Антон Силуанов постепенно сужает сферу влияния Путина

Госсектор в России тает, как мартовский снег, а с ним сворачивается возможность государства определять политику в важнейших отраслях экономики

0
337
Время на чтение 7 минут

Профессор Катасонов: Антон Силуанов постепенно сужает сферу влияния Путина

Источник: Свобожна Пресса

Фото: Владимир Гердо/ТАСС

В прошлой статье я начал развенчивать насаждаемый некоторыми чиновниками и либеральными экспертами миф о том, что, мол, в экономике России «слишком много государства» и что его присутствие в экономике следует поубавить.

Миф, прикрывающий стремление российских олигархов довести приватизацию экономики до полного конца, а государственное вмешательство в экономику минимизировать согласно канонам «Вашингтонского консенсуса». Я раскрыл только часть вопроса. А именно: показал, что в России роль государства в перераспределении общественного продукта (ВВП) значительно более скромная, чем в большинстве стран «коллективного Запада», с которым мы сегодня уже ведем необъявленную войну.

Для этого я использовал статистику Всемирного банка и Международного валютного фонда по доле государственных расходов в валовом внутреннем продукте. По данным МВФ, в 2022 году консолидированные государственные расходы РФ (т.е. суммарные расходы федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации) составили 36,56% ВВП. А вот у США этот показатель равнялся 38,50%.

У большинства стран коллективного Запада значение этого показателя варьировало в диапазоне от 40 до 50 процентов. А у некоторых стран было больше половины ВВП (%): Франция — 58,47; Италия — 56,83; Бельгия — 53,67; Австрия — 52,39.

Несмотря на необходимость экономической мобилизации (в связи с продолжающейся СВО, введением все новых и новых антироссийских санкций, неизбежным импортозамещением и проч.) нам следовало бы повышать относительный уровень бюджетных расходов, хотя бы доведение его до уровня недружественных стран. Однако признаков этого не видно. По данным МВФ, уровень консолидированных государственных расходов РФ в 2023 году составил 36,82% ВВП. На 2024 год Фонд прогнозирует значение этого показателя — 37,53%.

Важнейшими показателями присутствия государства в экономике является также его участие в капиталах компаний и организаций, занимающихся хозяйственной деятельностью. Обратимся к данным Росстата.

В 2022 году доля федеральных органов исполнительной власти в уставных капиталах компаний и организаций всех секторов российской экономики составила 14,1%. Если мы к этому показателю приплюсуем доли органов исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, то получим суммарную величину доли государства, равную 20,5%.

Все остальное — частный капитал (за исключением мизерной доли общественных организаций). Где же тут доминирование государства, о котором, между прочим, долги годы твердил глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев (уже бывший)?

Примечательно, что во многих стратегически значимых секторах и отраслях экономики позиции государства в уставных капиталах существенно слабее на фоне среднего показателя. Так, в добыче полезных ископаемых доля федеральных органов власти составила в 2022 году лишь 0,3%! В обрабатывающей промышленности — ровно 10%, что также ниже среднего показателя.

Средний показатель в 14,1% был обеспечен за счет более высокого присутствия федерального правительства в капитале компаний и организаций такого сектора как транспорт и логистика (59,4%). Это единственный сектор экономики, в котором государство доминировало.

Росстат выделяет в структуре экономике такой сектор, который называется: «Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение». Казалось бы, в этом секторе присутствие государства в уставных капиталах организаций должно составлять 100 процентов. А по факту в этом секторе на федеральное правительство пришлось лишь 40%. Яркое проявление приватизации государства даже в той сфере, которая, строго говоря, к экономике не относится. Приватизация военной и социальной функций государства!

Примечательно, что по целому ряду секторов экономики просматривается тенденция к выдавливанию государства из капитала. Особенно ярко эта тенденция обозначилась в секторе добычи полезных ископаемых.

В 2005 году в этом секторе доля федерального правительства равнялась 52%. А в 2022 году она сократилась до микроскопической доли в 0,3%. Значит, тихой сапой была доведена до финала приватизация добывающей промышленности, которая была начата еще при Чубайсе. В секторе «Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение» федеральное правительство также имело более высокую долю в капитале — 52%.

Дополним эту картину другими показателями. В частности, Росстат дает статистику структуры основных фондов российской экономики по формам собственности. В 2000 году доля государства составляла 25% (остальные 75% - частная собственность физических и юридических лиц, в том числе нерезидентов). А вот 2022 году доля государства уже упала до 15%. Тенденция на выдавливание государства и здесь просматривается.

Росстат также дает структуру инвестиций в основные фонды по формам собственности. На государство в 2000 году пришлось 23,9% инвестиций; на частную российскую — 29,9% (остальное: муниципальная, частная иностранная; совместная (иностранная и российская); общественных организаций). А вот в 2022 году доля государственной собственности упала до 16,9%; доля российской частной собственности выросла до 65,6%.

Интересна статистика структуры занятости в Российской Федерации по формам собственности организаций. В государственных организациях (включая муниципальные) в 2000 году трудилось 23,96 млн человек, что составляло 48,6% общей занятости в стране. В 2022 году численность работающих в государственных организациях сократилась до 16,47 млн человек, или 38,4% общей занятости.

Если в 2000 году занятость в чисто частных организациях равнялась 34,2% общей занятости, то в 2022 году она выросла до 51,1%. Эту тенденцию можно назвать ползучей приватизацией рынка рабочей силы в России.

В заключение приведу еще один показатель, который также следует учитывать при оценке позиций государства в экономике. Речь идет о численности предприятий и организаций по формам собственности (государственная, муниципальная, частная, общественных организаций, иностранная и проч.).

В 2000 году количество государственных предприятий и организаций в России составило 151 тыс., что по отношению к суммарному количеству предприятий и организаций всех форм собственности равнялось 4,5%.

В 2022 году число государственных предприятий и организаций сократилось до 86 тысяч, а их доля в суммарном показателе — до 2,6%. В то же время число частных организаций за указанный период выросло с 2.510 тыс. до 2.790 тыс., а их доля в суммарном итоге — с 75,0 до 84,9%.

В общем имеет место ползучая приватизация экономики и государства по всем направлениям. На прошедшем Питерском форуме (ПМЭФ-2024) шли дискуссии по поводу того, куда нам надо дальше двигаться: в сторону национализации или приватизации остатков государственной экономики. Этой деликатной проблемы коснулся и президент РФ Владимир Путин в своем выступлении на пленарной сессии Форума ровно месяц назад. Модератор сессии Сергей Караганов спросил у Путина о возможности установить пределы национализации.

Путин дал достаточно развернутый ответ на данный вопрос. В частности, он сказал: «Во многом это (приватизация в 90-е годы — В.К.) было ошибочно, было основано на мнении экономистов с мировым именем, в том числе и русского происхождения, которые говорили о том, что нужно приватизировать все что угодно и как можно быстрее, и не важно, за что, хоть за 1 доллар». Предприятия должны были оказаться «в руках эффективных собственников, которым государство быть не может», заявил Путин.

Он отметил, что подход оказался ошибочным или, по крайней мере, неточным: «Оказалось, что и государство может быть эффективным собственником, и во многих случаях это демонстрирует. Особенно в таких отраслях, которые связаны с большими вложениями, с большими инвестициями, поскольку на тот период времени ни у кого не было инвестиций. Вот тогда возникали всякие жульнические схемы».

Президент напомнил, что Генпрокуратура начала заниматься «вопросами, связанными с криминальным характером приватизации госимущества». На самом деле, то, что сейчас происходит проверка приватизационных сделок 90-х годов (очень, кстати, выборочная) назвать национализацией, строго говоря, нельзя. Это просто поддержание элементарной законности в стране. Национализация — акт, который венчает собой какие-то решения стратегического характера. А такая настоящая национализация нам сегодня жизненно нужна. Особенно в отношении предприятий, которые напрямую или как субпоставщики и субподрядчики выполняют оборонный заказ.

Примечательно, что в своем выступлении президент поддержал идею об ограничительных линиях при национализации: «Здесь должны быть какие-то здравые ограничительные линии, и мы об этом с представителями бизнеса говорим, обсуждаем. Я вообще сторонник того, чтобы принять соответствующее решение даже не на уровне указа президента либо постановления правительства, а на уровне закона».

Между прочим, три месяца назад Дума приняла Федеральный закон № 76-ФЗ от 06.04.2024 «О внесении изменений в Федеральный закон „О приватизации государственного и муниципального имущества“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Эксперты полагают, что этот законодательный акт облегчает приватизацию и делает ее даже более выгодной, чем до его принятия (возможность продажи государственного или муниципального имущества по минимально допустимой цене; она будет применяться при условии, что продажа такого имущества посредством торгов не состоялась).

Одновременно озвучена программа приватизации федерального имущества на 2024 году, и она последовательно реализуется. Казна получила 11 млрд рублей от приватизации по итогам первой половины 2024-го. Это почти на порядок больше изначального плана, заложенного в финансовый план на год (1,2 млрд), и в 1,5 раза выше обновленной оценки в июньских поправках к бюджету (7 млрд).

В марте министр финансов Антон Силуанов предложил «скорректировать» план по приватизации — сразу до 100 млрд в 2024 году. Ранее, в декабре 2023-го, он отметил, что Минфин внес в правительство перечень из 30 крупных компаний для возможной приватизации — речь о предприятиях, в которых доля государства превышает 50%. Силуанов и другие лоббисты интересов частного капитала наверняка до конца текущего году сумеют добиться «корректировок» плана приватизации в сторону его увеличения.

Было бы неплохо, чтобы президент поддержал идею об ограничительных линиях при проведении приватизации. Остатки государственного сектора экономики тают как мартовский снег. Не будет государственного сектора — не будет и государства. Чем тогда будет управлять президент Российской Федерации?

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валентин Юрьевич Катасонов
Все статьи Валентин Юрьевич Катасонов
Последние комментарии
Христос – великий революционер?
Новый комментарий от С. Югов
04.09.2024 18:42
Сколько алчных тварей окрест нас?
Новый комментарий от С. Югов
04.09.2024 18:34
О вакцинах и вражеском коварстве
Новый комментарий от Советский недобиток
04.09.2024 17:41
Встреча Сталина с митрополитами
Новый комментарий от АБС
04.09.2024 16:29
Святость и хамство
Новый комментарий от учитель
04.09.2024 15:43