Земное и Небесное Бориса Орлова

0
375
Время на чтение 8 минут

Источник: Российский Писатель

Русская литература испокон веков призывала в свои ряды людей из самых разных профессий. Военная профессия была одной из таких. Писатели "рекрутировались" ею особенно, ведь литература предполагает служение ей, и служивые люди были тут как нельзя более полезны. Уместно вспомнить легендарного Дениса Давыдова. Не обойти вниманием гениального Лермонтова, возглавлявшего во время кавказской войны то, что сегодня в армии называют спецподразделением - прославившегося отчаянной храбростью даже среди горцев, с которыми Михаил Юрьевич воевал. А разве автор великого романа-эпопеи «Война и мир» мог бы написать столь убедительный и удивительный шедевр мирового значения, не будь и он «За нахождение во время бомбардирования на Язоновском редуте четвёртого бастиона, хладнокровие и распорядительность» представленным к ордену Святой Анны? Кавказскую и Крымскую войну прошел Лев Николаевич. Список можно продолжить, до земли поклонившись писателям фронтового поколения Юрию Бондареву, Евгению Носову и многим их ровесникам. Или – крупнейшему поэту-офицеру послевоенного поколения Юрия Беличенко, до сих пор по-настоящему еще не прочитанному и не оцененному.

И в тот самый трудный час, когда уже даже некоторым главным патриотам казалось, что наш Союз писателей России, – этот последний форпост русской и общероссийской ментальности – надо сдать либеральной армии, мы все-таки избрали своим лидером героического полковника Николая Федоровича Иванова. И по этой причине именно на него ныне спущена свора всех окололитературных псов.

Поэт из Санкт-Петербурга Борис Александрович Орлов тоже из этого, как раньше называлось, аристократического сословия – из «военной косточки». И пойдет речь о его новом сборнике стихов «Круговорот времен», изданном Санкт-Петербургским отделением Союза писателей России. Это книга о жизни, которая и есть круговорот времен. Будь то смена времен года, смена эпох и правлений, смена дня и ночи, смена возраста человека. Все меняется, но есть вещи незыблемые, которые чаще всего живут в нашей душе. Об этом напоминает нам поэт:

В окне – отраженье сада,
А ягод в саду не счесть.
И большего мне не надо -
Хватает того, что есть.
Мне по сердцу жизнь простая -
В ней память ценней, чем клад.
Когда в облаках растаю,
Останутся дом и сад.

Или:

Не тучи – стаи воронья.
Еще один день прожит.
Вчерашний я совсем не я -
Тот жестче и моложе.
Прощайте, младшие братья -
Я прочь от вас ушел бы.
Но тех, кем был когда-то я,
В фотоальбомах – толпы.

Фотография, столь популярная сегодня, что люди за день фотографируются (и себя, и других, и мир) столько, что наши предки столько за год не фотографировались, когда поход к фотографу для семьи был целым событием. Фотография лишь попытка зафиксировать мир: чем быстрее мир меняется, тем насущнее у человека желание его хоть как то зафиксировать, остановить мгновение, потому все популярнее становится фотографирование.

 

...В литературном мире творчество Бориса Орлова стало известно во второй половине 70-ых годов, когда его стихи не только публиковались, но и цитировались такими уважаемыми изданиями, как газета «Правда», еженедельник «Молодой Ленинград», журналами «Советский воин», «Звезда», «Молодая гвардия», «Сельская молодежь», «Север» и так далее. Присущая поэзии Бориса Орлова лаконичность и метафоричность невольно заставляют вспомнить о его офицерском прошлом, потому что бывших офицеров не бывает.

Девушек пленительные взгляды.
Поцелуев и объятий зной.
Но вторую молодость не надо -
Мне вполне достаточно одной.
Вечер поздний не похож на утро
Ранее – о возрасте не лгу.
Сердце бьется трепетно и мудро:
Дважды не войти в одну реку.

Сам автор считает свой новый сборник «дневником эмоционально-философского осмысления последних семи лет жизни нашей страны», признаваясь при этом, что авторский отбор стихов в книгу «Круговорот времен» был вызваван даже не столько соображениями композиционного строения книги, но - ставкой на произведения, которые более широко и глубоко раскрывают его представление об окружающем, о взаимопроникновении внутреннего мира в мир внешний. В своих литературно-эстетических предпочтениях Борис Орлов верен духовно-нравственным ценностям русской литературы, классическому стилю, говоря при этом, что авангард в современной литературе разумен, но в меру. «...разумный авангард со временем становится классикой» - таково мнение Бориса Орлова. Один из разделов книги включает себя белые нерифмованные стихи, говорящие о том, что, как поэт, Борис Орлов оставляет за собой право на творческий эксперимент:

Деревья не поднимали ветви
и не кричали:
«Долой коммуняк!»
Они не трясли ветвями:
«Да здравствует демократия!».
За это их сжигают,
Как в крематории, в Сибири.
их трупы,
с отрубленными ветвями,
вывозят из России
и расчленяют на органы
для иностранной мебели…

«Считаю, что поэтическая речь должна быть наполнена яркими метафорами, сравнениями, гиперболами и другими художественными элементами, украшающими стихотворение. Без них оно напоминает дерево с обрубленными ветками, превращенное в телеграфный столб…» - так формулирует поэт свое творческое кредо.

Непременно хотелось бы сказать о православном мироощущении автора книги, о глубоком уважении к канонам Православия, как той среде, где веками и тысячелетиями созидалась и ковалась, как в небесном тигле, душа русского человека. О Вере, ставшей стержнем мировоззрения, которая не только спасала русский народ в эпохи испытаний, но и помогла ему освоить огромные территории, ныне вызывающие такой жадный интерес из-за океана. Об этом в книге говорится ненавязчиво, но очень четко и твердо, эта Вера как бы разлита во многих стихах, как небесное молоко...

Как истинный русский человек и православный христианин, Борис Орлов с огромным уважением относится ко всем народам и народностям, понимая неотъемлемое право каждого народа на его самобытную культуру и непростую историю. Но при этом автор книги «Круговорот времен» по-военному четок в своей позиции: для него важнейшим в контексте мировой палитры народов является именно русский мир, что завещан нам нашими славными предками.

Уроженец сельской глубинки Ярославской области, поэт закончил Высшее военно-морское инженерное училище им.Дзержинского, а потом Литературный институт им.Горького. Шесть лет прослужил на атомной подводной лодке.

И вдовий крик, и детский плач
Легко сплетаются в войне.
Волну накинув, словно плащ,
Ушла подлодка в глубину.
… Все перед нами – ад и рай!
Винты в глубинах спрячут след.
А чудотворец Николай
Хранит от мин, торпед, ракет…
Плотна забортная вода.
Внизу опасны рифы дна.
А возвратимся мы тогда,
Когда окончится война.

Но войны в России, похоже, нескончаемы, а потому профессия защиты Родины была и остается самой почетной, востребованной, благословляемой Свыше... И каждый русский мужчина в любое время готов взять оружие и защищать то, что ему дорого - земля предков и любимых людей...

 

...После многих лет службы на подводной лодке Борис Орлов продолжал служение армии в качестве военного журналиста, был начальником отдела и помощником начальника Центрального военного-морского музея, работал главным редактором газеты Ленинградской военно-морской базы «Морская газета»... Но при этом, что очень важно, став морским волком и акулой пера, в душе остался тем сельским мальчишкой, который не перестает вспоминать босоногое свое детство, отеческий дом, цветущий сад, усталый вечер. Этот мальчишка, живущий в душе морского волка Орлова, и помогает ему писать стихи, проникнутые ностальгией по детству, особенно проникновенные:

Проходит по деревне, словно нищий,
Заглядывая в каждое окно.
Кого же престарелый вечер ищет?
Мы в детстве вместе бегали в кино.
На сердце грусть – я здесь бываю редко…
Когда сады задремлют в полумгле,
Меня окликнет бывшая соседка.
Мой дом сгорел, родители – в земле.
Скользнет слеза – ее смахну рукою.
И сумерки вокруг, и тишина.
Печальный отзвук вечного покоя -
За рощей церковь белая видна.

Или

Где туча деревням дождем грозила,
Уснул в озерах дождик навсегда.
Одна в другой при солнце отразилась
Земная и небесная вода...

Неразрывная связь небесного и земного очень показательна в творчестве поэта, который призван соединять землю с небом, служа как бы проводником небесного на земле… Говоря о писательском послужном списке поэта, замечу, что ныне Борис Орлов именитый петербургский поэт, лауреат Большой литературной премии России, литературных премий Александра Невского, премии Александра Прокофьева, Константина Симонова, Андрея Платонова, премии «Золотой кортик и других. С 2005 года работает председателем Правления Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России, а с 2009 года и по настоящее время сопредседатель Союза писателей России. Такое количество наград и регалий, конечно, поневоле настраивает человека на некое предварительное подведение итогов, на открытый, хотя и сокровенный, разговор с самим собой. Но судьба поэта такова, что сокровенное он доверяет читателю:

Вот и стал записным стариком,
Реже лезу и в споры, и в драки.
Грусть подкатится к горлу комком,
Но не надо по-старчески плакать.
…Где былая осанка и прыть?!
На скамеечку манит аллея.
Ничего не хочу возвратить,
Ни о чем, что прошло, не жалею.
Над погостом кружит воронье -
Там моя родовая ограда.
Что со мною случилось – мое,
А чужого мне в жизни не надо.

Философски мудрое и мужественное отношение к возрасту, как неизбежности возвращения к своим истокам – еще одно сильное качество творчества Бориса Орлова. Понимание возраста, как мудрости и духовной силы, а не времени уныния, тоже показывает нам, что бывших офицеров не бывает. Что как плох тот солдат, что не мечтает стать генералом. Но немногим лучше генерал, который забыл о том времени, когда был солдатом! Уж кому-кому, а Борису Орлову это известно доподлинно, ведь он прошел путь от курсанта до капитана первого ранга, прослужив в военно-морском флоте тридцать лет и три года. Треть века!

Круговорот времен, возможно, и есть самый справедливый, хоть и суровый судья. Время судит поэтов и генсеков, царей и вождей. Круговорот времен не в силах отменить даже самые суровые вожди и президенты. Но правил не существует без исключений, о чем напоминает нам поэт, говоря о России. уникально исключительной своим обыкновением жить не в одном, не в двух, не в трёх даже, но - в миллионах измерений.

Меняются вожди и времена.
Жизнь мечется от щебета до лая.
Какой ты сам – такая и страна.
И если ты гнилой – страна гнилая.
Любой из нас у Бога на весах
Измерен будет грузом дел и мнений.
Поэтому Россия в небесах
Летает в миллионах измерений.

И уж коль нашей стране свыше попущены «миллионы измерений», то даже самые грустные размышления о судьбе России поневоле наполняются светом надежды:

Все в прошлом – и Гагарина полет,
И лучшие культура и наука.
Когда есть много мнений, то вперед
Мы движемся, как лебедь, рак и щука.
Крест-на-крест заколочено окно…
И настежь дверь – ущербная свобода.
Когда есть много мнений, ни одно
Не отражает мнение народа.

Конечно, поэт, живущий в городе, который когда-то, с "нелегкой" державной руки царя-императора Петра Первого, стал окном в Европу, не может оставаться равнодушным к заколоченному окну. Но обратите внимание: в стихотворении окно заколочено крест-накрест, так и хочется спросить поэта - уж не Андреевским ли морским крестом? Но именно так, крест-накрест, всегда заколачивали окна, покидая дом, но стараясь, чтобы он лучше сохранился. Может обережный крест на окне, что прорублено в Европу, залог возвращения России к самой себе, к своей исконной самобытности? Тут есть о чем подумать читателю!... А за это «есть о чем подумать», читая книгу, давайте поблагодарим поэта имперской столицы России Бориса Орлова, который является свидетелем круговорота времен, но самым активным участником этого круговорота в сторону света, в сторону Бога, в сторону служения Отчизне.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Эдуард Анашкин
И жизнь, и тема, и судьба…
О творчестве Павла Кренёва
22.02.2021
Правое дело Владимира Крупина
К юбилею писателя
06.09.2016
«Я счастливый писатель...»
К 70-летию русского писателя Владимира Крупина
06.09.2011
Почему Русь уходит и куда?
Критично о критике
30.09.2009
Все статьи Эдуард Анашкин
Последние комментарии
Русский дух повержен на обе лопатки
Новый комментарий от Павел Тихомиров
28.12.2024 03:58
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Агафон
28.12.2024 01:29
Трагедия деревни
Новый комментарий от учитель
28.12.2024 00:02
Раздел «Важное» на РНЛ
Новый комментарий от Александр Миронов
27.12.2024 22:02
Имеет ли силу церковная анафема?
Новый комментарий от Апографъ
27.12.2024 20:07
«Этого прощать нельзя!»
Новый комментарий от Человек
27.12.2024 19:21