Пользуясь случаем, поздравляю всех с Рождеством Христа – одним из наиболее почитаемых христианами праздником. Обстоятельства рождения Иисуса Христа описываются в двух Евангелиях – от Матфея и от Луки. А в Евангелии от Матфея (глава 2, стихи с 1 по 11) излагается также история о волхвах, которые пришли с Востока для того, чтобы поклониться младенцу Иисусу и принести Ему дары.
Эта история за две тысячи лет христианства комментировалась и толковалась бесчисленное число раз. Она нашла свое отражение в иконах и росписях христианских храмов. А также вмногочисленных картинах (Леонардо да Винчи, Питер Брейгель и Питер Брейгель Старший, Рубенс, Ботичелли, Веласкес, Джотто, Джорджоне и др.).
Я сейчас хочу остановиться на таком фрагменте истории, как принесение волхвами даров младенцу Христу. В стихе 11 читаем:
«…и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну».
Евангельский рассказ о принесении даров показывает исполнение ветхозаветного пророчества о том, как язычники принесут свои дары Царю Израиля:
«…цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары; и поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему…» (Пс.71:10—11). В христианском толковании здесь Израилем названа Церковь Христова, как новый, духовный, Израиль.
В толкованиях на приведенный фрагмент из Псалмов говорится, что это отсылка на историю принесения в дар царю Израиля Соломону подарков царицей Савской: сто двадцать талантов золота, великое множество благовоний, драгоценные камни (3Цар. 10:2-10). Т.е. это прообраз принесения даров Христу.
Теперь возвращаемся к Евангелию от Матфея. Среди толкователей практически нет никаких разногласий по вопросу о том, как понимать три дара волхвов.
Золото — царский дар, показывающий, что Иисус был Человеком, родившимся, чтобы быть Царём.
Ладан — дар священнику, так как Иисус пришёл стать новым Учителем и истинным Первосвященником.
Смирна — дар тому, кто должен умереть, так как смирну в Древнем Израиле употребляли для бальзамирования тела умершего. Этот дар отсылает к грядущей искупительной жертве Христа — одним из эпизодов Страстей Господних, увенчавшихся Распятием, будет умащение ног Спасителя миррой, а перед погребением его тело было умащено благовонным составом из смирны и алоэ.
Три дара волхвов — золото, ладан и мирра — были одними из самых ценных и значительных подношений того времени, олицетворявших богатство, поклонение и жертвоприношение.
Между прочим, дары эти сохранились до наших дней. Золото представляет собой 28 пластинок различной геометрической формы с разными узорами, которые ни разу не повторяются. Смирну и ладан соединили вместе, сейчас это около 70-ти темных шариков, похожих по форме на маслины. Они нанизаны на серебряную нить, которая крепится к золотым пластинам.Соединенные ладан и смирна также несут символическое значение: соединившись, они напоминают о двух природах Иисуса Христа — Божественной и человеческой.
По преданию, Божия Матерь бережно хранила дары и перед своим Успением передала их Иерусалимской церкви, где они находились до IV века. Позже византийский император Аркадийперенёс дары в Константинополь. Золотой ларец XV века, содержащий дары волхвов, ныне хранится в монастыре Святого Павла на горе Афон.
Кратко изложу захватывающую историю того, как дары попали на Афон. В 1389 году на косовом поле сербы потерпели поражение от несметных полчищ турок. Дочь сербского правителя Георгий Бранковича принцесса Мара (Мария) вынужденабыла стать женой османского султана Мурада II.Будучи глубоко верующей христианкой, она не упускала ни одной возможности сделать что-то полезное православным храмам или монастырям. В 1453 году Византия пала под ударами турок. Дары волхвов оказались на территории Османской империи.
В 1470 году Мара (на тот момент уже ставшаявдовой и опять ставшая величать себя сербской принцессой) решила принести дары волхвов в монастырь. Она приплывал к берегу Афона на корабле с дарами в золотом ларце. Зная, что женщинам вход на Афон запрещен, Мария думала, что ей простят ее поступок, потому что она везет великие святыни. Высадившись на берег, она пошла к монастырю. Перед гостьей в ослепительном сиянии возникла величественная дева.
- Кто ты? - строго спросила она.
- Я - сербская принцесса Мария.
- Для чего ты пожаловала в мой удел?
- Я привезла великую святыню, чтобы подарить ее отцу игумену.
- Вход женщинам на Афон воспрещен. Ступай обратно.
После этих слов прекрасная Дева исчезла.Принцесса поняла, что это была Божия Матерь. Она упала на колени и горячо, от всего сердца попросила у нее прощения за свою невольную дерзость. Вручив сокровище братии монастыря, Мария вернулась на корабль. На том месте, где произошло это чудо, была построена часовня, сохранившаяся до наших дней. В память опринесении принцессой Марией даров волхвов монахи установили крест, который называется Царицыным, а в стоящей рядом часовне изобразили встречу великих святынь насельниками обители.
В январе 2014 года дары волхвов впервые были привезены с Афона в пределы Русской Православной Церкви для благословения и поклонения верующих. За 30 дней пребывания на канонической территории РПЦ (Москва, Санкт-Петербург, Минск, Киев, Симферополь, Севастополь, Волгоград) святыне поклонились 1,6 млн человек.
Волхвами и их дарами была заложена широко известная традиция дарить подарки на Рождество.Кстати, о происхождении этой традиции напоминает рождественская новелла О. Генри«Дары волхвов», опубликованная в декабрьском выпуске 1905 года газеты New York World Sunday Magazine. История рассказывает о молодой паре, которые, не имея денег на подарки друг для друга, продают свои самые ценные вещи, чтобы все-таки купить подарки. Жена продает свои волосы, чтобы купить цепочку для часов мужа, а муж продает свои часы, чтобы купить набор гребней для волос жены. Послание этой истории находит отклик у читателей и по сей день, напоминая нам о бескорыстии и щедрости, которые волхвы воплотили в своих дарах Иисусу.
Еще раз возвращусь к первому из даров волхвов – золоту. Золото в миру – металл, деньги, материальное воплощение богатства. А вот в Священном Писании и в христианстве – это, в первую очередь, важный символ. Конечно, и как символ богатства. Например, царь Соломон был несказанно богат. Применительно к нему золото упоминается в Библии очень часто. Например: «В золоте, которое приходило Соломону в каждый год, весу было шестьсот шестьдесят шесть талантов золотых» (3 Цар.10,14).
Золото часто подается как символ превосходства. В видении вавилонского царя Навуходоносора голова статуи истукана (олицетворявшего его собственную империю) «была из чистого золота» (Дан.2:32), а остальные части статуи были сделаны из менее ценных металлов.
Высокая ценность и непреходящее значение золота часто служат в Библии средствомсравнений. Впрочем, в Священном писании многократно подчеркивается, что в жизни есть кое-что дороже золота. В Книге Иова цена премудрости определяется на том основании, что «не дается она за золото» (Иов.28:15; ср. Иов.28:16, 19). В том же духе псалмопевец заявляет, что Божий закон «вожделеннее золота и даже множества золота чистого» (Пс.18:11; ср. Пс.118:72, 127). В Притчах мудрость называется большим приобретениемнежели золото (Притч.3:14; 8:10; 16:16).
Кстати, Христос обвинил фарисеев и книжников в том, что они сделали золото абсолютной ценностью, превышающей ценность Иерусалимского храма как места общения с Богом:«Горе вам, вожди слепые, которые говорите: “если кто поклянется храмом, то ничего; а если кто поклянется золотом храма, то повинен”. Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото?» (Мф.23:16–17).
Абсолютизация золота приводит к забвению Бога или прямому его отрицанию. В Библии немало примеров злоупотребления блестящим металлом. Предостерегая народ Израиля против изготовления идолов, Бог обратил внимание Моисея на недопустимость использования золота или серебра в этих целях: «Не делайте предо Мною богов серебряных или богов золотых, не делайте себе» (Исх.20:23). Именно так израильтяне поступили под руководством Аарона, сотворив себе золотого тельца. Затем последовало жестокое, но справедливое наказание со стороны Моисея. Эта история описана в главе 32 книги «Исход». Подобные истории повторялись (Суд.8:24; Пс.113:12; Деян.17:29). Идолы либо делались из чистого золота, либо вырезались из дерева и затем покрывались золотом (Ис.40:19; Авв.2:19). Но золото не имело права на такую честь; как Бог указал Аггею, серебро и золото мира, в конечном счете, принадлежат Ему (Агг.2:8).
Как выше было отмечено, золото волхвов – символ власти. Христу золото было поднесено как Царю царей, как Царю Иудейскому. Волхвы, прийдя в Иерусалим, вопрошали: «где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» (Мф. 2:2). Кстати, в Евангелиях Христос многократно упоминается как царь. Вот лишь один из многих фрагментов: «Тогда Пилат опять вошел впреторию, и призвал Иисуса, и сказал Ему: Ты Царь Иудейский? // Иисус отвечал ему: от себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе о Мне? // Пилат отвечал: разве я Иудей? Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал?// Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда. // Пилат сказал Ему: итак, Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего» (Ин.18: 33-36)
Золото – также символ света и Божественных энергий. Византийские богословы, выстраивая свое учение об иконе, говорили, что она есть отображение, зеркало некоего первообраза. Святой Дионисий Ареопагит называл золото иконой света, а свет, в свою очередь, – иконой Божественных энергий. Именно поэтому мы видим обилие золотых красок на многих иконах, изображающих святых и различные библейские сцены.
В статье «СИМВОЛИКА ЗОЛОТА В ПРАВОСЛАВНОЙ ИКОНОГРАФИИ»(https://vk.com/wall-131453509_30169) читаем о месте золота в христианской иконописи: «Именно золотом изображается на иконе то, что имеет прямое отношение к Силе Божией, к явлению Божией благодати. Это явление благодатного света икона передает золотым нимбом вокруг головы святого. Нимб – не аллегория, но символическое выражение конкретной реальности и является необходимым содержанием иконы».
Золото использовалось и используется также для внешнего и внутреннего украшения храмов. О золоте Иерусалимского храма времен Иисуса Христа я писал подробно в книге: Катасонов В. Иерусалимский храм как финансовый центр (М.: Кислород, 2014). Сегодня мы видим золоченые купола церквей и золотые краски и украшения внутри православных храмов. Это напоминание христианам о Первообразе этого золотого блеска.
Золото помимо всего служит символом испытаний. Всякое обработанное человеческим искусством золото на пути к красивому и блистающему изделию проходит сквозь огонь. Уже в Ветхом Завете золото выступает в качестве символа «горнила испытаний» человеческой души: «Плавильня для серебра и горнило для золота, а сердца испытует Господь» (Притч. 17, 3). Также: «Тогда настанет испытание избранным Моим, как золото испытывается огнем» (3Езд. 16, 74).
И в Новом Завете золото связано с идеей грозного испытания и страдальческого очищения. Так, в Откровении Иоанна Богослова Бог обращается к ангелу Лаодикийской Церкви, ослабший дух которой «ни холоден и ни горяч»: «Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться» (Откр. 3, 18). Апостол Петр увещевает христиан быть стойкими во время гонений, «дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота» (1Пет. 1, 7). В житиях святых мы читаем о мучениках, которые проходят испытания, подобные очищению золота в плавильне. Так в житии святого Поликарпа о его кончине говорится: «И был он в средоточии огня не как плоть говорящая, но как злато или сребро, в пещи разжигаемое».
В заключение скажу, что золото в Священном писании упоминается более четырехсот раз. Я дал лишь очень беглое описание этой темы. Может быть, когда-нибудь к ней еще вернусь. Поскольку многое осталось недосказанным.