Источник: Митрополия Санкт-Петербургская
Уважаемый Александр Николаевич [Бельский]!
Уважаемый Константин Валерьевич [Малофеев]!
Дорогие владыки, отцы, братья и сестры!
Дорогие соборяне!
Сердечно приветствую вас, собравшихся в этом историческом зале для обсуждения важнейших вопросов бытия Отечества. Какой должна быть фундаментальная основа нашей страны, чтобы, с одной стороны, двигаться вперед вместе с прогрессом, а с другой - сохранять присущие нам самобытность, историческое предназначение?
Благодаря победе 1812 года над Наполеоном традиционные государственные идеи и народные понятия России, слитые в единстве и совокупности, приобрели общенациональное звучание. Эта победа способствовала появлению чувства национального самоуважения и гордости за свою Отчизну.
Миропониманию людей в тот период была созвучна идея о том, что Россия прокладывает свой собственный, особый путь, который зиждется на героизме, православной вере, патриархальном укладе, народном благочестии и самодержавном правлении.
Эти настроения дали возможность вызреть политической мысли графа Сергея Семеновича Уварова (1786-1855), выдающегося государственного деятеля, видного ученого-гуманитария, президента Императорской Академии наук, посвятившего значительную часть своей жизни разработке и воплощению независимой от западных моделей, системы российского образования. Он был убежден, что европейские, республиканские, революционные "СВОБОДА, РАВЕНСТВО, БРАТСТВО" стремятся уничтожить культуру, просвещение и "народный дух", тогда как Россия может развиваться без революционных потрясений, опираясь на духовные, политические и национальные традиции. Им была выдвинута идеологическая триада Российской империи: ПРАВОСЛАВИЕ, САМОДЕРЖАВИЕ, НАРОДНОСТЬ".
По мнению С. С. Уварова эта концепция способна "...укрепить любезное Отечество на верном якоре, на твердых основаниях спасительного начала... Образование настоящего и будущих поколений в соединенном духе Православия, Самодержавия и Народности составляет одну из лучших надежд и главнейших потребностей времени".
Упомянутый идеологический постулат, по сути, является продолжением известного пророчества старца Филофея о Москве, как третьем Риме.
Формула графа Уварова исторически предвосхищена в словах священномученика патриарха Гермогена (1530-1612), который в послании к русскому народу в период Великой Смуты (1606-1612) провозглашал: "Благословляю верных русских людей, подымающихся на защиту Веры, Царя и Отечества".
Безусловно, в современных условиях идеологическая триада Уварова требует концептуального переосмысления, и поскольку мы собрались, чтобы поделиться пониманием концепции национальной идеологии России, можно предложить такую триаду: "СВЯТОСТЬ - СВОБОДА - СПРАВЕДЛИВОСТЬ (СОЛИДАРНОСТЬ)".
На этих базовых принципах может формироваться обновленное российское общество, имеющее систему духовно-нравственных ценностей в основе которой - взаимоуважение и ответственность за судьбу родного Отечества, чувство почтения к символам и святыням нашей земли.
В XIV веке, в эпоху политической раздробленности на Руси, преподобный Сергий Радонежский говорил: "Только единением и любовью спасемся. Взирая на Святую Троицу мы должны побеждать рознь мира сего". Чтобы сбросить татаро-монгольское иго нужно было объединиться вокруг Москвы.
Региональной властью Мордовии в начале 2000-х годов был сформулирован и многие годы действовал такой принцип: "СОГЛАСИЕ - ПОРЯДОК - СОЗИДАНИЕ".
Важным фактором в поиске суверенной идеологии России стало принятие поправок в Конституцию России, предложенных Владимиром Владимировичем Путиным и одобренных в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года.
В обновленной Конституции провозглашается практический приоритет Конституции РФ над международным правом на территории страны, (ст. 79; ст. 125, ч. 5, пункт "б"), утверждается, что "Российская Федерация, объединённая тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признаёт исторически сложившееся государственное единство" (ст. 67, ч. 2),
закрепляется за русским народом статуса "государствообразующего" по признаку использования русского языка (ст. 68, ч. 1). Также вводится понятие "многонационального союза равноправных народов" (ранее - один многонациональный народ), "В Российской Федерации создаются условия для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан, для взаимного доверия государства и общества, гарантируются защита достоинства граждан и уважение человека труда, обеспечиваются сбалансированность прав и обязанностей гражданина, социальное партнёрство, экономическая, политическая и социальная солидарность" (ст. 75), дается определение брака как союза мужчины и женщины. Исходя из этого Правительство РФ "обеспечивает проведение в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики в области сохранения традиционных семейных ценностей" (ст. 114, ч. 1, пункт "в"), "Правительство Российской Федерации осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе некоммерческих организаций, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики" (ст. 114, ч. 1, пункт "е").
Таким образом, в поправках к Конституции, нашли воплощение традиционные духовно-нравственные и социально-ориентированные ценности современной России, касающиеся исповедания веры в Бога, защиты Отечества, утверждения традиционного (библейского) взгляда на взаимоотношения полов и сохранение приоритета ценностей брака и семьи. Это относится также к правам и обязанностям всех членов российского общества, в основе которого сбалансированность и справедливость.
Эти аспекты взаимоотношений правового государства, гражданского общества и отдельных его членов, носят характер взаимного уважения в смысле прав и взаимного исполнения в смысле обязанностей. Говоря другими словами, если государство предоставляет человеку социальные гарантии, то он в свою очередь доложен исполнять свои гражданские обязанности, в том числе защищать свою Родину в случае военной угрозы. В этом нравственное измерение.
Хотел бы также напомнить о некоторых библейских правилах устроения справедливого и гармоничного общественного бытия, так и личных правилах благочестия.
Строго, но справедливо звучат слова апостола Павла: "Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют" (1 Кор.6, 9-10).
Святоотеческая традиция устами святителя Кесария (Цезария), митрополита Арелатского (470-543) подтверждает:
"Кто-нибудь скажет: я не хочу Царства Божия, желаю лишь вечного покоя. Пусть не обманывает себя, братья, ибо есть только два места и нет третьего: кто не заслужит царствовать вместе с Христом, тот, вне всякого сомнения, погибнет вместе с диаволом".
Исходя из этого, пренебрежение заповедями Божиими, как имеющими основополагающий характер для общества, конституционно провозгласившего преемственность исторической традиции веры в Бога, может привести к общественному диссонансу.
В этой связи идеологически востребованной становится концепция социального согласия и гармонизации общественных отношений, в православной традиции имеющая название соборности и представляющая собой часть православного вероучения о Церкви.
В философско-богословском аспекте понятие соборности рассматривалось и анализировалось в трудах русских мыслителей А.С. Хомякова, В.С. Соловьева, С.Л. Франка и других.
Применение принципа соборности создает гармоничное единство и согласие в общественных отношениях. Принцип соборности определяет нравственный императив общества, то есть ту социальную норму, которая является безоговорочным законом и требованием высшего, жертвенного поведения человека не только в годину испытаний, лишений и потерь, но и в повседневной жизни, на работе, дома, в семье.
Вопрос о значении нравственного императива в российском обществе вновь вернулся в публичное пространство политики, поднимается в ряде важных публикаций ученых, социологов, философов, в выступлениях российских богословов. Большое внимание данная тема уделяется в выступлениях Президента России и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
В статье "Россия: национальный вопрос", вышедшей в "Независимой газете" 23 января 2012 г. В.В. Путин говорит о стратегии национальной политики, основанной на гражданском патриотизме, а также об учете в законах государства национальных и религиозных особенностей человека. Глава государства отмечает, что историческая Россия - не этническое государство и не американский "плавильный котел", она действительно возникла и веками развивалась как многонациональное государство. Там же автор обращается к трудам известного русского философа Ивана Ильина, который определил русскую, национальную идею как созидание жизни и культуры на основе свободно и предметно созерцающей любви, с соблюдением интересов инородцев, иноплеменной и инославной жизни.
Целый ряд выступлений и публикаций Святейшего Патриарха Кирилла посвящены этой же теме. И прежде всего его выступление 31 октября 2013 года на XVII Всемирном Русском Народном Соборе с темой "Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа". Он отмечает: "Не раз в истории России страна поднималась из руин благодаря тому, что люди сохраняли веру и сознание своего долга перед Богом, друг перед другом и перед потомками. Но ни экономика, ни наука, ни оборона, ни культура невозможны там, где люди утратили мотивацию для служения друг другу, утратили сознание неоспоримых обязательств по отношению к обществу, в котором они живут. Такое общество, где люди теряют мотивацию к взаимодействию друг с другом, распадается на атомы, чему во многом способствует гипертрофированная идея индивидуализма, которая действительно является вызовом и антиподом идее солидарного общества. При этом солидарное общество никогда не должно подавлять индивидуальность, потому что оно сильно только взаимодействием свободных людей. Защита ценностей - это защита нашего духовного суверенитета. Те, кто в своей одержимости гордыней и эгоизмом возносят себя над обществом, разрушая его ценности, должны получить очень ясный ответ, созвучный внутреннему голосу большинства нашего народа - ответ интеллектуальный, волевой, духовный, деятельный.
В слове, сказанном 28 июля 2018 года, в день памяти равноапостольного великого князя Владимира, на Соборной площади Московского Кремля Патриарх говорит о том, что именно православные духовно-нравственные ценности в значительной степени сформировали национальные черты характера и многие душевные качества нашего человека. Мужество и самопожертвование, честность и совестливость, сострадание, обостренное чувство справедливости - вот наши национальные ценности и национальные идеалы.
26 января 2023 года на XI Рождественских Парламентских встречах в Государственной Думе "Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека" Его Святейшество констатирует, что "Сформировавшийся на Западе ценностный политический мейнстрим приводит к тому, что традиционные нормы христианской нравственности, особенно касающиеся брака и семьи, подвергаются целенаправленной маргинализации. Мы не можем согласиться с надругательством над нашим духовным наследием и позволить вернуться во времена, когда под лозунгами прогресса из жизни людей удаляется вера, их национальная и культурная идентичность".
Всесторонне анализируя понятие Святой Руси с точки зрения идеологии, можно определенно констатировать ее глубокое влияние на формирование русского народа.
Падение Константинополя сделало Российское государство единственной мире православной страной и наделило Москву миссией Третьего Рима. Пространство России было осознано как святая земля, имеющая исключительную роль в деле спасения всего человечества. Идея Святой Руси является итогом именно всенародного творчества, а не изобретение отдельных лиц или групп людей.
Святая Русь как понятие русской земли и русской идеи, теснейшим образом соотносится с русским народным организмом и воспринимается в неразрывной связи Русской Церкви и Российского государства. Принадлежность к русской идее - русскому народу означает глубинную связь с освященной Богом землей, соучастие во всестороннем бытии Русской Церкви и активное участие в повседневной жизни Российского государства.
Завершить свое выступление мне бы хотелось важной цитатой из работы архиепископа Серафима (Соболева) (1881-1950) "Русская идеология":
"Для православного сознания русского человека является неоспоримой истина, что вера православная была основой не только личной духовной жизни, но была в основе могущества и славы нашей Родины; отступление же от веры было причиною как нравственного падения русского народа, так и гибели внешней мощи России. Лишь в православной вере надо искать нам возрождение России.
Вот в чем состоит русская идеология. Если она, по милости Божией, воплотится в жизнь, то произойдет истинное возрождение России. Тогда она вновь засвидетельствует пред всем миром о спасительном значении православной веры в нашей жизни во всех ее областях".
Благодарю за внимание.