Формула жизни

17 декабря 2023 года великому артисту Леониду Броневому могло бы исполниться 95 лет.

0
143
Время на чтение 10 минут

Источник: Камертон

Театр на Малой Бронной с Анатолием Эфросом. После – «Ленком» и Марк Захаров, которого Броневой принял как своего режиссёра, а театр как второй дом.
Легендарный советский и российский артист театра и кино, народный артист СССР Леонид Сергеевич Броневой (1928–2017) воплотил на экране и сцене образы, которые запомнились каждому из нас. Многие ходили в Театр на Малой Бронной, а затем в «Ленком» на Броневого.
…Его путь в профессию был долгим и трудным. В жизни – ироничен, требователен к себе и другим.
В 45 лет сыграл Мюллера в «Семнадцати мгновениях весны», слишком обаятельного для шефа гестапо, и стал невероятно популярен.
Даже самые простые фразы он говорил так, что их моментально разбирали на цитаты: «Штирлиц, а вас я попрошу остаться», «Верить в наше время нельзя никому, порой даже самому себе. Мне – можно»…

И дело, конечно, не только в гениальной драматургии, но и в уникальных «броневых» интонациях – всегда с нотками цинизма и лёгкой грусти.
Позже были доктор в «Формуле любви» и Велюров в «Покровских воротах», забавный герцог в «Бароне Мюнхаузене».
Броневой не боялся и ролей второго плана, которые получались у него невероятно яркими и харизматичными.
Грустная, чуть ироничная улыбка, всегда минимум грима, монологи, в которых, кажется, больше не высказанного.
Тем, кто знал и любил Леонида Сергеевича Броневого, забыть его невозможно. Актёр стал неотъемлемой частью жизни миллионов людей.

***

Леонид Броневой родился в Киеве 17 декабря 1928 года и первые годы жизни провёл в самом сердце украинской столицы, на Крещатике.
Мать Белла Львовна училась на экономическом, отец Соломон Иосифович – на юридическом, мечтая повторить путь старшего брата и стать сотрудником спецслужб.
В шесть с половиной лет маленький Лёня поступил в музыкальную школу при Киевской консерватории по классу скрипки. Учился у профессора Давида Соломоновича Бертье.
Но в декабре 1936-го отца арестовали по обвинению в троцкизме, и на этом счастливое детство закончилось. Вместе с матерью он оказался в ссылке в Кировской области.

***

В Киев Леонид с матерью вернулись буквально перед самой войной, чтобы снова уехать, но уже в Казахстан.
Время, проведённое в эвакуации, оказалось суровой жизненной школой – учёбу в семилетке парень совмещал с работой.
Занимался чем придется – был разнорабочим, пёк хлеб, печатал на машинке в исполкоме.
Мать сменила сыну отчество на более подходящее – Сергеевич. Леонид устроился на работу в портняжный цех кукольного театра, там же впервые начал играть.

***

Когда война завершилась, Броневой за год окончил вечернюю школу рабочей молодёжи, получил аттестат зрелости и собирался продолжать учёбу.
…В 1950-м после окончания Ташкентского института театрального искусства имени А. Н. Островского поступил в Магнитогорский драматический театр имени А. С. Пушкина, а затем устроился в Оренбургский драмтеатр имени Горького.
Леонид Сергеевич Броневой вспоминал: «Вообще-то я не хотел быть актёром. Просто жизнь моих родителей, а соответственно, и моя, сложилась таким образом, что никем другим я стать не мог. Я бы покривил душой, если бы сказал, что жалею. Нет. Жалеть вообще ни о чём не нужно – просто так карта легла».

***

Однажды он увидел по телевидению спектакль Художественного театра «На дне» с Алексеем Николаевичем Грибовым.
Игра великого актёра произвела на молодого артиста настолько сильное впечатление, что Броневой написал совершенно незнакомому человеку восторженное письмо и вскоре получил от него ответ. Их первая встреча состоялась в Москве – Алексей Николаевич оказал молодому актёру содействие в прослушивании в Школе-студии при МХАТе и его сразу же приняли на третий курс.
Учился вместе с Волчек, Скобцевой, Квашой, но в команду «Современника» не попал.

***

Во время учёбы Леонид Броневой познакомился со своей первой женой Валентиной Блиновой, выпускницей Высшего театрального училища имени Щукина.
В 1955-м по завершении учёбы Броневого с супругой распределили сначала в Грозный, потом в Иркутск, а затем в Воронеж.
В Иркутске у них родилась дочь Валя. Но когда их дочери было всего четыре года, жена умерла от рака. Броневому пришлось перебраться в Москву, к родственникам жены.

 

***

Броневой активно предлагал себя разным театрам. В столичные театры его долгое время не брали.
Единственным, кто оценил артиста, стал Андрей Александрович Гончаров. Осенью 1962-го он пригласил его в труппу Театра на Малой Бронной. Здесь Броневой проработал 25 лет.
…24 роли за 25 лет службы – от классических «Женитьба» Гоголя, «Ромео и Джульетта» Шекспира, «Три сестры» Чехова до «Сказок старого Арбата» Арбузова и «Свадьбы брачного афериста» Данеки, – казалось, что для артиста нет невозможного, и он может играть всё, что не предложат.
В театр в те годы пришёл постановщиком и Анатолий Эфрос. Режиссёр разглядел Броневого сразу, задействовал почти во всех своих спектаклях. 16 лет они проработали вместе.
Многие считают, что настоящего актёра Броневого создал именно Эфрос, научивший его тонкостям профессии.
Во время службы на Малой Бронной Броневой получил звание заслуженного артиста РСФСР.

 

***

В кино Леонид Броневой дебютировал в 1964 году ролью жандармского полковника в фильме «Товарищ Арсений».
…Спустя 10 лет после смерти первой супруги Броневой вновь женился – на инженере Виктории Валентиновне.
И вскоре принял участие в съёмках телефильма из серии «Следствие ведут ЗнаТоКи».

 

***

Известность пришла к 45-летнему Броневому после выхода картины Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны».
Потом его шефа Гестапо будут называть эталоном актёрского мастерства, а сотрудники секретных служб учиться у его Мюллера, как ставить в тупик во время многочасовых допросов.
Но тогда это был риск – на главную роль группенфюрера СС пригласили малоизвестного артиста.

…Изначально ему прочили роль Гитлера, а Мюллером должен был стать Санаев.
Однако секретарь парткома «Мосфильма» Всеволод Васильевич посчитал унизительным играть начальника тайной полиции, о чём потом ужасно пожалел.
Зато Броневой сразу понял: Мюллер – очень интересный тип. Циничный смех и стальной взгляд, содержательные паузы и мгновенные реакции – он играл его интуитивно, опираясь на собственные представления о служащих безопасности.

 

***

Своей ролью Мюллера в фильме «Семнадцать мгновений весны» Броневой покорил и завоевал сердца миллионов зрителей, оказавшись одним из самых узнаваемых актёров картины вместе с Тихоновым.
Несмотря на грандиозный успех картины, Леонид Сергеевич всё ещё чувствовал неуверенность в собственных силах. Актёра продолжали терзать сомнения.

 

***

В 1979-м вышел фильм Марка Захарова «Тот самый Мюнхгаузен». Роль Леониду Броневому досталась даже без проб, Захарову очень нравился актёр, и он хотел пригласить его в свою труппу в «Ленком». Герцога Ганновера Броневой играл с удовольствием, придумывал для него фразы и целые эпизоды.
Вскоре после выхода картины актёру присвоили звание народного артиста РСФСР «за заслуги в области советского театрального искусства».

 

***

В 1982-м Леонид Сергеевич снялся в культовом фильме Михаила Козакова «Покровские ворота». Он сыграл куплетиста Аркадия Велюрова – часть своих куплетов сам и сочинил.
Фразы Велюрова мгновенно стали крылатыми, так же как когда-то фразы Мюллера.

 

***

Два года спустя на экраны вышла «Формула любви» Марка Захарова, где Броневой играет мудрого и флегматичного скептика-доктора, которого даже загадочный Калиостро не может ничем удивить.
…Начиная с 1990-х актёр очень мало снимался в кино. Предложения были – Леонид Сергеевич сам отказывался. Он считал ниже своего достоинства играть в низкоуровневом ширпотребе.

 

***

В 2007 году Алексею Попогребскому удалось уговорить Леонида Броневого сняться в своём фильме «Простые вещи».
К роли забытого актёра Журавлёва он отнесся серьёзно: продумал образ, переписал некоторые сцены.
…Броневой всегда прекрасно читал стихи, словно проникая в самую суть поэзии. Этим даром артиста не преминул воспользоваться Алексей Попогребский, вложив в уста героя Броневого строки Тютчева: «Когда дряхлеющие силы нам начинают изменять…»
Это была одна из последних работ актёра в кино. Он произносил текст с такой обреченностью, словно понимал, что пришла пора прощаться со своим зрителем.
За этот фильм Броневой получил премию «Ника» за лучшую мужскую роль второго плана.
Он успел сняться в 70 фильмах. Не боялся «неглавных» ролей, которые в его исполнении переставали быть ролями второго плана.
…Свою последнюю роль в кино сыграл в мини-сериале Глеба Панфилова «Без вины виноватые» по пьесе Александра Николаевича Островского.

 

***

Главной для актёра всегда оставалась сцена. «Ленкому», куда Марк Захаров пригласил его в 1988 году, Леонид Сергеевич отдал почти 30 лет жизни.
Многие коллеги его боялись, за взрывной характер называли «бурлящим котлом». Говорили: «Броневой сродни ядерному реактору – безопасный, пока не рванёт»...

Этими качествами он наделил и своего персонажа в спектакле «Ленкома» «Королевские игры» о любви английского короля Генриха VIII и Анны Болейн. Роль герцога Норфолка в этой постановке далеко не главная, но актёр играл её поистине самозабвенно.
Особняком стоит небольшая, эпизодическая роль Потапыча в «Варваре и еретике». Но сам Броневой считал, что Захаров дал ему эту работу из педагогических целей – в спектакле, где сам Броневой играет в эпизоде, молодым актёрам не зазорно и просто молча на сцене постоять.

 

***

В «Ленкоме» у Броневого за всё время было всего восемь ролей. Но практически все они – Крутицкий в «Мудреце» Островского, доктор Дорн в «Чайке» и Фирс в «Вишнёвом саде» Чехова, Яичница в «Женитьбе» Гоголя – это золотой фонд театра.
Леонид Броневой вывел свою формулу жизни:
«Я не смог бы окончательно уйти на пенсию. Сидеть дома, киснуть, ничего не делать, тосковать и в конце концов быстро помереть.
Пока ходят ноги, видят глаза и бьётся сердце, надо работать…»

 

***

В сентябре 2012 года Леонид Сергеевич был на грани жизни и смерти – во время гастролей «Ленкома» в Киеве его госпитализировали с острым инфарктом и срочно сделали сложнейшую операцию на сердце.

***

Любимым автором Броневого был Чехов. Его всегда привлекало отношение писателя к людям, которых тот видел буквально насквозь и потому не очень любил.

…Больше всего Леониду Сергеевичу нравились чеховские рассказы, особенно «Тоска» – о старом извозчике, который, потеряв сына, пытался рассказать о своём горе пассажирам, но, столкнувшись с безразличием, изливал душу лошади.
Этот герой был так созвучен глубокому внутреннему одиночеству самого Броневого.

***

Символично, что, когда спустя полтора года после тяжёлой болезни Броневой вернулся на сцену «Ленкома», он сыграл Фирса в «Вишнёвом саде», которого, словно специально для него, Захаров сделал центральным персонажем.
Играл Броневой Фирса замечательно. Как пронзительно звучало из его уст последнее слово «Забыли!».
Но в жизни, Леонид Сергеевич, это, слава Богу, не так.
Помним и будем помнить Вас с благодарностью!

***

Свой последний спектакль «День опричника» по одноименной повести Владимира Сорокина из-за больных ног играл в инвалидной коляске – Леонида Сергеевича вывозили на сцену под нескончаемые овации. И хотя он уверял, что актёром стал по воле случая, зрителей не обманешь.
Художественный руководитель «Ленкома», народный артист СССР Марк Захаров вспоминал: «Леонид Сергеевич очень много сделал для театра, труппы, этих стен.
Ему подражали, на его примере учились. Потому что он обладал удивительными, загадочными механизмами человеческого существования».

 

***

Последний раз на сцену Броневой вышел 3 ноября 2017 года. После спектакля ему стало плохо, вызвали скорую.
Месяц Леонид Сергеевич провёл в больнице, где рано утром 9 декабря и скончался, не дожив до своего 89-летия восемь дней.
Похоронили Леонида Сергеевича на Новодевичьем кладбище в Москве.

***

Народный артист России Дмитрий Певцов:
«Я встретился с Леонидом Сергеевичем в “Ленкоме”. И хотя на сцене очень много было рядом сыграно, я не понимаю, как, что это за талант такой, и каким образом вообще творил этот человек.
Вроде репетирует вместе с нами, вместе со всеми, потом все выходим на сцену, и он творит какие-то чудеса, которые расшифровать и объяснить совершенно невозможно».

 

Фото из открытых источников.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

† Николай Алексеевич Головкин
Айвазовский в море «узнал своего Творца»
2 мая 2025 года – 125 лет со дня кончины великого русского художника Ивана Айвазовского (1817–1900)
02.05.2025
190 лет со дня рождения Николая Помяловского
«Он вошёл в литературу, когда в ней уже активно действовали крупнейшие наши классики – и среди них не затерялся»
24.04.2025
«Не токмо Небеса, но и недра земные поведают славу Божию…»
​​​​​​​15 апреля 2025 года исполняется 260 лет со дня кончины великого русского ученого-энциклопедиста, православного мыслителя Михаила Ломоносова (1711-1765)
15.04.2025
Все статьи † Николай Алексеевич Головкин
Последние комментарии
Православные антисталинисты в печали
Новый комментарий от учитель
06.06.2025 16:06
Азбука и букварь
Новый комментарий от Игорь Ал
06.06.2025 15:40
Мы русские. Но с нами ли Бог?
Новый комментарий от Егоров
06.06.2025 15:08
Споры о Революции – это споры о будущем России
Новый комментарий от Игорь Бондарев
06.06.2025 13:58
«Наш язык в большой беде»
Новый комментарий от Андрей Карпов
06.06.2025 12:45
Настало время исправления имён
Новый комментарий от Андрей Карпов
06.06.2025 12:37