К вопросу об историческом основании праздника Введения

0
136
Время на чтение 8 минут

Источник: Благодатный Огонь

Заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божьей.

Из ответа Спасителя саддукеям, Мф. 22, 29.

 

В каждом православном празднике, в том числе, посвящённом Божьей Матери содержится воспоминание о том или ином знаменательном историческом событии. Благовещение и Рождество Христово имеют бесспорное основание в Евангелии. Факт рождения Пресвятой Богородицы, хотя он не отражён в канонических церковных источниках, трудно подвергнуть сомнению. Очевидно также, что земная жизнь Пречистой Девы Марии имела кончину – следовательно, есть все основания праздновать не только её Рождество, но и Её Успение.

Иное отношение порой приходится сегодня слышать от либеральных священнослужителей о празднике Введения во Храм Пресвятой Богородицы. Снисходительно-иронические высказывания об этом празднике стали нередки.

Протестанты, следующие лютеровскому принципу «только Писание», не празднуют Введение по той причине, что отвергают церковное Предание, как источник веры. Поскольку в Библии об этом событии не сообщается, то оно для них и «не существует».

Печальнее наблюдать, как подобное настроение без стеснения проявляется в среде православного духовенства. Иные либеральные проповедники и авторы интернет-публикаций высказывают скептическую позицию, согласно которой такого исторического события, как Введение в иерусалимский Храм трёхлетней Богоотроковицы Марии, якобы, не было. Потому, что быть не могло.

Говорят, будто бы младенца просто не могли направить на воспитание в иерусалимский Храм. Будто бы там жить неотступно в течение нескольких лет ни один ребёнок никак не мог – даже несмотря на то, что к Храму были специально пристроены примыкающие к нему в три этажа жилые помещения (3 Цар. 6, 5–6).

Подобных примеров, утверждают просвещённые богословы, якобы, нет в Священном Писании.

При этом отменять двунадесятый праздник никто открыто не призывает. Это было бы слишком радикальным и скандальным попранием многовековой традиции. Предлагается содержание праздника «переосмыслить», воспринимать «не слишком буквально», чисто аллегорически. При этом всем просвещённым людям следует знать, что исторических реалий, этот праздник, якобы, не имеет. Описание его «недостоверно», содержание – «вымышлено».

При этом забывается, что многие поколения Святых Отцов прославляли Введение как событие великого и спасительного значения, составили в похвалу этого праздника вдохновенные стихиры, каноны и прочие богослужебные тексты, воздвигали в честь этого события храмы и монастыри, писали иконы, произносили благоговейные проповеди…

Кто-то может возразить: это всё – Предание Церкви. Хотелось бы иметь аргументы от Священного Писания.

Что ж, откроем Ветхий Завет и прочитаем, о чём повествуется в 11 главе 4 Книги Царств и в 22 главе 2 Книги Паралипоменон. А там чёрным по белому написано, что с годовалого до семилетнего возраста неотступно пребывал в Храме Соломоновом царевич иудейский Иоас – сын убиенного царя Охозии. Это происходило в то время, когда власть в иудейском государстве узурпировала злочестивая царица Гофолия. Библия свидетельствует об этом так:

И не осталось в доме Охозии, кто мог бы царствовать. Ибо Гофолия, мать Охозии, увидев, что умер сын её, встала и истребила все царское племя дома Иудина. Но Иосавеф, дочь царя, взяла Иоаса, сына Охозии, и похитила его из среды царских сыновей умерщвляемых, и поместила его и кормилицу его в спальной комнате; и таким образом Иосавеф, дочь царя Иорама, жена Иодая священника, сестра Охозии, скрыла Иоаса от Гофолии, и она не умертвила его. И был он у них в доме Божием скрываем шесть лет; Гофолия же царствовала над землею (2 Пар. 22, 9–12).

Итак, родная тётка Иосавеф спасла своего племянника царевича Иоаса от злодейской руки своей мачехи Гофолии. Тем самым, по действию Промысла Божьего, была сохранена от полного истребления мессианская родословная линия, идущая от царя Давида к Господу Иисусу Христу. Примечательно, что мужем благочестивой Иосавефы был первосвященник Иодай. По-видимому, именно он смог устроить своему племяннику (точнее, племяннику своей жены) семилетнее прибежище в Соломоновом Храме. На седьмой год младенец Иоас был помазан Иодаем в цари иудейские и царствовал в течение 40 лет. Таким примечательным образом был продолжен мессианский род, дошедший до Господа Иисуса Христа.

Добавим к сказанному характерную деталь. Как известно, ветхозаветная традиция предписывала брать в невесты девушек из своего колена. В этой связи уместно сопоставить два исключения. Первое – это упомянутый брак Иодая, потомка Аарона (колено Левиино) с Иосавефой, дочерью иудейского царя Охозии (колено Иудино). В этом браке объединились интересы царского и первосвященнического родов – редкий в истории случай реальной симфонии властей!

Второй известный нам похожий и исключительный пример находим в Слове святителя Димитрия Ростовского на Рождество Пресвятой Богородицы:

«Отец Её, святой праведный Иоаким был сыном Варпафира, ведущего своё происхождение от сына Давидова Нафана, а мать Её, святая праведная Анна, была дочерью священника Матфана из племени Ааронова; таким образом, Пречистая Дева по отцу была рода царского, а по матери – архиерейского».

Таким образом, в I-м Храме с годовалого возраста в течение семи лет неотступно проживал и воспитывался будущий царь Иудеи, младенец Иоас. Из Соломонова храма он вышел лишь после того, как был там же помазан в цари своим дядей – первосвященником.

Во II-м Храме (восстановленном при Ездре после вавилонского плена) с трёхлетнего возраста проживала Пречистая Дева Мария. Она вошла туда, «благодать совводящи» (кондак праздника). Это выражение следует понимать так: II-й Храм до появления в нем Пресвятой Богородицы не получил того освящения, сопровождаемого видимым явлением Славы Божьей, входящей во Святая Святых – как это было при освящении скинии Моисеем (Исх. 40, 34) и при освящении первого Храма царем Соломоном (2 Пар.5, 14). Таким образом, Та, Которую Церковь воспевает как «пречистый храм Спасов», Своим вхождением освятила II-й иерусалимский Храм. Вышла Она из этого Храма через несколько лет – в качестве законной жены праведного Иосифа Обручника, хранителя Её девства.

К сказанному остаётся добавить, что за время пребывания в Храме Пречистая Дева, несомненно, имела общение с архангелом Гавриилом. Это следует из того, что, явившись к Ней в Назарет во время Благовещения, небесный посланник, как «старый добрый знакомый», не имел нужды представляться по имени. Иначе повёл себя вестник Божий, представ впервые перед первосвященником Захарией и сказав: Аз есмь Гавриил предстояй пред Богом, и послан есмь глаголати к тебе сия (Лк. 1, 19).

В обоих случаях роль первосвященников – Иодая и Захарии – в сокрытии младенцев в Храме в течение ряда лет была определяющей. Отметим, что оба праведных мужа были близкими родственниками царственным младенцам.

Таким образом, праздник Введения помимо своего бесспорного символического содержания, находит вполне определённое обоснование в Священном Писании.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1.

Протестанты, следующие лютеровскому принципу «только Писание», не празднуют Введение по той причине, что отвергают церковное Предание, как источник веры.

Без Предания и Писание не всегда понятно. Например, почему (в Лк,гл 2) именно Симеону было предсказано, что он не увидит смерти, пока не увидит Христа Господня. И почему, увидев его, говорит "Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко" — т.е. он может, наконец, отойти в вечность, уставший от безмерно долгой жизни.
Спасибо о.Константину, неустанному борцу с ересями и скептиками, покушающимися в своем невежестве на Св.Предание, за предметное доказательство достоверности события Ведения в Храм Пресвятой Богородицы, через аналогичный прецедент в ВЗ.
Пречистая Матерь, Божия, моли Бога о нас и России.
Агафон / 08.12.2023, 16:19
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Константин Буфеев
Все статьи Протоиерей Константин Буфеев
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Vladislav
20.11.2024 22:50
Медицина как поле битвы дьявола с Богом
Новый комментарий от Владимир Петрович
20.11.2024 21:16
Фиктивная ликвидация
Новый комментарий от Человек
20.11.2024 19:15
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
20.11.2024 18:37
Как русских грабили и унижали
Новый комментарий от Апографъ
20.11.2024 17:56
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский танкист
20.11.2024 17:12
Победа православной общественности!
Новый комментарий от Владимир С.М.
20.11.2024 15:12