Эпос не в смерти, эпос в Победе

Святые ратоборцы Евгения Носова

0
169
Время на чтение 10 минут
Фото: из сети интернет

 

 

15 января 2025 года исполняется ровно 100 лет со дня рождения великого курянина – знаменитого писателя-почвенника, фронтовика Евгения Ивановича Носова (1925 – 2002). Почётный гражданин города Курска, он посвятил родному краю самые лучшие свои творения. И среди них – повесть о первых днях Великой Отечественной войны «Усвятские шлемоносцы». Несмотря на географические координаты, уводящие читателя от родной писателю Курщины, это эпическое полотно создано целиком на курском материале. С высоты древнего кургана, помнящего набеги половецких орд, обозревал писатель те поля и деревеньки, те просёлочные дороги, по которым уводил своих героев на ратный подвиг. Потому сегодня уместно вспомнить именно это произведение. Оно помогает почувствовать связь времён и увидеть, как опять чёрные крылья беснующихся орд укрорейха тщатся парить над Курщиной, и опять идёт народная рать святая на свою священную войну.  

 

В письме к Виктору Астафьеву в мае 1980 года Евгений Носов, поздравляя друга с Победой, размышляет и о своей военной повести «Усвятские  шлемоносцы»,  где даёт  многообъёмный образ начала войны, когда мобилизованные крестьяне села Усвяты, оторванные от мирного святого дела – возделывания земли, уходят полевыми дорогами на великую битву. И вот тут, буквально в двух строчках, он охватывает взглядом свой замысел, уже воплощённый в слове.

Мельком упомянув о том, что на студии им. М. Горького хотят ставить фильм по его повести «И уплывают пароходы…», он признаётся: «… меня больше беспокоит судьба «Шлемоносцев» –  на «Мосфильме»  –  берётся ставить молодой дебютант, не напортил бы, не заземлил до мелкого бытовизма – там ведь надо сохранить эпос, парение чёрного орла над потрясённой Россией».

Образ  парящего чёрного орла является ключевым в символике самого знаменитого «военного» произведения Евгения Носова – повести «Усвятские  шлемоносцы», которую он задумывал как «литературную симфонию, с обобщениями и философскими раздумьями».

 

Об этом орле уже много написано и в советские годы и в нынешние. Но никто не придавал ему столько значения, сколько сам автор, о письме которого не все вспоминают, рассуждая о символизме хищной птицы.

Разные толкования даются этому образу. Но самым неудачным можно считать узко фольклорное толкование, низводящее чёрного орла на уровень дурной приметы. То есть происходит именно то, чего, в общем-то, и боялся автор повести. «Мелкий бытовизм» отсылок к языческим верованиям славян, «заземление» мощного эпического образа до «хищной птицы, накликающей беду» приводит к тому, что замысел писателя усыхает до простого предчувствия, что усвятцы уже не вернутся домой, сгинут на дорогах войны. Исследователи даже начинают гадать: какое именно значение придаёт автор чёрной тени орла-курганника – просто предчувствие или чёткий знак погибели?

А где же тогда эпос?

Не в языческом же символизме древних славян…

Почему, говоря об эпосе, автор говорит именно о «парении чёрного орла»? Ведь для него эпос в этом парении, в самом его факте, а не в отвлечённом символизме хищной птицы.

И чтобы понять, почему это парение означает для автора эпическую силу его художественной вещи, стоило бы не обособлять произведение от той эпохи, о которой оно повествует, уводя читателя своим толкованием в фольклорно-языческие времена, а, напротив, оглянуться вокруг именно в том времени, в котором пребывают герои. Или, иными словами, поискать связи не в отдалённых пластах истории, а в том конкретном историческом моменте, какой изображён автором.

Знаком этого конкретного исторического момента как раз и является парение чёрного орла над потрясённой Россией. Это парение уже запечатлено в современной Евгению Носову литературе в самой эпичной, самой народной песне, которой провожали русских солдат на ту священную войну.

 

«Через два дня после начала войны, 24 июня 1941 года, одновременно в газетах «Известия» и «Красная звезда» был опубликован текст песни «Священная война» за подписью известного советского поэта и сталинского лауреата В. И. Лебедева-Кумача. Сразу же после публикации композитор А. В. Александров написал к ней музыку. Печатать слова и ноты не было времени, и Александров написал их мелом на доске, а певцы и музыканты переписали их в свои тетради. Ещё день был отведён на репетицию. 26 июня 1941 года на Белорусском вокзале одна из не выехавших ещё на фронт групп Краснознамённого ансамбля красноармейской песни и пляски СССР впервые исполнила эту песню. По воспоминаниям очевидцев, песню в тот день исполнили пять раз подряд. Песня приобрела массовую популярность на фронтах Великой Отечественной войны и поддерживала высокий боевой дух в войсках, особенно в тяжёлых оборонительных боях».

 

Вот на этот эпохально-эпический фундамент, на это абсолютно всенародное основание и опирается Евгений Носов, создающий свою великую «симфонию в прозе», «подлинно русское произведение», от которого захватывало дух современников, отказывающихся верить, что художник придумал своих героев. («Трудно поверить, что повесть – плод Вашей фантазии. Каждый герой в ней – живой человек…», из письма читателя).

Для читателей, родившихся в новом веке, может, и нужно напомнить эту строфу стихотворения, уже на третий день войны ставшего фронтовым эпосом:

 

Не смеют крылья чёрные

Над Родиной летать,

Поля её просторные

Не смеет враг топтать!

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна, –

Идёт война народная,

Священная война!

 

…Ведь не европейским же гуманизмом озабочен был писатель, когда размышлял о тяжкой необходимости убивать врага, защищая свою землю и свою веру! Миролюбивые усвятцы не от робости и бесхребетности страшились войны и предстоящего человекоубийства.

Евгений Носов рисовал русского человека, крестьянина абсолютно беззлобным, мирным пахарем и созидателем. А та сила тьмы, что наступала на Русь, мыслилась им эпической чёрной ратью сатаны, воплощением зла, с которым предстояло сразиться мирным русским ратоборцам. Носов ведь отдавал себе отчёт, что советские крестьяне, мужики призывного возраста, несмотря на свершившуюся в семнадцатом году революцию, оставались верующими, православными христианами.

Вот это противостояние космического духовного мира, православной ойкумены и такого же космического духовного зла (есть ведь и падший дух, Денница, Люцифер), мистической рогатой силы (каски немцев), мистического (не христианского) чёрного креста, языческой свастики-солнцеворота – это противостояние сил добра и зла волновало писателя сильнее всего, этой символикой он отчётливо помечал страницы своей повести (цитаты ниже).

Ведь это важное различие в понимании: не внутренним языческим сознанием, пугающимся примет, объяснять надо образ чёрной тени над Усвятами, а как раз наоборот – эта чёрная тень означала внешнее нашествие язычества на русскую землю, вторжение чуждой силы в православную ойкумену.

Ну вот, к примеру, Касьян, стоя во дворе своего дома, нечаянно задумался:

«Ему вдруг представилось, как те идут, идут густыми рядами по усвятскому неубранному полю, охваченному огнём, и сквозь дымную пелену и огненные хлопья зловеще маячат насунутые по самые плечи рогатые сатанинские каски».

А минутами ранее он стоял в горнице перед иконой святителя Николая Чудотворца, чувствуя себя виноватым перед святым. Он понимал, что тревога и растерянность, охватившие его накануне ухода на фронт, не те праведные чувства, которые он должен бы теперь испытывать. И глаза святого с иконы будто говорили ему: «А ворог-то идёт, идёт…».

То есть Носов отчётливо даёт понять, что война эта священная, и святитель Николай благословляет Касьяна, торопит его на ратный труд.

Мог ли так мыслить автор безрелигиозный, безбожник и материалист, каковым пытались представить Евгения Ивановича Носова многие толкователи даже и в недавние годы?! Очевидно же, что тут вера направляет и ведёт ратника!

И опять ему, мирному пахарю Касьяну, «померещились те железные рога над неубранной рожью…». 

Миролюбивый Касьян страшится убивать человека – Носов подчёркивает это, рисуя знаменитую сцену в доме дедушки Селивана, – но даже пронзительный взгляд святителя Николая грозно напоминает: не человека убивать будешь, а врага, посланника сатаны в рогатом шлеме.

То есть и автор тут отчётливо говорит читателю: фашистов надо мыслить не людьми, а чёрной дьявольской тьмою. И нет другого пути у христианина, кроме битвы с этим врагом. И что бы ни говорили сторонники разделения автора и его героя, Касьяновы мысли в повести – это мысли самого Евгения Носова.

И та чёрная тень от крыльев орла-курганника, что сопровождала уходящих на войну усвятцев, эти чёрные крылья, похожие то на чёрный фашистский крест, то на распростёртую чёрную рубаху  – вся эта чернота и есть очевиднейшая грозная перекличка с той священной песнью, со словами которой уходили на войну миллионы наших защитников-победителей.  Хоть и не вернувшихся в поля ратного, но всё равно победителей, ибо их жизнь положена в основание жизни будущих поколений.

Как и Церковь Божия во все времена – созидается на крови мучеников за Христа.

И эта чёрная тень распростёртых крыльев хищной птицы, неоднократно возникающая на страницах повести, и есть тот эпический знак, соединяющий Усвяты со всей Россией. Над Усвятами, как и над всей Россией, беззвучно звучит эта величественная и трагическая мелодия, этот священный гимн защитников Отечества, свидетельствующий о том, что идёт народная рать святая на свою священную войну!

Вот они идут… и вот эта чёрная тень над ними:

«Пыльные спины мужиков пробила солёная мокреть, разило терпким загустевшим потом, но они всё топали по жаркой даже сквозь обувь пыли… нетерпеливо поглядывая на хребтину, где дремал в извечном забытьи одинокий курган с обрезанной вершиной. И когда до него было совсем рукой подать, оттуда снялся и полетел, будто чёрная распростёртая рубаха, матёрый орёл-курганник».

И если мы действительно мыслим этого орла не просто хищной птицей, сулящей, по народным приметам, беду и поруху, а видим в нём символический знак нагрянувшей беды  – не грядущей, а уже грянувшей! – знак присутствия врага на родной земле, то мы невольно  –  и неизбежно, по закону всенародной памяти! – слышим и тот священный гимн:

Не смеют крылья чёрные

Над Родиной летать!

Поля её просторные…

…Поля, по которым идут усвятские шлемоносцы, их родные поля, кормящие, но теперь неубранные… И Носов тщательно прописывает каждое мгновение этого прощального полевого пути…

Поля её просторные

Не смеет враг топтать!

Вот этим священным гимном незримо сопровождает писатель нестройные ряды новобранцев! А вовсе не той явно слышимой песней, которую поют приободрившиеся усвятцы, про молодого казака, убитого в Таганроге. Да, может, они и будут все убиты. Но эпос не в их смерти, а в их посмертной Победе!

Чёрные крылья орла-курганника эпически означают ту силу, которую им суждено одолеть, сколько бы ни летала она над потрясённой Россией.

Вот в этом эпос – в победе святого народа над чёрной сатанинской силой!

И вовсе не предчувствие погибели стало причиной появления этой чёрной тени над Усвятами и над родными русскими полями, а именно праведный гнев народа, та ярость благородная, которая вскипит позже, когда усвятцы увидят живого врага и научатся его убивать!

И не в образном, художественном смысле это священная война, а в самом прямом – в этой земной бойне православные крестьяне-христиане, люди Христовы, побеждали людей сатаны. Ибо гитлеровцы, фашисты не были христианами, они мыслились сатанинским войском и вёл их служитель тьмы.

 

Перекидывая мостик от литературы к реальности, от вчера к сегодня, оглянемся вокруг: и сегодня повторяется то же самое.

 Чёрные крылья вражеских беспилотников летают над нашей священной землёй, над полями, политыми кровью защитников Курской дуги. Мы свято чтим их память. И мы, литераторы, обязаны вновь – хотя бы словом, хотя бы моральным усилием – защищать эту землю, как защищали её наши воины в Курской битве восемьдесят лет назад. И за свою родную русскую культуру нам надо стоять насмерть, как стояли здесь, на этой курской земле те, кто сумел ценой своей жизни развернуть врага вспять, не позволил ему поразить в сердце Россию…

 

Гнилой фашистской нечисти

Загоним пулю в лоб,

Отребью человечества

Сколотим крепкий гроб.

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна, –

Идёт война народная,

Священная война.

 

Марина Ивановна Маслова, член Союза писателей России, литературный критик (г. Курск)

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. 1. Поклон автору

Молодец, Марина Ивановна! Я вот, грешный, вообще считаю "Шлемоносцев" Евгения Носова" лучшим произведением о Великой Отечественной. По глубине замысла, по колоритным образам, по языку... И рад, что сказал об этом Евгению Ивановичу лично, оказавшись его соседом в одной московской гостинице
Мирянин / 15.01.2025, 03:53
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Марина Ивановна Маслова
«Бамут» – Врагам Баламут!
Размышления над книгой Александра Смышляева «Позывной “Камчатка”…»
05.03.2025
«Литература – тоже фронт…»
Фёдор Абрамов и Евгений Носов: русские почвенники на передовой
28.02.2025
Юбилейная ересь
Гимн крестьянскому труду превратим в хвалу блуду?
23.01.2025
Все статьи Марина Ивановна Маслова
Последние комментарии
Так кто же всё-таки Удерживающий?
Новый комментарий от Константин В.
02.03.2025 21:59
Предательство как оружие
Новый комментарий от Владимир С.М.
02.03.2025 20:36
В плане по колонизации Украины чётко прописано
Новый комментарий от Владимир С.М.
02.03.2025 17:30
Как примириться красным и белым патриотам?
Новый комментарий от Zakatov
02.03.2025 17:10
«Приходит новая эпоха – русской идеи»
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
02.03.2025 10:38
Трахтенберг померла. Нам это зачем?
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
02.03.2025 09:27