Чем заняты ваши дети-подростки в эти долгие выходные? Сидят в смартфоне? Впрочем, это риторический вопрос. Конечно же, сидят. Не выгонишь их оттуда, это утопия. Но следите хотя бы, чтобы время от времени они переключались на какой-то другой вид деятельности: идите с ними на каток, к друзьям, кататься с горки. Делайте что угодно, лишь бы отвлечь детей от синего экрана.
В Южной Корее провели масштабное общенациональное исследование, чтобы оценить время использования смартфонов подростками и изучить связь между злоупотреблением «сидения в телефоне» и последствиями для психического и физического здоровья детей. В исследовании были проанализированы данные 50 000 подростков за период с 2017 по 2020 год.
Первое, что удалось выяснить, подростки проводят в телефоне все больше времени.
В 2020-м году доля подростков, участвовавших в исследовании, которые использовали смартфон более двух часов в день, составила 85,7% – по сравнению с 64,3% в 2017 году. По мере увеличения времени использования смартфона появляется все больше данных, свидетельствующих о том, что смартфон связан со многими неблагоприятными последствиями для здоровья подростков, включая проблемы со сном, ухудшением зрения и нарушения в работе опорно-двигательного аппарата, которые часто проявляются в дискомфорте и болях в шее и плечах. Новая работа корейских ученых показала, что поворотной для здоровья точкой оказалось время в 4 часа «в смартфоне» в сутки.
Подростки, которые использовали смартфон более 4-х часов в сутки, имели более высокие показатели стресса, больше мыслей о самоубийстве и более высокий уровень употребления алкоголя и повышенный уровень ожирения по сравнению с теми, кто сидел в телефоне менее четырех часов в день.
Юные любители засесть в телефоне оказались менее устойчивыми к стрессу, они плохо спят и страдают от проявлений депрессии. Кроме того, использование смартфона свыше 4-х часов в сутки было значимо связано с суицидальными мыслями.
Среди всех подростков, принимавших участие в исследовании, были и такие, которые проводили в телефоне до 11 часов в сутки, читая новости, развлекаясь и общаясь, обучаясь и взаимодействуя практически только при помощи телефона.
А СКОЛЬКО МОЖНО?
По рекомендациям Роспотребнадзора суммарное время ежедневного использования электронных средств в школе и дома у детей и подростков не должно превышать:
– для персонального компьютера и ноутбука – для 1-2 классов – 40 минут в школе и 80 минут дома, для 3-4 классов – 50 минут в школе и 90 минут дома, для 5-9 классов – 60 минут в школе и 120 минут дома, а для 10-11 классов – 70 минут в школе и 170 минут дома;
– для планшета – для 1-2 классов – 30 минут в школе и 80 минут дома, для 3-4 классов – 45 минут в школе и 90 минут дома, для 5-9 классов – 60 минут в школе и 120 минут дома, а для 10-11 классов – 80 минут в школе и 150 минут дома.
ЧТО ДОЛЖНО НАСТОРОЖИТЬ
От гаджета точно стоит оторваться и сделать перерыв и(или) зарядку для глаз, если наступают:
– покраснение и сухость глаз,
– расплывчатость и нечеткость зрения при взгляде вдаль,
– боли в шее, плечевом поясе,
– головная боль.
Если такие симптомы проявляются регулярно – пора идти за медицинской консультацией.
КАК ПОНЯТЬ, ЧТО С РЕБЕНКОМ ЧТО-ТО НЕ ТАК
«KP.RU» спросила у кандидата психологических наук, доцента кафедры «Дошкольная педагогика и психология» факультета «Психология образования» МГППУ Ирины Рябковой.
1. Важно обращать внимание на признаки психологического неблагополучия у ребенка. Это может быть:
– сниженное настроение,
– самоуничижающие высказывания («так мне и надо», «я ничего хорошего не достоин»),
– любые признаки самоповреждения (порезы, ожоги, как стремление себя наказать или снизить напряжение),
– мысли о самоубийстве.
2. В поведении настораживающий признак – у ребенка нет друзей. Особенно важным общение со сверстниками становится для ребенка в младшем подростковом возрасте, лет с 10-ти. В этом возрасте ребенок начинает искать своих по духу людей, со схожими увлечениями и интересами и хочет стать участником «группы друзей». Если такой группы друзей у него нет, то он, что называется, по-настоящему одинок.
3. Важно отслеживать с каким настроением ребенок ходит в школу и что он про школу рассказывает. Плохой признак: ребенок до и после школы плачет, прогуливает уроки.
– Если каждый раз поход в школу для ребенка – это пытка, то не стоит ему говорить, мол, мы тоже не хотели ходить в школу. Тут лучше выяснить, а что конкретно в школе с ребенком происходит, ведь причина может крыться и в буллинге со стороны сверстников, и в неподобающем поведении учителя. Даже простая на этом фоне школьная неуспеваемость по предметам может приводить к эмоциональным сложностям, – говорит эксперт.
4. Если ребенок неделями сидит в смартфоне и у него нет желания общаться с друзьями, причем и по телефону тоже, то это тревожный признак.
– Важно при этом не навешивать на гаджеты все смертные грехи, тут стоит смотреть на взаимоотношения ребенка со сверстниками и с близкими взрослыми, – говорит Ирина Рябкова.
5. Ребенок перестает общаться с родителями, грустит, молчит. Тут не нужно бояться задать вопрос, а почему ты такой грустный? Само все не пройдет и не рассосется, а может перейти в хроническое сниженное настроение, либо дойти до неблагоприятного срыва.
– Если ребенок начинает делиться с вами причинами того, почему ему грустно, почему он не общается с другими ребятами, то не надо от него отмахиваться фразами из серии «все будет хорошо», «не грусти», «я вот хожу – работаю, хоть мне и не хочется», «хочешь – иди и работай». Это плохой способ налаживания отношений, – считает наш эксперт.
6. Важно рассказать ребенку о правилах поведения в интернете, но делайте это постепенно, по одному – двум правилам за раз.
Основа такова (как и на улице):
– если к тебе «стучится» незнакомый человек, ты ему никаких своих личных данных не раскрываешь (возраст, где живешь, где учишься, кто твои папа и мама),
– никакие фотографии не отправляешь и не принимаешь,
– никакие предложения о встрече не принимаешь,
– обо всех появляющихся просьбах от незнакомца сообщаешь родителям.
7. Важно делиться с ребенком своим опытом о том, как вы сами смогли преодолеть сложную ситуацию, например, можно рассказать случай с интернет-мошенниками.
– Родители часто боятся уронить свой авторитет, но когда вы рассказываете о том, как сами сначала соблазнились каким-то уговорам мошенника, но потом ситуацию преодолели, то ребенок может пройти с вами путь ошибки и ее последствий и тогда он тоже сможет вам признать в ошибке, если вдруг он нарушил какое-то из правил и отправил свое фото незнакомцу или раскрыл информацию о себе и это позволит вовремя принять меры, – говорит эксперт.
8. Родительский контроль на гаджеты нужно ставить, особенно для детей в начале их знакомства с планшетом и телефоном.
– для младших детей (дошкольники) можно ставить ограничения по времени, например, гаджет будет выключаться через 20 минут,
– чем старше становится ребенок, тем больше у него развивается саморегуляция, и он становится способен самостоятельно отходить от гаджета.
– Для человека нет ничего лучше, чем общение с другим человеком, вопрос только в том, что оно должно радовать, как в реальной жизни, так и в сети, — считает Ирина Рябкова. – Любой человек выберет общение, а не гаджет, не мультик, не кино, потому что именно общение с человеком доставляет самое большое удовольствие.
Поэтому, если почему-то ребенок вместо общения с друзьями сидит в телефоне и это его выбор, то это повод для того, чтобы поговорить, а что случилось. Может быть, он поссорился с друзьями, но через неделю они помирятся, может быть, случилось что-то другое, но тут стоит откровенно поговорить и выяснить причину. Просто так ребенок не уйдет в гаджет надолго.
Оксана Нараленкова
1.
Компьютерная грамотность может приобретаться в кружках, если ученик решил в этом направлении приобретать специальность.
Цифры, приводимые Роспотребнадзором - это безумие.