itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«Женя, Женечка и ‘Катюша’» и парадоксы советской цивилизации

0
652
Время на чтение 3 минуты

Источник: газета ЗАВТРА

Трагикомедия «Женя, Женечка и ‘Катюша’» (1967) – уникальное творение и не лишь потому, что её режиссёр – Владимир Мотыль, автор сценария – Булат Окуджава, композитор Исаак Шварц, а исполнитель главной роли – Олег Даль. Сошлись все звёзды? Не только это. Здесь интереснейшая фоновая тема, оттеняющая и обогащающая повествование. Итак, мы наблюдаем лав-стори на фоне войны.

Интеллигентный парень Женя Колышкин влюбляется в разбитную связистку Женечку Земляникину (примерно такую же тему развил впоследствии Пётр Тодоровский в «Военно-полевом романе» (1983). Поначалу девушка игнорирует юношу, но потом всё-таки отвечает на его чувства. Финал там, правда, печальный – Женечку убивает фашист-аристократ.

А что за фон? Линия «Трёх мушкетёров» и песенки о каплях датского короля с обращением: «Кавалеры!»; с фантазиями и витиеватыми словесами Колышкина. Такой мальчик неслучаен, как неслучайно противоборство советского пацана с немецким дворянином, чьё имение и сделалось ареной для финальной схватки.

В Советском Союзе, как ни в одной стране мира в XX столетии, бытовал культ Александра Дюма и конкретно – Д`Артаньяна и трёх мушкетёров. Это было то, что называется must read. Мотив «игры в мушкетёров» прослеживается в ряде книг, написанных для детей и подростков - или в качестве главной линии, или так, походя.

От чистопрудного цикла Юрия Нагибина до иронических выкладок Радия Погодина в «Шаге с крыши» и драматической темы юных детей-аристократов Владислава Крапивина – «мальчиков со шпагами», вечно недопонятых взрослыми. Проскальзывало это и в юмористическом киножурнале «Ералаш».

«После длительных размышлений я выбрал для себя д'Артаньяна, и не потому, что он главный герой: мне больше импонировал Атос. Но я не ощущал в себе того благородства, составляющего основную черту Атоса, которым в полной мере обладал мой друг Павлик», - писал Юрий Нагибин о довоенном отрочестве своих персонажей.

Книга с потрясающими иллюстрациями Мориса Лелуара была издана в 1936 году после некоторого перерыва – после 1917 года советскому человеку пытались привить некую пролетарскую культуру, придуманную людьми отнюдь непролетарских кровей и это в конечном итоге привело к …возвращению дворянско-разночинной парадигмы.

Если вдуматься, выходило странное – пионеры отождествляли себя с опорой и защитой королевской власти, с воинами, лично преданными королю из династии Бурбонов. Кроме того, мушкетёры были не чужды грубых развлечений и вели аморальный образ жизни. Питие, любовные похождения, драки. А уж то, как благородный граф де Ля Фер лихо расправился со своей молодой супругой, увидев клеймо…

Даже не поговорил, не выяснил. Они вели себя, как нормальные господа XVII столетия. Господа. И это – пример для юного коммуниста? Cоветская цивилизация была намного сложнее, чем кажется – она отличалась поразительным эклектизмом, где плакаты о перевыполнении плана соседствовали с гимназическими фартучками и коринфскими капителями.

Заводское и коллективное перетекало в дворцово-эстетское. Но главное, хорошо монтировалось. Отовсюду бралось лучшее, и мушкетёры считывались не как бонвиваны и разрушители семей (а Д`Артаньян, по сути, увёл Констанцию от мужа!), а как образцы несгибаемой дружбы и взаимовыручки. Но вернёмся к Жене и его воображаемым плащам-и-шпагам.

Его сталкивают с настоящим дворянином, который оказывается менее благороден, чем «простой» Колышкин, лишь подражавший своей идеализированной мечте о «шпаге во имя короля». У этого Зигфрида – настоящие шпаги предков, и эти предки носили кружева, камзолы, пышные парики, погибали в ходе Тридцатилетней войны, а потом – Северной, Семилетней, за Баварское наследство.

Барочная лепота, книги, картины в тяжёлых рамах. Но он – враг и …враг, стреляющий исподтишка. В даму. Отвратительное и какое-то крысиное бегство. И стоило ли рождаться в именитой семье, где хранятся клинки Галантного Века? А Женя остался «кавалером» до конца. Советским мушкетёром. Хотя, и не таким восторженным, как раньше.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

14. См.

https://cyberleninka.ru/article/n/iz-istorii-dvuh-zhargonizmov-patsan-i-shket-na-leksikograficheskom-fone/viewer
Константин В. / 25.10.2023, 18:05

13. Ответ на 11, Павел Тихомиров:

И доходит до популяризации пошлости, когда русские, вроде бы, люди, произносят вслух, нпр.: "будем посмотреть". Тьфу...


То ли дело салон Анны Павловны Шерер. Никаких варваризмов!
Константин В. / 25.10.2023, 17:55

12. Ответ на 9, Сергей:

На мой взгляд, в общее употребление всё же это слово пришло не из идиша или иных языков, а из "приблатнённой" или беспризорной среды...

Может быть. Имея ввиду. что идиш - покореженный немецкий и принимая, что слово сие к нам из идиша явилось, открываем немецкие словари. Находим, что "potz" (в словаре братьев Гримм potz = poz ) - междометие "относительно" бранное, расположено обычно в конце, или в начале какого-нибудь восклицательного предложения - potz Blitz!, например, что-то вроде "доннерветтер!", но более крепкое. Братья Гримм даже дают цитаты с этим словом из немецких классиков - Гете, Шиллер... Здесь, в общем, ничего особенного такого.
Но вот что еще имеется в некоторых словарях -

potz (Interj.) [frьhnhd. botz, mhd. pocks,
entstellt aus „Gottes" (in bestimmten Fьgungen,
die sich auf das Leiden Jesu Christi
beziehen)]

Т.е. богохульство такое немецкое. Могли ли евреи его подхватить? Не уверен. Их бог - машиах.

"Пахан" уж очень созвучно, но и от "паяц" может вести родословную.

11. Ответ на 9, Сергей:


На мой взгляд, в общее употребление всё же это слово пришло не из идиша или иных языков, а из "приблатнённой" или беспризорной среды - но ввиду этого самого общего употребления негативная коннотация со временем почти ушла. :(


Дорогой Сергей, а в приблатнённую среду откуда это слово попало?
А откуда такая комичная стилистика "одесского говора"?
Евреи, составлявшие половину населения Одессы, думали на немецком (идише), составляли предложения, просто заменяя в строе немецкого предложения немецкие слова словами нашего языка, разбавляя еврейскими словечками.
Большевизм убил русскую культуру - появилось вот всё это.
И доходит до популяризации пошлости, когда русские, вроде бы, люди, произносят вслух, нпр.: "будем посмотреть". Тьфу...
Павел Тихомиров / 25.10.2023, 14:44

10. Ответ на 8, Андрей Карпов:

Ещё крайне популярно выражение "забить" (на)

Вот тут можно чётко сказать, что хотя это выражение становится популярным и почти нейтральным - но произошло-то оно как редукция выражения, содержащего нецензурное слово.
Сергей / 25.10.2023, 14:42

9. Ответ на 7, Павел Тихомиров:

Вообще, мы, выросшие в Новороссии, где 1/4 населения - русские, 1/4 -украинцы, 1/4 - евреи, а остальная четверть - это армяне, татары, болгары, молдаване и т.д. - много могли бы вам, великороссам, рассказать как хорошего, так и плохого по теме словообразования

Да, ясно! Эх... многое знание умножает печаль :)
На мой взгляд, в общее употребление всё же это слово пришло не из идиша или иных языков, а из "приблатнённой" или беспризорной среды - но ввиду этого самого общего употребления негативная коннотация со временем почти ушла. И, допустим, слово "пацанёнок" могло быть сказано вполне ласково очень приличным человеком. Однако, может и действительно корни-то были ругательные. :(
Сергей / 25.10.2023, 14:36

8. Ответ на 7, Павел Тихомиров:

Сергей, Владимир Леонидович тут прав, слово происходит от "поц", непечатное слово на идише. Производное от него "поцяра" - ругательство.
Вообще, мы, выросшие в Новороссии, где 1/4 населения - русские, 1/4 -украинцы, 1/4 - евреи, а остальная четверть - это армяне, татары, болгары, молдаване и т.д. - много могли бы вам, великороссам, рассказать как хорошего, так и плохого по теме словообразования

Словообразование-то продолжается. И в великорусском пространстве. Например, широко употребляется "устаканиться" вместо "устояться"... Ещё крайне популярно выражение "забить" (на).

Язык живет в той плоскости, в которой идёт массовая коммуникация (в данном случае речь не столько о СМИ, сколько о массиве коммуникаций человек-человек). А люди не разговаривают высоким штилем (увы). Более того: сегодня в обществе напрочь отсутствует культура дискуссии (весь социум - сплошной парламент, по известному выражению). Мало кто умеет высказывать мнение, его обосновывать, приводить доводы и т.д. Язык становится всё более примитивным... Это началось не вчера, но пока не видно, на чем тенденция могла бы измениться.
Андрей Карпов / 25.10.2023, 14:30

7. Ответ на 6, Сергей: тоже избегаю употреблять это выражение

Сергей, Владимир Леонидович тут прав, слово происходит от "поц", непечатное слово на идише. Производное от него "поцяра" - ругательство.
Вообще, мы, выросшие в Новороссии, где 1/4 населения - русские, 1/4 -украинцы, 1/4 - евреи, а остальная четверть - это армяне, татары, болгары, молдаване и т.д. - много могли бы вам, великороссам, рассказать как хорошего, так и плохого по теме словообразования

Павел Тихомиров / 25.10.2023, 13:39

6. Ответ на 4, Потомок подданных Императора Николая II:


Я хочу обратить внимание на использование автором гнусного словечка "пацан". По Фасмеру это слово, вроде бы, означает "поросёнок". Но есть предположение, что это слово является уменьшительно-пренебрежительной формой слова "поц".
В любом случае слово гнусное, активно используемое криминальной средой.

В 80-е мальчишки сами себя преимущественно так и называли. Ничего криминального, "поросячьего" и гнусного в этом не виделось. Старший возраст тоже не возражал - допустим, родители могли поругать за "фиг" или "шухер", а "пацан" ни у кого раздражения не вызывал.
Сергей / 25.10.2023, 12:20

5. Ответ на 4, Потомок подданных Императора Николая II:

Слово очень неприятное, согласен. Но каково его происхождение? Может быть, какое-то родство с "пахан"? И там, и там могла произойти ротация, т.е. изначально было "хапан" - хапуга, крпупный ворюга; и "цапан" - воришка помельче. Но, во всяком случае, слово, даже и не слово, а словцо, полусловок, очень и очень неприятно.
Пушкин - да. Но пришел он по-настоящему в Россию (СССР) в 37-м.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Галина Иванкина
Почему Наташа так любит «папу»?
Фильм о доброте и вере в Человека
29.01.2024
Главная ошибка на примере «Интердевочки»
«Ну, конечно, там рай, ну, конечно, здесь ад...»
28.11.2023
«Никогда» – фильм о том, почему проиграл социализм
Негибкий руководитель, будь он хоть сто раз крутейшим профи – обречён?
08.11.2023
Все статьи Галина Иванкина
Последние комментарии
Сталин: не симпатия, но эмпатия
Новый комментарий от С. Югов
02.03.2024 12:15
Кадровая революция Путина
Новый комментарий от С. Югов
02.03.2024 12:01
Почему Владимир Путин так неубедительно говорил на религиозные темы?
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
02.03.2024 11:46
«Я как русская природа – без особых красок»
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
02.03.2024 11:29
«Речь идёт о бессудном похищении человека за его убеждения»
Новый комментарий от Анатолий Степанов
02.03.2024 09:30