Произведения Александра Сергеевича, сопровождающие нас на протяжении всей жизни.
…С изумительными сказками Александра Сергеевича Пушкина мы знакомимся, ещё не научившись читать.
…Кабы я была царица, –
Третья молвила сестрица, –
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря…
(Сказка о царе Салтане, 1831)
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу…
(Сказка о рыбаке и рыбке, 1833)
…Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
«Посади ты эту птицу, –
Молвил он царю, – на спицу;
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой…
(Сказка о золотом петушке,1834)
…Школа открывает нам новые горизонты в «Мире Пушкина». Мы встречаем времена года Пушкинскими строками:
Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!..
(Зимнее утро, 1829)
...Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса...
(Осень, 1833)
…В радости и грусти, в разных жизненных ситуациях вспоминаются и вспоминаются бессмертные пушкинские строки:
…Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..
(Узник, 1822)
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты…
(«Я помню чудное мгновенье…»,1825)
На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой… Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит – оттого,
Что не любить оно не может.
(«На холмах Грузии лежит ночная мгла…»,1829)
* * *
Интересный факт, который мало кому известен. Ученый с мировым именем, выдающийся русский и советский лингвист, педагог, один из организаторов реформы русской орфографии Дмитрий Ушаков к 100-летию со дня рождения А.С.Пушкина, поэта, перед которым Дмитрий Николаевич преклонялся всю жизнь, сделал фотоальбом «Полотняный Завод Гончаровых».
К 200-летию Александра Сергеевича этот альбом дочь Д.Н.Ушакова Наталья Дмитриевна Архангельская подарила в память об отце Пушкинскому Дому в Петербурге.
С благодарностью принял этот дар директор Пушкинского Дома академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв.
* * *
Главная задача Пушкинского дня России – сохранить национальное культурное и духовное наследие и поддержать дальнейшее развитие русского языка. С этой целью в России ежегодно проходят различные мероприятия: в музеях и библиотеках – выставки и литературные чтения, в учебных заведениях – конкурсы и фестивали, научные учреждения проводят лингвистические конференции и форумы, театры и концертные залы предлагают зрителям спектакли и литературно-музыкальные композиции по бессмертным пушкинским произведениям, а также балы и костюмированные шествия, на телеэкранах демонстрируются фильмы и тематические программы, а писатели устраивают творческие встречи и презентуют свои новые книги.
Этот праздник и в советские времена, отмечаемый как Всесоюзный пушкинский праздник поэзии и сопровождавшийся рядом торжественных мероприятий, всегда привлекал к себе внимание общественности.
В современной России День рождения А.С.Пушкина получил государственный статус. Это произошло в 1997 году согласно указу президента РФ «О 200-летии со дня рождения А.С. Пушкина и установлении Пушкинского дня России».
А в 2011 году «в целях сохранения, поддержки и развития русского языка как общенационального достояния народов Российской Федерации, средства международного общения и неотъемлемой части культурного и духовного наследия мировой цивилизации» президент России подписал Указ о ежегодном праздновании 6 июня Дня русского языка.
* * *
А первый раз Пушкинский день в России отметили в 1880 году. Тогда в Москве был открыт первый памятник Александру Сергеевичу Пушкину работы Александра Михайловича Опекушина.
Однажды в нашей переписке с Владимиром Николаевичем Крупиным, с которым мы в давней дружбе, он подчеркнул такую интересную деталь:
«…Речь Островского, посвященная открытию памятника Пушкину в Москве, малоизвестна, цитируют только Достоевского. Ну как же: говорит о всесветности русской души. Алеко – герой. Островский сказал гораздо сильнее. Именно о русскости Пушкина».
«Застольное слово о Пушкине» было произнесено Александром Николаевичем Островским 7 июня (по старому стилю) 1880 года на обеде Московского общества любителей российской словесности во время торжеств по случаю открытия памятника Пушкину в Москве. Островский рассматривает творчество Пушкина как исключительной важности историческое явление, в котором сказалась могучая сила русского народа.
«…Прочное начало освобождению нашей мысли положено Пушкиным, – он первый стал относиться к темам своих произведений прямо, непосредственно, он захотел быть оригинальным и был – был самим собой.
Всякий великий писатель оставляет за собой школу, оставляет последователей, и Пушкин оставил школу и последователей.
Что он дал своим последователям? Он завещал им искренность, самобытность, он завещал каждому быть самим собой, он дал всякой оригинальности смелость, дал смелость русскому писателю быть русским.
Ведь это только легко сказать! Ведь это значит, что он, Пушкин, раскрыл русскую душу. Конечно, для последователей путь его труден: не всякая оригинальность настолько интересна, чтоб ей показываться и ею занимать. Но зато если литература наша проигрывает в количестве, так выигрывает в качественном отношении. Немного наших произведений идет на оценку Европы, но и в этом немногом оригинальность русской наблюдательности, самобытный склад мысли уже замечены и оценены по достоинству.
Теперь нам остается только желать, чтобы Россия производила поболее талантов, пожелать русскому уму поболее развития и простора; а путь, по которому идти талантам, указан нашим великим поэтом...».
* * *
Пушкина справедливо называют основоположником современного русского литературного языка. «Слов немного, но они так точны, что обозначают всё, – отмечал Николай Васильевич Гоголь, оценивая лирику Пушкина. – В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт. Отсюда происходит то, что все эти мелкие сочинения перечитываешь несколько раз…».
Гоголю вторит Иван Сергеевич Тургенев:
«Нет сомнения, что он создал наш поэтический, наш литературный язык и что нам и нашим потомкам остается только идти по пути, проложенному его гением».
Как утешает нас одно из самых известных стихотворений в прозе И.С. Тургенева «Русский язык» (1882), где ярко отразилась пушкинская традиция:
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
* * *
В 1935 году после поездки по северо-западу страны в Новгород, Старую Руссу, Псков, Михайловское Константин Георгиевич Паустовский написал очерк «Михайловские рощи». С большим волнением читаешь о Святогорском монастыре, где погребен великий поэт: «…В нескольких километрах от Михайловского, на высоком бугре, стоит Святогорский монастырь. Под стеной монастыря похоронен Пушкин. Вокруг монастыря поселок – Пушкинские Горы.
…К могиле Пушкина надо идти через пустынные монастырские дворы и подыматься по выветренной каменной лестнице. Лестница приводит на вершину холма, к обветшалым стенам собора.
Под этими стенами, над крутым обрывом, в тени лип, на земле, засыпанной пожелтевшими лепестками, белеет могила Пушкина.
Короткая надпись «Александр Сергеевич Пушкин», безлюдье, стук телег внизу под косогором и облака, задумавшиеся в невысоком небе, – это всё.
Здесь конец блистательной, взволнованной и гениальной жизни. Здесь могила, известная всему человечеству, здесь тот «милый предел», о котором Пушкин говорил еще при жизни.
Пахнет бурьяном, корой, устоявшимся летом. И здесь, на этой простой могиле, куда долетают хриплые крики петухов, становится особенно ясно, что Пушкин был первым у нас народным поэтом.
Он похоронен в грубой песчаной земле, где растут лен и крапива, в глухой народной стороне. С его могильного холма видны темные леса Михайловского и далекие грозы, что ходят хороводом над светлой Соротью, над Савкином, над Тригорским, над скромными и необъятными полями, несущими его обновленной милой земле покой и богатство».
* * *
Как не вспомнить и письмо-завещание Константина Георгиевича Паустовского, которое заканчивается большой душевной болью за будущее России: «…Мы жили на этой земле. Не давайте ее в руки опустошителей, пошляков и невежд. Мы – потомки Пушкина, и с нас за это спросится».