«Изменений в культурной политике не наблюдается»

Диалог о важном

0
569
Время на чтение 4 минуты

Источник: Институт Коммуникационного Менеджмента

Спецоперация обнажила ценностный раскол кyльтypнoго пpocтpaнcтва Poccии. Российский писатель Юрий Поляков считает, что его корни уходят в дореволюционную историю, а противоречия между патриотически настроенными творческими деятелями и «западниками» от культуры непримиримы. Теперь, когда маски сорваны, важно, чтобы патриотическая линия стала мейнстримом. Но для этого нужна смена ориентиров в культурной политике государства. Известный писатель пока не видит, чтобы власть спешила сделать столь важный и для творческой интеллигенции, и для всего общества разворот.

– Юрий Михайлович, когда, по вашему мнению, в среде творческой интеллигенции произошел раскол – после начала СВО, после возвращения Крыма, или значительно раньше?

– Нет, это давний раскол, причины которого уходят в дореволюционную историю. Прогрессисты и охранители, патриоты и врагоугодники (словечко Пушкина) были всегда. Этот разлом латентно имел место и в советскую эпоху, обостряясь в поворотные политические моменты. Противостояние это диктуется различным отношением к России. Для одних она Отчизна — сверхценность, ради ее будущего можно и должно идти на жертвы. Это, образно говоря, «ригористы». Для вторых, назовем их условно «гедонистами», Россия – лишь культурно-языковая среда, регион обитания (порой временного), обязанный предоставить насельникам максимум комфорта по западному образцу. Противоречие это непримиримо, но «ригористы» традиционно преобладали у нас в культуре до 91-го.

– Что послужило причиной этого раскола? Интересы каких социальных групп в России выражали творческие работники, которые осудили СВО?

– Причина, как я сказал, в отношении к стране. Но после распада СССР «демократическая» власть сознательно воспитывала в деятелях культуры, объявленной частью сферы услуг, аполитичность, космополитизм, коммерческую всеядность, ироническое отношение к патриотизму и даже отчасти русофобию, во многом повторяя ошибки ранней Советской власти. Культурная сфера была отдана на откуп либералам-западникам, выражавшим интересы компрадоров. Совсем не случайно две главные литературные премии у нас финансируются до сих пор «Альфа-банком», чьи владельцы пребывают в эмиграции («Большая книга») и южнокорейским концерном («Ясная поляна»). Именно поэтому значительная часть творческой интеллигенции выступила против СВО, справедливо увидев в ней не только намерение восстановить геополитическую справедливость, но и вернуть стране экономический суверенитет, от казавшись от компрадорского курса «младореформаторов». А это удар по кормовой базе многих творцов.

– Обеднеет ли российская культура из-за эмиграции нескольких десятков «звезд» театра, эстрады, литературы?

­– Не обеднеет. Даже катастрофический исход научно-технической и творческой интеллигенции из России после революции, удалось сравнительно быстро компенсировать за счет всеобуча и расширения социальной базы. Это значительно оздоровило нашу интеллигенцию, издавна страдавшую «отчизноедством», новое кастовое высокомерие вернулось в эту среду лишь в годы «застоя» и бурно расцвело уже в постсоветские десятилетия. Кстати, большинство отъехавших из числа недавних баловней власти, они увенчаны всевозможными званиями и наградами, часто чрезмерными или преждевременными. Напомню, что первым полным кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством» стал хохмач Геннадий Хазанов, скрывшийся после начала СВО в Прибалтике, а вот Михаил Задорнов так и умер, не имея ни одной государственной награды.

– Изменится ли в ближайшее время российское культурное пространство? Если да, то в каком направлении?

– Если власть кардинально не изменит культурную политику, то и культурное пространство не изменится. Но никаких признаков такой смены курса не наблюдается. Наоборот, на излете второго года СВО, появляются призывы, в том числе в официозной «Российской газете», понять, простить и вернуть знаковых «релокантов». Совершенно не случайно так широко было отмечено в СМИ и на ТВ 50-летие выхода в свет одиозного «Архипелага ГУЛАГ». Это явный намек на то, что после чаемого «транзита власти» раскаявшихся «клеветников России» может ждать канонизация, какой подвергся после возвращения в страну Солженицын, ныне отлитый в бронзе. Остаться один на один с требовательными патриотами, вернувшимися из окопов, правящий слой побаивается.

– В своей статье «Зачем вы, мастера культуры?» («Литературная газета», 2005 г.) Вы отметили, что творческая интеллигенция благодаря интуитивно-опережающей специфике культуры может и обязана начать формировать идеологию и эмоциональную атмосферу созидательного реванша для России. Есть ли для этого творческий потенциал, увидим ли мы новые имена, повлияет ли СВО на процесс культурной суверенизации страны?

– Вскоре после начала СВО я опубликовал статью «Почем вы, мастера культуры?», где речь шла о равнодушии значительной части нынешней нашей культуры к судьбам Отечества. Это не значит, что нет мастеров, озабоченных футурологическим проектом и эмоционально-знаковым обеспечением «созидательного реванша». Они есть, их не так уж мало, но еще с начала 90-х они маргинализированы и оттеснены на периферии художественного пространства, где и остаются, несмотря на начало СВО и перемену государственных приоритетов. Но самое главное: власть, по-моему, разучилась улавливать в произведениях искусства социально-политические прогнозы и предостережения от ошибочных решений. А зря.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

6. Ответ на 5, Сергей:

Тезка, спаси Господь за обстоятельный и искренний ответ. ))

5. Ответ на 4, Советский недобиток:

А есть в культуре то, что нравится

, что ложится на душу.

Не в одной лишь культуре так. Еще и в отношении к истории своей страны, например. Есть ли в последнем тридцатилетнем отрезке России что-то, что "ложится на душу"? Или все лучшее это то, что облегает тело и скользит в желудок?

Сергей, не знаю, что сказать - историю мне непросто воспринимать в таком ключе, "нравится - не нравится". Восприятие современной нам истории тесно переплетается с личной жизнью, личным счастьем или невзгодами. А про "желудок" - не сочтите за цинизм, но... Если тело облегается, желудок не пустует, и при этом нет великих потрясений - то это, в общем, хорошая история для страны. Думаю, почти любой правитель именно к такой истории и стремится.

По Вашем вопросу о последних трёх десятилетиях отвечу, хотя на объективность, историческую грамотность или полноту не претендую. Эти годы, они очень неоднородные. Бедственные 90-е, но в них - открытие храмов, снятие препятствий к церковной жизни и, главное, к открытому воспитанию детей в вере. Это - очень "ложится на душу", это трудно переоценить. В нулевых - выход из безработицы и бардака 90-х, и этот выход "ложится на душу". С середины нулевых бытовое благополучие, ну кому ж такое не понравится... Из эпически-исторического - безупречная Крымская операция.

Давайте возьмём предыдущие 30 лет. Допустим, 1960-1990, ну или даже 1957-1990. Что ложится на душу? Добрая культура в песнях, фильмах, золотой век советского мультика. Опять-таки, бытовое благополучие (умеренное, даже скудноватое, но - с гарантированной обеспеченностью жильём, в чём огромный плюс), относительная стабильность цен. Из эпического - полёт спутника, полёт Гагарина и другие прорывы в космосе. (БАМ? Ну, так его, насколько я понимаю, в российской 30-летке развили так, что это сравнимо с самим строительством в 30-летке советской.)

Я намеренно не упоминал потрясения в конце обеих рассматриваемых тридцатилеток, бедственные процессы внутри периодов и т.д. Мы же именно о том, что легло на душу по-доброму.

PS читателей, которые видят непременный антагонизм между рассматриваемыми периодами, искренне прошу не гневаться и не сокрушаться по поводу моего, в свою очередь, искреннего обывательского (не вижу в этом слове плохого) ответа на вопрос собеседника.
Сергей / 08.04.2024, 15:15

4. Ответ на 1, Сергей:

А есть в культуре то, что нравится, что ложится на душу.

Не в одной лишь культуре так. Еще и в отношении к истории своей страны, например. Есть ли в последнем тридцатилетнем отрезке России что-то, что "ложится на душу"? Или все лучшее это то, что облегает тело и скользит в желудок?

3. Ответ на 2, Павел Тихомиров:

Уважаемый Сергей, полагаю, Юрий Михайлович не про ситуацию в обществе, а про ситуацию в цеху.

Спасибо. Да, возможно - тем более, что "внутри цеха" больше каких-то откровенных разговоров, споров; и как "инсайдер", Ю. Поляков представляет себе существующий спектр взглядов.
Сергей / 08.04.2024, 08:59

2. Ответ на 1, Сергей:

На мой взгляд, в таких рассуждениях виден опять-таки некоторый печальный отрыв от реальности, от её констатации - что характерно для современной патриотической публицистики вообще. (А указание на это воспринимается как несознательность или даже оскорбление).

Уважаемый Сергей, полагаю, Юрий Михайлович не про ситуацию в обществе, а про ситуацию в цеху.
Павел Тихомиров / 08.04.2024, 08:33

1.

На мой взгляд, в таких рассуждениях виден опять-таки некоторый печальный отрыв от реальности, от её констатации - что характерно для современной патриотической публицистики вообще. (А указание на это воспринимается как несознательность или даже оскорбление).
В чём отрыв от реальности? Да вот в этом - "непримиримое противоречие", "вскрылся раскол на два лагеря", а то ещё любимое нынче выражение "каждому приходится делать выбор".
Уважаемые, да какие "антагонизмы", какие "необходимости выбора" - особенно в сфере культуры? Для абсолютного большинства потребителей (говорю это слово без уничижения) культуры нет никаких антагонизмов и расколов. А есть в культуре то, что нравится, что ложится на душу. И не сдалось большинству анализировать - а вот славянофильские тут корни, или западнические, а вот национализм тут или космополитизм, и т.д. Люди просто музыку слушают, книжки читают - при этом переживают душой, оценивают нравственно (в продвинутом варианте) или просто расслабляются, убивают время (в примитивном варианте). Опять же, у нас в культурном, научно говоря, сознании этот, как его... постмодернизьм. А вы тут про непримиримые выборы.

PS Вот в духовном плане всё чётче. Можно увидеть, где в произведении культуры антихристианские или антирелигиозные мотивы, увидеть слова, противоречащие учению Церкви. И ощутить их как барьер; как то, чего твоя вера, твоя совесть принимать не может.
Сергей / 08.04.2024, 07:43
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Юрий Поляков
Музы и пушки
О книге Сергея Лобанова «Голос фронта»
05.04.2024
Парадоксы культуры
Разговор с прозаиком и драматургом Юрием Поляковым
26.01.2024
«Все они – и Галкин*, и Быков*, и Акунин** – рассчитывают на «эффект Солженицына»
Известный писатель о «гормональных либералах», «бюджетных патриотах» и миссии Путина
22.01.2024
Все статьи Юрий Поляков
Последние комментарии
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 21:45
Слава великому воину Михаилу Дитерихсу!
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.04.2024 18:04
Привет от Евгения Пригожина
Новый комментарий от Ленчик
28.04.2024 17:28
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 17:05