В национальной истории армян двадцать первого века имелась большая содержательная развилка.
С одной стороны, они могли защищать Карабах. Но для этого им необходимо было "отдать" Армению России - то есть, как минимум, поставить заново то правительство, которое желала бы видеть Москва, а то и больше - просто отказаться от государственности, войти в состав России автономией, и тогда, в обмен на эту пиар-победу возрождаемой империи (не оцениваю, только констатирую), Москва могла бы сторговать со Стамбулом Карабах в обмен на что-нибудь ценное для Стамбула. Это было бы сложно, но возможно. Мы знаем наше начальство - во имя сохранения безукоризненной феодальной лояльности оно готово на многое.
С другой стороны, они могли краешком мизинца зацепиться за самую миражную, самую копеечную, а все-таки "евроинтеграцию" и вестернизацию. Стать ну хоть чуть-чуть поближе к миру Парижа, Лондона и прочей Америки. То есть того мира, где производятся глобальные образцы - бесконечно более привлекательные для современного человека со смартфоном, чем некий участок земли с горами и баранами. Но в этом случае им нужно было жертвовать Карабахом, поскольку армянские сепаратисты на дальних берегах уж совсем никому не нужны, это ведь не косовские албанцы, уходившие от плохих сербов, а нарушители границ сателлита большой натовской державы.
Что решили армяне - мы знаем.
Они обменяли маленькие, но реальные территории - на тень социального прогресса.
Кто с этим выбором не согласен - тот, думаю, скоро окажется в новостройках ближнего Подмосковья.
А сам этот выбор паршивый, но упрекать за него тяжело. Слаб человек.
И сама Россия - полезно об этом помнить - в своем туманном будущем от искушения "сдать все, но приблизиться к великой загранице" ничем не защищена.