Источник: блог автора
Сегодня нужно честно признать: российская творческая интеллигенция, привыкшая к комфортному самовыражению за казённый счет, в значительной степени оказалась не готова к вызовам времени. К сожалению, стремление переждать «лихую годину», оставшись «белым и пушистым», присуще не только отдельным «коммерческим пацифистам» от культуры, но и целым творческим сообществам. Для примера: созданная, как прообраз единого писательского союза, щедро финансируемая государством Ассоциация писателей и издателей до сих пор так и не сформулировала свое отношение к СВО. Аргумент: это ради сохранения единства писательских рядов. А зачем нам такое единство тихих пожирателей грантов?
Или другой факт. Одному из ведущих федеральных книгохранилищ поручили составить список книг для библиотек «новых территорий». И что? В перечне оказалось столько букеровской и переводной макулатуры, а то и откровенно русофобской писанины, что лишь вмешательство бдительного Книжного союза спасло ситуацию. Или проанализируйте недавний «короткий список» премии «Большая книга», распиаренной и окормляемой Роспечатью, и у вас возникнет ощущение, что речь и идет об изящной словесности страны, где последний автомат Калашникова давным-давно перековали на клюшку для гольфа. Знаете, как назывался текст лауреата «Большой книги» прошлого года? «Парижские мальчики сталинской Москвы». Весьма актуально на десятом месяце войны.
Разумеется. государство не должно заставлять автора писать то, что нужно, у нас свобода творчества. Но зачем поощрять за то, что не нужно по крайней мере сейчас? Если вы посмотрите на афиши, сразу заметите, что испытания последних полутора лет почти не нашли отражение в репертуарах. Иногда кажется, что Росгидрометцентр больше влияет на погоду, чем СТД на ситуацию в российском театре. Современный социальный, патриотично настроенный автор сознательно выдавлен из процесса. Вы не поверите, но мы в Национальной ассоциации драматургов, продвигая на сцену пьесы, посвященные событиям на Донбассе, а таких написано немало, до сих пор сталкиваемся с отказами, мол, «неформат». Предпочитают отсиживаться в классике, так спокойней. Но ведь и выбор из классического наследия тоже говорит о позиции. Вытащить второсортную комедию, добавить оживляжа и отхватить «Золотую маску» - вот это креативно! А поставить знаменитую пьесу Корнейчука «Фронт», актуальную и поныне, - «неформат». Или вот еще: тихо, как тать в ночи, прошмыгнуло 200-летие великого русского драматурга Островского. Да, были юбилейные спектакли, даже достойные, без голой бесприданницы на сцене, но никто не вспомнил историко-патриотические пьесы классика, а ведь они удивительно созвучны нашему времени. Сами директора не сообразили (худруки теперь вообще не в счет), а подсказать некому: Минкульт в творческий процесс не вмешивается, только финансирует.
И последний пример. Мой товарищ предложил на телевидение песню о современных витязях Русского мира. Ему ответили: «Песня хороша, но в лоб, нам же в эфире нужен патриотизм по касательной…» Однако от участников СВО война требует, как сказал поэт, «полной гибели всерьёз», а не по касательной. И это базовая проблема современной отечественной культуры.