Заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божьей.
Из ответа Спасителя саддукеям, Мф. 22, 29.
В каждом православном празднике, в том числе, посвящённом Божьей Матери содержится воспоминание о том или ином знаменательном историческом событии. Благовещение и Рождество Христово имеют бесспорное основание в Евангелии. Факт рождения Пресвятой Богородицы, хотя он не отражён в канонических церковных источниках, трудно подвергнуть сомнению. Очевидно также, что земная жизнь Пречистой Девы Марии имела кончину – следовательно, есть все основания праздновать не только её Рождество, но и Её Успение.
Иное отношение порой приходится сегодня слышать от либеральных священнослужителей о празднике Введения во Храм Пресвятой Богородицы. Снисходительно-иронические высказывания об этом празднике стали нередки.
Протестанты, следующие лютеровскому принципу «только Писание», не празднуют Введение по той причине, что отвергают церковное Предание, как источник веры. Поскольку в Библии об этом событии не сообщается, то оно для них и «не существует».
Печальнее наблюдать, как подобное настроение без стеснения проявляется в среде православного духовенства. Иные либеральные проповедники и авторы интернет-публикаций высказывают скептическую позицию, согласно которой такого исторического события, как Введение в иерусалимский Храм трёхлетней Богоотроковицы Марии, якобы, не было. Потому, что быть не могло.
Говорят, будто бы младенца просто не могли направить на воспитание в иерусалимский Храм. Будто бы там жить неотступно в течение нескольких лет ни один ребёнок никак не мог – даже несмотря на то, что к Храму были специально пристроены примыкающие к нему в три этажа жилые помещения (3 Цар. 6, 5–6).
Подобных примеров, утверждают просвещённые богословы, якобы, нет в Священном Писании.
При этом отменять двунадесятый праздник никто открыто не призывает. Это было бы слишком радикальным и скандальным попранием многовековой традиции. Предлагается содержание праздника «переосмыслить», воспринимать «не слишком буквально», чисто аллегорически. При этом всем просвещённым людям следует знать, что исторических реалий, этот праздник, якобы, не имеет. Описание его «недостоверно», содержание – «вымышлено».
При этом забывается, что многие поколения Святых Отцов прославляли Введение как событие великого и спасительного значения, составили в похвалу этого праздника вдохновенные стихиры, каноны и прочие богослужебные тексты, воздвигали в честь этого события храмы и монастыри, писали иконы, произносили благоговейные проповеди…
Кто-то может возразить: это всё – Предание Церкви. Хотелось бы иметь аргументы от Священного Писания.
Что ж, откроем Ветхий Завет и прочитаем, о чём повествуется в 11 главе 4 Книги Царств и в 22 главе 2 Книги Паралипоменон. А там чёрным по белому написано, что с годовалого до семилетнего возраста неотступно пребывал в Храме Соломоновом царевич иудейский Иоас – сын убиенного царя Охозии. Это происходило в то время, когда власть в иудейском государстве узурпировала злочестивая царица Гофолия. Библия свидетельствует об этом так:
И не осталось в доме Охозии, кто мог бы царствовать. Ибо Гофолия, мать Охозии, увидев, что умер сын её, встала и истребила все царское племя дома Иудина. Но Иосавеф, дочь царя, взяла Иоаса, сына Охозии, и похитила его из среды царских сыновей умерщвляемых, и поместила его и кормилицу его в спальной комнате; и таким образом Иосавеф, дочь царя Иорама, жена Иодая священника, сестра Охозии, скрыла Иоаса от Гофолии, и она не умертвила его. И был он у них в доме Божием скрываем шесть лет; Гофолия же царствовала над землею (2 Пар. 22, 9–12).
Итак, родная тётка Иосавеф спасла своего племянника царевича Иоаса от злодейской руки своей мачехи Гофолии. Тем самым, по действию Промысла Божьего, была сохранена от полного истребления мессианская родословная линия, идущая от царя Давида к Господу Иисусу Христу. Примечательно, что мужем благочестивой Иосавефы был первосвященник Иодай. По-видимому, именно он смог устроить своему племяннику (точнее, племяннику своей жены) семилетнее прибежище в Соломоновом Храме. На седьмой год младенец Иоас был помазан Иодаем в цари иудейские и царствовал в течение 40 лет. Таким примечательным образом был продолжен мессианский род, дошедший до Господа Иисуса Христа.
Добавим к сказанному характерную деталь. Как известно, ветхозаветная традиция предписывала брать в невесты девушек из своего колена. В этой связи уместно сопоставить два исключения. Первое – это упомянутый брак Иодая, потомка Аарона (колено Левиино) с Иосавефой, дочерью иудейского царя Охозии (колено Иудино). В этом браке объединились интересы царского и первосвященнического родов – редкий в истории случай реальной симфонии властей!
Второй известный нам похожий и исключительный пример находим в Слове святителя Димитрия Ростовского на Рождество Пресвятой Богородицы:
«Отец Её, святой праведный Иоаким был сыном Варпафира, ведущего своё происхождение от сына Давидова Нафана, а мать Её, святая праведная Анна, была дочерью священника Матфана из племени Ааронова; таким образом, Пречистая Дева по отцу была рода царского, а по матери – архиерейского».
Таким образом, в I-м Храме с годовалого возраста в течение семи лет неотступно проживал и воспитывался будущий царь Иудеи, младенец Иоас. Из Соломонова храма он вышел лишь после того, как был там же помазан в цари своим дядей – первосвященником.
Во II-м Храме (восстановленном при Ездре после вавилонского плена) с трёхлетнего возраста проживала Пречистая Дева Мария. Она вошла туда, «благодать совводящи» (кондак праздника). Это выражение следует понимать так: II-й Храм до появления в нем Пресвятой Богородицы не получил того освящения, сопровождаемого видимым явлением Славы Божьей, входящей во Святая Святых – как это было при освящении скинии Моисеем (Исх. 40, 34) и при освящении первого Храма царем Соломоном (2 Пар.5, 14). Таким образом, Та, Которую Церковь воспевает как «пречистый храм Спасов», Своим вхождением освятила II-й иерусалимский Храм. Вышла Она из этого Храма через несколько лет – в качестве законной жены праведного Иосифа Обручника, хранителя Её девства.
К сказанному остаётся добавить, что за время пребывания в Храме Пречистая Дева, несомненно, имела общение с архангелом Гавриилом. Это следует из того, что, явившись к Ней в Назарет во время Благовещения, небесный посланник, как «старый добрый знакомый», не имел нужды представляться по имени. Иначе повёл себя вестник Божий, представ впервые перед первосвященником Захарией и сказав: Аз есмь Гавриил предстояй пред Богом, и послан есмь глаголати к тебе сия (Лк. 1, 19).
В обоих случаях роль первосвященников – Иодая и Захарии – в сокрытии младенцев в Храме в течение ряда лет была определяющей. Отметим, что оба праведных мужа были близкими родственниками царственным младенцам.
Таким образом, праздник Введения помимо своего бесспорного символического содержания, находит вполне определённое обоснование в Священном Писании.
1.
Спасибо о.Константину, неустанному борцу с ересями и скептиками, покушающимися в своем невежестве на Св.Предание, за предметное доказательство достоверности события Ведения в Храм Пресвятой Богородицы, через аналогичный прецедент в ВЗ.
Пречистая Матерь, Божия, моли Бога о нас и России.