В конце августа президент Франции Эмманюэль Макрон посетил Сербию с двухдневным визитом, чтобы по словам его сербского коллеги Александра Вучича, «лично обсудить направления стратегического сотрудничества двух стран, в том числе отношения в военно-техническом секторе». Визит оказался фактически приуроченным к дню, когда в 1995 году начались НАТО-вские бомбардировки Республики Сербской. В ходе их самолёты Североатлантического альянса бомбили сербов снарядами с обеднённым ураном. Пострадали Пале, Яхорина, Илияша, Хаджича, Вогошча, Братунац и ряд других населенных пунктов. В первый же день над Пале был сбит французский самолет Mirage-2000...
Тогда же, в 1995 году, на обложке журнала Time появился заголовок: «Принуждение к повиновению. Массированные бомбардировки открывают двери к миру»
Тем не менее, в ходе визита президента Франции власти Сербии подписали 12 документов о сотрудничестве в различных областях. Важнейшими из них стали договор о приобретении 12 самолетов Rafale (а также сопутствующего оборудования и услуг), идущих с 2000-х гг. в ВВС Франции на смену истребителям Mirage, письмо об участии в оценке потенциала развития гражданской (мирной) атомной программы в Сербии в рамках меморандума о взаимопонимании между компанией EDF и сербским правительством.
Также подписано заявление о намерениях о партнерстве и сотрудничестве в области исследования и добычи критического и стратегического минерального сырья, договор о кредите между Французским агентством по развитию и Электросетями Сербии и другие документы о сотрудничестве в сельском хозяйстве, здравоохранении, инфраструктуре, очистке вод.
Эксперты американского Bloomberg пишут, что Франция согласилась продать Сербии истребители на сумму €2,7 млрд ($3 млрд), поскольку эта балканская страна «укрепляет связи с тяжеловесами ЕС» и «переориентирует свои оборонные заказы с традиционного партнера – России». Благодаря этому, Сербия получит истребители Rafale в роли «первого нероссийского боевого самолета», а уже подписанные соглашения, вероятно, откроют путь для работы EDF и Alstom в Сербии.
«Я не намерен перед вами оправдываться», – заявил, комментируя происходящее, президент Сербии, попытавшись сгладить таким образом известие о том, что теперь в Сербии впервые появятся истребители западного производства – прямые преемники тех, что были задействованы в агрессии НАТО против балканских славян и их геноциде. По словам А.Вучича, визит Макрона имеет некое «неизмеримое» политическое и экономическое значение для Сербии. Чуть раньше Вучич попытался опровергнуть опасения политических оппонентов о том, что Франция в рамках сотрудничества в сфере атомной энергетики будет хранить в Сербии радиоактивные отходы.
По мнению комментаторов, «Вучич балансирует между Россией и ЕС и надеется опереться на Францию, памятуя, что она не одобряла бомбардировки Югославии натовской авиацией в 1990-е годы. Тем не менее, позже Париж признал отделение Косово от Сербии. Сближение с Францией заставляет Вучича идти на антироссийские шаги. Так, Сербия продала третьим странам оружие и боеприпасы на сотни миллионов евро, зная, что это оружие будет переправлено Украине. Французские инвесторы получили разрешение на реновацию столичного аэропорта им. Николая Теслы и строительство первой станции метро в Белграде. Таким способом Вучич пытается заручиться поддержкой Макрона внутри ЕС». В то же время Сербия вновь заявила, что не введёт санкции России.
В свою очередь глава Франции Э.Макрон еще перед поездкой в Сербию заявил, что балансирование Белграда между великими державами – это «иллюзия». Он полагает, что Сербия останется только в ЕС. Свой авторский текст на эту тему французский президент опубликовал не только в авторитетной сербской газете «Политика», но и в прозападной оппозиционной Danas. «Я приезжаю с простым посланием: в составе Евросоюза должна быть сильная и демократическая Сербия», – подчеркнул Э.Макрон. Главным условием для вступления балканской страны в ЕС французский президент назвал необходимость отречься от России и присоединиться к «единому фронту» против Москвы.
Как напоминает Le Monde, визит Макрона в Белград проходил в период продолжающегося острого политического кризиса во Франции. Генеральный секретарь французской организации «Группа за мир в Косово» (Collectif pour la Paix au Kosovo) Поль Антуан прокомментировал его следующим образом: «Визит Макрона в Белград проходит на фоне двух важных событий: ожесточенные консультации о формировании правительства Франции и арест основателя Telegram Павла Дурова. Оба события бросают тень на репутацию французского президента, осложняют его положение. Так что Макрон с помощью этой поездки может постараться компенсировать потери на внутриполитическом фланге за счет укрепления своего авторитета на международной арене, особенно на Балканах, которые давно не являются традиционной сферой влияния Франции».
1.
Но при этом этот флюгер или барометр достаточно точно отражает отношение сербов к России: они любят русских, но видят, что они на данный момент не способны восстановить своё суверенное державное государство и вынуждены крутиться как во времена Порты.