими полями, а именно праведный гнев народа, та ярость благородная, которая вскипит позже, когда усвятцы увидят живого врага и научатся его убивать!

И не в образном, художественном смысле это священная война, а в самом прямом – в этой земной бойне православные крестьяне-христиане, люди Христовы, побеждали людей сатаны. Ибо гитлеровцы, фашисты не были христианами, они мыслились сатанинским войском и вёл их служитель тьмы.

 

Перекидывая мостик от литературы к реальности, от вчера к сегодня, оглянемся вокруг: и сегодня повторяется то же самое.

 Чёрные крылья вражеских беспилотников летают над нашей священной землёй, над полями, политыми кровью защитников Курской дуги. Мы свято чтим их память. И мы, литераторы, обязаны вновь – хотя бы словом, хотя бы моральным усилием – защищать эту землю, как защищали её наши воины в Курской битве восемьдесят лет назад. И за свою родную русскую культуру нам надо стоять насмерть, как стояли здесь, на этой курской земле те, кто сумел ценой своей жизни развернуть врага вспять, не позволил ему поразить в сердце Россию…

 

Гнилой фашистской нечисти

Загоним пулю в лоб,

Отребью человечества

Сколотим крепкий гроб.

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна, –

Идёт война народная,

Священная война.

 

Марина Ивановна Маслова, член Союза писателей России, литературный критик (г. Курск)

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Марина Ивановна Маслова
Взыскуя древнего Отечества
Мысль о милосердии в прозе Бориса Агеева
13.01.2025
«Скачут лошадки Бориса и Глеба»
Икона и житие в стихах Бориса Чичибабина
09.01.2025
Чудеса на Курском направлении
На фронтах СВО рождается новый эпос России
03.01.2025
Все статьи Марина Ивановна Маслова
Последние комментарии
Линия фронта
Новый комментарий от Павел Тихомиров
14.01.2025 20:45
Национальные республики живут за счёт русских регионов
Новый комментарий от Калужанин
14.01.2025 19:31
Секрет Шафаревича
Новый комментарий от Апографъ
14.01.2025 18:04
Секта головинцев живёт и здравствует
Новый комментарий от Алекс
14.01.2025 17:35
«У Бориса Якеменко, мягко выразимся, лицо в пуху»
Новый комментарий от Человек
14.01.2025 16:07
Сверхимперия зла
Новый комментарий от Калужанин
14.01.2025 16:06
«Переговоры по Украине должны вестись между Россией и США»
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
14.01.2025 16:02