- Отец Александр, уничтожение в Киеве малой Десятинной церкви Украинской Православной Церкви, возведённой десять лет назад на месте прежней, простоявшей десять веков и снесенной коммунистами в 1936 году, отозвалось болью в сердце каждого православного христианина. Я читал вашу яркую реплику по этому поводу, вы как всегда всё очень хорошо объяснили. Если в двух словах: за этим стоит план уничтожения православной культуры…
- Я бы сказал точнее: уничтожение Православия.
- Да, согласен. Но один момент вашего выступления вызвал у меня вопрос. Среди «карманных» религиозных и псевдорелигиозных организаций киевской власти вы назвали униатов, которых причислили к «древним раскольникам». Не могли бы вы пояснить, каким образом они связаны с происходящим на Украине, насколько они опасны, и кто они — раскольники? еретики?..
- Мы привыкли слышать, что виной всем политическим, экономическим катастрофам, по крайней мере в Европе, являются деньги, они правят миром и все крупные конфликты имеют финансовую основу; интересы большого бизнеса приоритетны всегда и во всем. В какой-то степени это так. Но верующие люди, живущие в иной парадигме, всё-таки смотрят под другим углом, и видят всё иначе. То есть во всем происходящем по нашему глубокому убеждению, если говорить во вселенском масштабе, да и не только во вселенском, стоит богоборчество.
- Сатана с Богом борется, а поле битвы — сердца людей.
- Именно. Сатане не одолеть Бога, но необратимые разрушения, производимые сатаной в душах людей, выливаются и в разруху на земле. Но есть действенная сила, могучая сила, которая успешно противостоит сатанинскому натиску — это наша Православная Церковь, Главой которой является Сам Христос. Чтобы расколоть и погубить Церковь, сатана использует всяческое оружие, одним из которых становятся еретические сообщества. Среди них особо выделяется католичество.
- Но ведь не римо-католики виноваты в установлении на Украине нацистского режима.
- Давайте, вспомним историю. Я не буду вас утомлять глубокими или многочисленными историческими экскурсами, вот только один пример: понимая, что насаждение ереси на Руси невозможно без уничтожения православной веры, папа Римский пытается подкупить святого благоверного князя Александра Невского: убеждает его принять католичество в обмен на военную и финансовую помощь Запада. Но получает мощный отпор, я бы сказал хорошую оплеуху. И вторую оплеуху папа получил тогда, когда решился насадить ересь силой. Таких нападок — не мытьем, так катаньем — со стороны латинской церкви на Святую Русь было множество. Но достаточно серьезных успехов в этом они, католики, смогли достичь на западнорусских землях, находящихся в 17-м веке на территории Речи Посполитой, благодаря так называемым униям.
- Это какой-то документ?
- Уния — это союз. Союз между латинской церковью и православными церквями. Согласно унии последние сохраняют собственные богослужения, богослужебный язык, обряды, но безоговорочно признают главенство папы Римского и католическую — а по сути, еретическую — догматику. То есть унии были созданы для расшатывания православный веры, а униаты, принявшие унию, — это те же католики, только восточного, или византийского обряда.
Нельзя сказать, что православные христиане униатству не сопротивлялись, но при активной поддержке польского правительства и одновременной жесткой дискриминации Православия, латинскую веру начали постепенно принимать. В своё время унию принял даже Почаевский монастырь. В дальнейшем это привело не только к удалению из православных храмов, подвергшихся униатству, иконостасов и использованию органов, но также к введению особых католических молитв и даже искажению (извращению) Символа веры. Доходило до того, что в некоторых некогда православных приходах прихожанам стали запрещать посещать православные храмы.
- Понятно. С помощью унии католики начали захват нашей Церкви.
- И не только Церкви. Лишенные истинной духовной опоры, связанные по рукам и ногам ересью, русские люди начали забывать о своих корнях, о своей культуре, начали окатоличиваться, принимать западные ценности, они изменялись на ментальном уровне. А чтобы этот процесс шёл еще быстрее, им начали внушать, что они никакие не русские, а совершенно отдельный народ, другая нация, никогда и ничего не имевшая общего с русским народом.
- И в это поверили!
- Поверили. История показывает, что еще не в такое можно поверить, если настойчиво вдалбливать (иного слова и не подберешь) в мозги людей какую-нибудь совершенно безумную идею.
- Итак, русские люди, проживающие на западных землях, за столетия были превращены в украинцев?
- Со всеми вытекающими отсюда последствиями, главное из которых нетерпимость к русскому народу. Уния — это такой вирус, который, попадая в организм Церкви, начинает разъедать её, способствую расколу, прежде всего, в умах людей. Всё русское становилось неправильным, приравнивалось к злу. В большинстве своём простые новоиспеченные украинцы проявляют толерантность в отношении русского народа, хотя вирус самостийности в них сидит прочно. Но среди них немало украинцев-униатов, их ненависть ко всему русскому просто зашкаливает, этим объясняется то, почему униаты всегда охотно сотрудничали с завоевателями русских земель.
- Ну а как быть с теми русскими-украинцами, которые проживали на российской территории, откровенного униатства у России вроде не было?
-Униатства, как такого, не было, но те же поляки запустили миф о малорусском казачестве, на почве которого выросло украинофильство. Украинофилы ратовали за собственный язык, собственную культуру, в этом смысле они всячески сторонились всего русского, активно популяризировали украинство в школах. То есть был активизирован по сути тот же вирус раскола русского народа. Позже появились укросепаратисты, мечту которых о создании своей государства частично воплотили большевики, организовавшие в составе СССР Украинскую республику, в которой абсолютно всё было украинизировано. Что называется, создали на свою голову, но в основе этого все-таки лежала работа римо-католиков и западных спецслужб. И это перед самой войной 1941-1945 годов.
- Зрелый украинский национализм накануне кровопролитной войны. Как некстати.
- Среди почитаемых униатами святых можно легко наткнуться на пособников Гитлера. Например, галицкий митрополит Андрей Шептицкий, лютый ненавистник всего русского. При нём система богословского образования претерпела ряд изменений. В семинарии принимали только тех, кто был русофобом. Сам митрополит мирволил украинским националистам, которые выступали как союзники австрийского императора в борьбе с русофильскими настроениями. Униат Шептицкий был достаточно лоялен австрийскому престолу, и во время Первой мировой войны вёл антирусскую пропаганду среди своей паствы, за что был выслан российскими властями вглубь империи. С 1917 года он возвращается на Украину. В 1941 году, с начала войны, сразу пошел на сотрудничество с фашистами. На следующий день, после вторжения гитлеровцев на Западную Украину обратился к захватчикам с приветственным словом: «Германскую армию приветствуем с радостью и благодарностью за освобождение от врага», - заявил он, обязав греко-католическое священство возглашать на службах многолетие «победоносной германской армии и украинскому народу». Чуть позже он наладил контакты с палачом и нацистским прихвостнем, лидером украинских националистов Бандерой и, как глава церкви, дал согласие на борьбу бандеровцев с большевиками., Своих священников он посылал капелланами в карательные отряды украинских националистов, помогал фашистам вывозить украинскую молодежь на принудительные работы в Германию, способствовал созданию дивизии СС «Галичина», в составе которой воевали, главным образом, униаты из Западной Украины.
О зверствах бандеровцев в годы войны хорошо известно, они не щадили ни русских, ни белорусов, ни даже породивших их поляков, не щадят никого и сейчас.
- Можно ли сказать, что бандеровцы — это порождение тех самых уний?
- В том числе. Здесь мы видим хороший пример того, к чему могут приводить всевозможные союзы, заключенные с Западом. Вспоминаются хорошее изречение, приписываемое Императору Александру III, что у России есть только два союзника — это её армия и её флот.
- Отец Александр, в одной из своих статей, вы писали, что и после войны бандеровцы долго еще не могли успокоиться.
- После освобождения Украины украинские националисты, а по сути, уже тогда нацисты, перешли к террористической деятельности. За десять последующих после окончания войны лет от рук бандеровцев погибли свыше 30 тысяч председателей райисполкомов, сельсоветов и колхозов, учителей, врачей, агрономов, механизаторов, священнослужителей. Против бандеровцев периодически организовывались военные операции, но они, нужно признать, умели воевать. С 1945 по 1955 годы в борьбе с бандеровцами погибли 25 тысяч военнослужащих, сотрудников органов госбезопасности, милиции, пограничников.
А вот дальше начинаются «странности».
По инициативе Никиты Хрущева в 1955 году выходит Закон "Об амнистии советских граждан, сотрудничавших с оккупантами в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг." Согласно новому закону все пособники фашистов, в том числе бандеровцы - жесточайшие враги советской власти, и по большому счету таковыми и оставшиеся, были освобождены из мест заключения, с них сняли судимость и поражение в правах. Эти люди вернулись домой, но от своих убеждений не отказались. Это при том, что значительная часть населения Западной Украины все же недоброжелательно относилось к советской власти и к русским. А еще позже о преступлениях бандеровцов на Украине вообще запретили говорить, поскольку, дескать, такие разговоры вредят дружбе народов Украины и Белоруссии. Только представьте себе: после выхода хрущевского закона об амнистии в течение года на свободу вышли 50 тысяч бандеровцев, а с 1955 по 1960-е годы на Украину из-за границы вернулись порядка ста тысяч. Армия нацистов!
Да и униаты никуда не исчезли. С 1946 года они стали «катакомбниками», то есть перешли на нелегальное положение, но при этом поддерживали связь с бандеровцами. А кто-то из униатов перешел в Русскую Православную Церковь. Но совсем не уверен, что они изменили своим униатским убеждениям, по крайней мере, не все из них. В результате в Русской Церкви образовалась такая бомба замедленного действия из униатов, готовая взорваться при любых благоприятных для них обстоятельствах.
Всё это немало способствовало укреплению украинского нацизма на Западной Украине.
- Но после 91-года, когда Украина провозгласила свою независимость от СССР, украинские униаты вышли из своих катакомб?
- И сразу начали себя вести в духе униатства, пропитанного, как вы понимаете, ультранационализмом. Они отбирали у православных христиан храмы монастыри, избивали и убивали православных священников и активных прихожан, разваливали целые епархии. В той же Львовской епархии очень много храмов перешли под контроль униатов. Они фактически подменили вненациональное православие на конкретно националистическую подделку.
Идеолог интегрального украинского национализма (а, по сути, нацизма) Дмитрий Донцов в своей книге «Москва и Запад» пишет: «Религия, которая сумеет углубить культурную пропасть, отделяющую нас от России, с национально-политической точки зрения очень полезна, всякая другая - вредна. И с этой очки зрения унии, католицизму принадлежит первенство».
Униатство сродни экстремизму, больше того, это и есть экстремизм. И особенно ярко этот процесс выражается на Украине.
Беседовал Николай Кузнецов