Министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба в одночасье лишил консульской поддержки всех украинских мужчин призывного возраста (от 18 до 60 лет), успевших сбежать в ЕС. Юридической основой для пребывания украинцев в ЕС является их национальный загранпаспорт, имеющий срок действия 10 лет. Теперь при истечении срока действия украинские консульства не будут выдавать новые загранпаспорта, и владелец вынужден будет вернуться на родину, а следовательно, пойти на фронт.
Из всех государств ЕС только Германия обещала помочь беженцам и выдавать вместо истекших паспортов некие справки, дающие основание продолжить жизнь в этой стране. Большинство других правительств ЕС пока молчит, а наиболее заинтересованные в том, чтобы количество украинцев у них поубавилось, высказали согласие помочь Киеву в новой мобилизации. Первыми вызвались поляки. В Польше сегодня находятся десятки, если не сотни тысяч потенциальных украинских воинов, из которых можно сформировать несколько бригад для фронта. И польские власти готовы помочь Киеву "в поиске военнообязанных украинцев на своей территории", чтобы прямиком отправлять их сражаться с русскими.
«Польша давно предложила украинской стороне помочь в выявлении тех, кто находится на военной службе и должен отправиться на Украину», – заявил глава минобороны страны Владислав Косиняк-Камыш. Дело тут не только в политической солидарности Варшавы и Киева, но и в том, что многочисленные украинские беженцы внесли напряжение во внутреннюю жизнь Польши и желание избавиться от них похоже на мысли о незваном госте, которой хуже татарина.
В том же духе высказался и министр обороны Лауринас Касчюнас: «Литовские власти могут поспособствовать выдворению украинцев призывного возраста, укрывающихся в балтийской республике от призыва на фронт».
По всей вероятности, будут и другие правительства стран ЕС, по разным причинам поддерживающие идею массового убийства украинских мужчин на фронтах СВО. Фактически ЕС разделится на государства, которые помогают пану Кулебе, и на тех, кто будет помогать уклонистам.
Общая цель насильственной мобилизации уклонистов очевидна: влить в ВСУ необходимый потенциал, чтобы продержаться до конца 2024 года. Что будет потом, никто не знает, но продержаться надо. Однако вливание новых контингентов нужно уже сейчас, фронт трещит. А для того, чтобы уклонист из Европы попал на фронт, его надо отловить, выдворить на Украину и затем обучать военному делу в течение трех месяцев. Иначе он будет непригоден для службы на фронте. При этом ВСУ требуется как минимум 250 тыс. пополнения. Если их будет меньше, то стратегический баланс не восстановится. ВСУ продолжит страдать от численного недостатка солдат. Соответственно, и надежд на стабилизацию военной обстановки также не появится.
По данным Евростата, в ЕС насчитывается около 870 тыс. украинцев мужского пола и призывного возраста. Но далеко не у каждого из них окажется истекший паспорт. Сколько уклонистов реально попадут в эту ловушку, покажет только опыт. Только едва ли их будет 250 тыс. Тем более что Германия и другие страны возьмут их под защиту, а это значит, что те, кто попал в ловушку, также устремятся в эти государства.
Кроме того, следует считаться и с вероятностью перехода части уклонистов на нелегальное положение в ЕС. Нелегалов из других стран там немало. В основном это выходцы из Ближнего Востока и стран Магриба. Их история проста и типична. Выжив в опасных для жизни переправах из Ливии в Италию, они избегают регистрации у властей Италии, так как власти эти отправят их в лагеря для беженцев на Мальту или в Ливию. Эти люди прячутся среди своих соплеменников в заселенных африканцами районах европейских городов. Полиция охотится за ними и иногда находит. Однако определённой части удается скрываться. То же самое предстоит и тем украинцам, перед которыми обозначится выбор: либо в мясорубку войны, либо на нелегальное положение. Тут кто как сможет. Кто устроится по знакомству на работу у украинского предпринимателя и будет жить в страхе, ожидая появления полиции, кто уйдет в криминальные структуры и выправит себе поддельные документы, а кто будет бомжевать под мостом. Много ли их будет или мало – покажет жизнь. Этой скорбной судьбой бесправных нелегалов они будут ставить финальный аккорд залихватской музыке майданутой Украины, так бездумно и преступно профукавшей свою судьбу.