Роль гуситской традиции в государственной идеологии первой Чехословацкой республики (1918-1938)

0
395
Время на чтение 7 минут

Источник: https://www.afisha.ru/movie/protiv-vseh-213518/

Источник: Наука Вера Культура

Гуситская традиция активнейшим образом и весьма изобретательно и успешно использовалась чешскими политиками в эмиграции для легитимизации своих лозунгов о необходимости ликвидации Австро-Венгрии и создания на её руинах независимого чехословацкого государства. Одним из наиболее искусных чешских политических деятелей, сумевшим умело манипулировать символами чешской истории и поставить гуситское наследие на службу интересам текущей чешской политики, стал лидер чехословацкой эмиграции на Западе профессор Т.Г. Масарик, ставший впоследствии первым чехословацким президентом.

«Гуситская повестка» активно, системно и довольно успешно продвигалась Масариком в западных университетах, в средствах массовой информации ведущих государств – членов Антанты, а также среди наиболее влиятельных западных политиков и интеллектуалов. При этом идейное наследие гуситской эпохи в Чехии Масарик трактовал весьма произвольно и выборочно, приспосабливая его для решения актуальных политических задач чешского освободительного движения. Следует сказать, что теоретические наработки подобного использования гуситского идейного наследия Масарик подготовил в ряде своих историко-публицистических работ, написанных в конце XIX – начале XX веков.

Неудивительно поэтому, что военное поражение Австро-Венгрии, её последующий распад, переворот в Праге 28 октября 1918 г. и провозглашение Чехословацкой Республики происходили полностью под знаком гуситских заветов. «Табор – наша программа» – показательно и красноречиво провозгласил Т.Г. Масарик девиз нового государства в ходе своего триумфального возвращения на родину. Первая Чехословацкая Республика действительно сделала гуситскую традицию важной составной частью своей государственной идеологии.

Примечательно, что «гуситскую» политику Града открыто поддержала главным образом некоммунистическая часть левого политического спектра межвоенной Чехословакии, Чешскобратская евангелическая церковь, а также вновь основанная Чехословацкая церковь (позже Чехословацкая гуситская церковь). При поддержке или прямом участии президента Т.Г. Масарика по всей стране организовывались массовые торжества, связанные с именем Яна Гуса, 500-летием основания гуситского Табора (1920 г.), а также юбилеев крупнейших битв гуситской эпохи. Показательно, что при разработке закона о чехословацких государственных праздниках парламентская демократия Чехословакии выразила свое позитивное отношение к Яну Гусу, провозгласив в его память 6 июля государственным праздником. Это произошло вопреки активным протестам чешских католиков и Ватикана. Официальная политика исторической памяти Первой Чехословацкой республики, таким образом, была в значительной степени основана на гуситском идейном наследии, которое использовалось для максимальной легитимизации новорожденного государства.

В 1925 г. торжества по этому случаю впервые проходили на государственном уровне под прямым протекторатом президента Т.Г. Масарика, по инициативе которого над Пражским Градом весь день вместо президентского штандарта развевалось черное гуситское знамя с красной чашей! Данное событие вызвало крайне болезненную реакцию в Ватикане. Показательно, что в знак протеста против государственной поддержки праздника из Праги был немедленно отозван папский нунций Франческо Мармаджи. Дипломатические отношения между Чехословакией и Ватиканом, таким образом, были официально прерваны, поскольку папская курия воспринимала официальные торжества в Чехословакии в честь «еретика» Гуса как оскорбление римско-католической церкви.[1]

Если «градный» лагерь чешской политики, т.е. сторонники президента Масарика, рассчитывал использовать гуситскую традицию как идею, укрепляющую государство и консолидирующую общество, то полностью этой цели достичь так и не удалось. Невероятная конъюнктура гуситских реминисценций в первые годы существования республики одновременно вскрыла и противоречивость их интерпретации различными социальными группами и народами многонациональной страны, в которой собственно чехи составляли лишь около 50% населения. Уверенное большинство в собственной стране чехи имели только в связке со словаками как «чехословаки», благодаря официальной доктрине «чехословакизма», объявлявшей существование единого «чехословацкого народа», состоящего из двух ветвей – чехов и словаков. Убежденными и пламенными проводниками идеологии «чехословакизма» были по этой причине и первый президент Масарик, и его преемник на посту президента страны Э. Бенеш. Однако малоприятный и потенциально опасный для официальной Праги нюанс состоял в том, что преимущественно католическая Словакия, население которой отличалось консервативными настроениями, весьма критически относилась к навязанному из Праги идеологическому курсу и, по сути, отвергала насаждение культа Яна Гуса. Примечательно, что именно этот фактор стал одной из существенных причин разочарования словаков ситуацией в Первой Чехословацкой республике и стремительного роста словацкого автономистского движения.

Для чешских националистов гуситская традиция означала, прежде всего, интенсификацию антинемецких акций в стране и ускоренную чехизацию пограничных Судет, являвшихся преимущественно немецкоязычными. Евангелики во имя Гуса требовали окончательного разрыва чехов с католицизмом. Формирующаяся коммунистическая партия Чехословакии, в свою очередь, рассматривала гусизм с точки зрения подготовки социалистической революции, а «божьих воинов» считала своими прямыми предшественниками.[2] Любопытно, что Зденек Неедлы, в принципе известный и авторитетный профессиональный историк, выступая как прокоммунистический публицист, уже в 1919 г. зашел так далеко, что сравнивал таборитов с большевиками, оребитов с меньшевиками, а Базельский собор с Женевской конференцией!

Наоборот, умеренная социал-демократия в Чехословакии видела в гуситской эпохе скорее устрашающий пример, предостерегающий от неуместного радикализма и его разрушительных последствий. Ряд некатолических публицистов (в частности, один из ведущих межвоенных публицистов Ф. Пероутка) обращал внимание на то, что в условиях самостоятельного государства деструктивная революционная гуситская традиция недостаточна, что в истории необходимо выдвигать на первый план примеры ярко выраженной конструктивной государственности.

Споры вокруг гуситского наследия в период Первой Чехословацкой республики затронули и академическую жизнь, усилив имевшую место и ранее полемику по данному вопросу среди профессиональных историков. Так, в научной сфере разгорелась последняя фаза известного и начавшегося еще в конце XIX века «спора о смысле чешской истории».[3] С серьезной критикой гуситского культа вновь выступил авторитетный чешский историк консервативного направления и убежденный оппонент Масарика Йозеф Пекарж, который подчеркивал его чисто религиозный, средневековый и для современности неактуальный характер. Более того, поражение радикального крыла гуситов в битве у Липан (1434 г.) Пекарж даже провозгласил счастливым днем чешской истории!

Однако в условиях нарастающей внешней угрозы со стороны нацистской Германии в 1930-е годы, накануне Мюнхена и особенно в период созданного Гитлером протектората Богемия и Моравия взгляды Пекаржа не могли найти серьезной общественной поддержки, а гуситская традиция вновь ожила в своей традиционной форме. И ее после войны и освобождения Чехословакии от нацистской оккупации небезуспешно подняла на щит уже коммунистическая партия на своем пути к власти, подчеркивая социальные аспекты гуситского движения и утверждая, что именно события февраля 1948 г. спасли чешский народ от новых Липан.


[1] См.: Pehr, M., Šebek, J. Československo a Svatý stolec I. Od nepřátelství ke spolupráci ( 1918-1928). Praga, 2012; Šebek, J. Marmaggiho aféra jako krystalizační bod konfliktu mezi Řimem a československou vladou v církevně-politických kontextech // Smrčka, J. Vybíral. Z. (eds). Jan Hus 1415 a 600 let poté. Husitský Tábor. Suppl. 4. Tábor, 2015. S. 371-390.

[2] Надо сказать, что чехословацкие коммунисты в межвоенный период хотя и заявляли о своей приверженности гуситскому наследию, но с определенной неуверенностью, поскольку их, как атеистов, дезориентировал ярко выраженный религиозный аспект гуситского движения. Полностью гуситская идея была «оккупирована» ими после 1948 г. В этом смысле полезны могут быть (при селекции соответствующей своему времени риторики) следующие работы: Kavka, F. Husitská revoluční tradice. Praga, 1953; Kořalka, J. Pojetí dějin husitství v ideologicko-politické argumentci československých komunistů v letech 1934-1936 // Husitský Tábor 1. 1978. S. 79-97.

[3] Репрезентативный сборник важнейших материалов легендарной полемики между Масариком и Пекаржем, в который постепенно были вовлечены лучшие интеллектуальные силы чешской нации, опубликовал Милош Гавелка: Spor o smysl českých dějin 1895-1938. Praha, 1995.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Рандин
Все статьи Александр Рандин
Последние комментарии
«Соловей… Соловьи…»
Новый комментарий от Сергей
05.09.2024 13:41
Христос – великий революционер?
Новый комментарий от Сергей
05.09.2024 12:21
Сколько алчных тварей окрест нас?
Новый комментарий от Андрей Костерин
05.09.2024 11:48
О вакцинах и вражеском коварстве
Новый комментарий от Георгий Н.
05.09.2024 11:21
«Наш флагман в новой глобальной экономической реальности»
Новый комментарий от Александр Волков
05.09.2024 09:36
Пропаганда на подхвате
Новый комментарий от Александр Волков
05.09.2024 09:22