Бишкек: как российские режиссёры в русском театре опускают Россию

В Бишкеке набирает обороты очередной скандал, связанный с Русским театром драмы имени Ч. Айтматова

Русофобия 
0
132
Время на чтение 5 минут

Источник: StanRadar

В эпицентре скандалов этот театр оказывается с завидной регулярностью. Как говорилось в одной старой советской комедии, то у них то, а то раз – и это. То пожар, то внезапное обрушение давно не ремонтирововшихся конструкций, то торговля в фойе колбасой (странновато, согласитесь, для храма искусства), то сдача в аренду бОльшей части театральных помещений под общепитовские точки с весьма «театральными» названиями вроде «Бар Сук»…

С тех пор как в России объявили частичную мобилизацию, бишкекский русский драмтеатр пополнился новыми деятелями. Беглыми актёрами, режиссёрами… Актёры, впрочем, это не так страшно. Актёр – он всего лишь исполнитель режиссёрских замыслов. Ему что велено, то он и изображает на сцене. А вот режиссёр – фигура посерьёзнее.

Не так давно местное телевидение представляло зрителям передачу про одну из новоявленных бишкекских знаменитостей – сбежавшего из России некогда модного там режиссёра Даниила Романова. Тот театрально сидел напротив ведущего, закинув ногу на ногу и сверкая голыми щиколотками поверх носков, в надвинутой на одно ухо шапочке-«менингитке», и вещал о том, как ему душно стало в России в 2022 году и как он мчался оттуда, аж волосы назад, в поисках свободы и покоя. Как осел в бишкекском русском драмтеатре и как собирается окультуривать кыргызстанского зрителя.

Сетовал на недостаток людей, разбирающихся в современном искусстве. Сыпал терминами и фамилиями. Ставил в один ряд итальянца Антониони и печально знаменитую россиянку-«нетвойнистку» Веру Полозкову, которая называет себя поэтессой. Недоумевал, как один и тот же человек может читать высокую поэзию Полозковой и при этом творить разные неблаговидные дела вроде поддержки специальной военной операции…

Ну и так далее.

Бедный, бедный бишкекский русскоязычный зритель – подумалось ещё тогда. Бедный русский драматический театр! Парадокс: почему-то многое из того, что в Бишкеке носит название «русский» или «российский», представляет собой крайне душераздирающее зрелище.

Может, это кому-нибудь нужно?

Однако манерный пацифист Романов, как оказалось, - далеко не самое худшее, что могло случиться с Русским театром драмы имени Айтматова. С недавних пор театр обзавёлся новым худруком. С которым и связан очередной разгорающийся скандал.

Новым художественным руководителем театра назначен некто Вячеслав Виттих. Который, кстати, не совсем россиянин. Родился он в Кыргызстане, в городе Кара-Балта. Год проучился в Бишкекском государственном институте искусств по специальности «актёр театра и кино». Потом поступил в ГИТИС на курс А. Пороховщикова. Потом там же, в ГИТИСе, учился на режиссёра. С 2014 года служил режиссёром-постановщиком Калининградского областного драматического театра. В прошлом году уволился и уехал в Кыргызстан.

Насчёт причин своего увольнения и отъезда он особо не откровенничает. Но причины, видимо, были, и достаточно веские.

Теперь в качестве худрука драмтеатра имени Айтматова Виттих дарит высокое искусство бишкекчанам и гостям столицы. Успел поставить уже несколько спектаклей, которые идут с неизменным аншлагом… Правда, далеко не все зрители досиживают до конца спектакля. Не все ещё, видимо, готовы к «правильному» восприятию виттиховского новаторства.

Ставит он в основном классику. «Мастера и Маргариту», например. Которая так перевёрнута с ног на голову и так далека от Булгакова, что у более-менее искушённых зрителей вызывает недоумение и горькое разочарование. Молодёжи, не знакомой с булгаковским творчеством, спектакль «заходит». Главное – ярко, громко, смело, а смысл и подача – дело десятое.

А собственно скандал вспыхнул после ноябрьской премьеры другого спектакля – по пушкинской «Пиковой даме».

Внизу афиши приписка – «18+». Кто читал повесть Пушкина в оригинале, напрягается, силясь вспомнить, что там у классика могло быть «такого». Ничего не вспоминает. Повесть, собственно, о некоем Германне, молодом офицере немецкого происхождения, который, вдохновившись рассказом о некоей старухе, владеющей секретом трёх карт, решает выведать у неё это секрет, чтобы стать удачливым в азартных играх. Втирается в доверие к бедной воспитаннице старухи Лизе, потом трясёт саму бабушку, которая в итоге умирает, успев сообщить Германну три карты, которые принесут ему везение. Первые две карты (тройка и семёрка) работают как надо. А в последний раз, когда Германн ставит на рекомендованного ему старухой туза, выходит пиковая дама. Парень в итоге сходит с ума.

Что тут неприличного?

Перед началом спектакля, поставленного Виттихом, зрителей предупреждают: «Мата в спектакле нет. Если вам послышалось… то вам послышалось».

Мата как такового действительно нет. Есть многократное провокационное обыгрывание и обсасывание слов типа «оскорблять» и «херр Херрманн». Произносится это со смаком, по слогам и заставляет юных зрителей (многим из которых восемнадцати ещё нет) неистовствовать в восторге. На то и рассчитано.

Анекдот в тему:

- Пьесу вашу я прочёл, - говорит режиссёр сценаристу. – Но ставить её не буду. Я, знаете ли, противник мата в театре.

- Но у меня в пьесе нет мата!

- Знаю. Мат будет в зрительном зале…

У Пушкина в «Пиковой даме» тоже много чего нет. Такого, что режиссёр посчитал необходимым вставить в свой спектакль. Это и неприятное (и неоправданное) кривляние всех без исключений персонажей, и весьма неприличные жесты якобы пьяных игроков в карты, и глумление над батюшкой-священником, и практически голый человек, погружаемый в ванну с водой…

Самое мерзкое – наблюдать за тем, как с точки зрения режиссёра выглядит Россия. И русские – пьяные опустившиеся маргиналы, половину спектакля вслух мечтающие поскорее убраться из «этой страны», от «этих рож» - хоть куда. Например, в ту же Германию.

Интересно, что финансовую поддержку этой постановке, как следует из программы, оказал российский фонд «Русские сезоны». Опять «российский» и «русский»!

Группа шокированных кыргызстанцев написала по этому поводу открытое письмо. К кому конкретно оно обращено – не совсем понятно, но опубликовано в ряде СМИ. Среди подписантов письма – артистка этого же театра, а по совместительству общественный деятель Галина Кетова, экс-депутат парламента Евгения Строкова. Это письмо директор театра Сергей Бардаков назвал «сведением счетов» (Кетова якобы обиделась на то, что ей не дали звания мастера сцены). Директор искренне не понимает – «а чё такова?» Фарс, по его мнению, получился вполне смотрибельный.

Председатель фонда «Русские сезоны», по словам Бардакова, лично был на премьере, остался очень доволен и сказал, что этот спектакль обязательно нужно показать в Москве. Обещал посодействовать.

Российское посольство в Кыргызстане, как водится, поймало тишину. Может, тоже одобряет. А может, молчаливо осуждает, не желая портить отношения с «людьми искусства».

Пока, кроме упомянутого открытого письма, не видно и не слышно никаких громких заявлений. Только народ в соцсетях делится возмущением и обидой за Россию, над которой в очередной раз надругались в особо извращённой форме.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Русофобия
На депутата Госдумы совершено нападение
В Самаре мигранты разбили голову Михаилу Матвееву
19.07.2024
Царские дни
Важно извлечь правильные уроки
17.07.2024
Болгарские власти преследуют и запугивают сторонников дружбы с Россией
Опубликована Декларация Исполнительного бюро Международного движения русофилов в связи с арестом и угрозой тюремного заключения Зоатомира Девленского
15.07.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
В «Собачьем сердце» злодей вовсе не Шариков
Новый комментарий от С. Югов
19.07.2024 15:32
Империя Сталина
Новый комментарий от С. Югов
19.07.2024 14:49
Не надо фарисействовать!
Новый комментарий от Сергей
19.07.2024 14:34
Куда мы идём?
Новый комментарий от учитель
19.07.2024 12:51
День памяти Царственных Страстотерпцев
Новый комментарий от Человек
19.07.2024 12:27
Мы русские. Но с нами ли Бог?
Новый комментарий от Егоров
19.07.2024 12:15