Владимир Троицкий (крайний справа) с родителями и братом. Ок. 1890 г.
Господь наш Иисус Христос принес учение, в котором духовное единение ставится выше родства по плоти. «Ибо кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мф. 12: 50), – сказал Он Своим ученикам. Но это преобладание духовного над телесным не устраняет кровного родства, особенно в том случае, когда оно дополняется родством духовным. Ведь праведные богоотцы Иоаким и Анна, по достоинству прославляемые всей церковной полнотой, являются нашему Спасителю родными дедушкой и бабушкой. А Матерь Господа нашего Иисуса Христа Церковь почитает как «честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим».
Единство родства по плоти и родства по духу приносит сугубые плоды. Пример этому – два светоча, две звезды Русской Православной Церкви: преподобные Сергий и Серафим. Оба выросли в среде молитвы и благочестия, и оба ушли в монашество с родительского благословения. Будущий преподобный Сергий даже исполнил просьбу родителей – подождать с монашеством до их смерти. Хотя смерть впоследствии была заменена монашеским постригом самих преподобных Кирилла и Марии, но праведный сын исполнил послушание, получив полноту благословения – земного и небесного.
Как сказано в житии преподобного:
«Ведь нужно было, чтобы дарован был Сергий Богом многим людям для блага, для спасения и для пользы, и поэтому не пристало такому младенцу от неправедных родиться родителей, и другим, то есть неправедным родителям, не пристало бы родить это дитя. Только тем избранным родителям Бог его даровал, что и случилось: соединилось добро с добром и лучшее с лучшим»[1].
Нередко и в жизнеописании других святых мы встречаем эту духовную преемственность, которую будущий подвижник веры и благочестия воспринимает в семье, в которой он был воспитан. В полной мере это относится и к семье священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского.
На сегодняшний день известны прародители владыки Илариона до седьмого колена, и все они были священно– и церковнослужителями в разных селах Каширского и Тульского уездов.
Село Липицы Каширского уезда Тульской губернии, в котором появился на свет будущий священномученик, располагалось в живописном месте на правом берегу р. Оки в 5–6 км от Серпухова. Украшением большого села являлся стоящий при въезде храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, в котором довелось служить трем поколениям предков святого.
Колокольня Благовещенской церкви с. Липицы. 1920-е гг.Первым из этой чреды стал прадед владыки Илариона, священник Григорий Александрович Ляпидевский (1791–1846), переведенный в Липицы из села Тешилово того же Каширского уезда в 1831 году. Весьма способный к наукам, он в свое время окончил Тульскую духовную семинарию по первому разряду. Отец Григорий, будучи «поведения очень честнáго»[2], пользовался доверием епархиального начальства и был назначен на должности благочинного и духовника окружных священнослужителей. К сожалению, ему не долго пришлось прослужить в Липицах. В 1846 году он скончался, не оставив по себе сына, способного заместить его на приходе. Поэтому, по устоявшейся практике того времени, дочь почившего Мария Григорьевна была выдана замуж «с местом» за выпускника-перворазрядника Тульской семинарии Петра Троицкого, унаследовавшего приход усопшего тестя с обязательствами заботиться о теще.
Дедушка священномученика, священник Петр Иванович Троицкий (1820–1892), был выдающейся личностью как по степени образованности и любови к богословской науке, так и по житейской мудрости. В 1853 году в «Вестнике Императорского русского географического общества» была опубликована статья отца Петра «Село Липицы и его окрестности», в которой молодой тогда еще священник собрал и ярким литературным языком, с любовью представил богатый материал об особенностях труда и быта жизни местных жителей, описал местные традиции и обряды.
Священник Петр Иванович ТроицкийВ Липицком храме отец Петр нередко произносил проповеди, которые отличались духовной назидательностью и прекрасным слогом. Кроме священнического отец Петр нес и ряд дополнительных видов служения: духовный депутат, наблюдатель приходских школ, духовник, помощник благочинного, цензор проповедей, законоучитель, председатель церковно-приходского попечительства. Во всем он был образцом христианской жизни для своих пасомых. В свободное время занимался садоводством, а также, имея достаточные знания по медицине, безвозмездно врачевал обращавшихся к нему. Неудивительно, что прихожане сохранили память о нем как о человеке необыкновенном. Когда он умирал, все жители села пришли проститься с ним и получить от него последнее благословение.
Видимо, добрые качества отца Петра передались и младшему из его пяти сыновей – Алексею, ставшему впоследствии родителем священномученика Илариона. Алексей Петрович Троицкий (1863–1917) по окончании Тульской духовной семинарии в 1886 году был рукоположен во священники ко храму села Липиц. Священник Алексий стал с течением времени деятелем просвещения. Так, он инициировал создание двух церковно-приходских школ в своем приходе и исполнял должности учителя, законоучителя и заведующего нескольких школ, уездного наблюдателя церковных школ, члена Каширского отделения тульского епархиального училищного совета. По воспоминаниям современников,
«…отец Алексий <…> был очень любим и чтим прихожанами и сам был крайне привлекательным человеком. Высокого роста, дородный, с длинными русыми волосами, всегда оживленный и красноречивый»[3].
Владимир Троицкий (крайний слева) с отцом, братьями и сестрами. 1900-е гг.
Рано овдовев, отец Алексий мужественно нес крест своего вдовства, воспитывая пятерых детей. Старший из них – Владимир – стал священномучеником Иларионом, архиепископом Верейским. Второй – Дмитрий, в монашестве Даниил – закончил свою жизнь исповедником в сане архиепископа Брянского. Третий сын – Алексей – стал священником Благовещенского храма в Липицах, заняв место скончавшегося в 1917 году родителя. Позже, как и старшие братья, подвергся репрессиям и был расстрелян в 1937 году на подмосковном полигоне Бутово.
Свящ. Алексей Петрович Троицкий с сыном мон. Иларионом. 1913 г.
Архиепископ Иларион всегда с большой любовью и теплом относился к своим близким. Без сомнения, эта любовь утверждалась на прочном церковном основании. Преемственность священства в семье Троицких была не просто бездумным следованием традиции, но сознательным выбором. «Пастыри Церкви и детей своих готовили к пастырству»[4], – основываясь на собственном опыте, признавался тогда еще архимандрит Иларион с трибуны Поместного собора в 1918 году. Неслучайно все трое сыновей о. Алексия Троицкого приняли священный сан. При этом все они во время смуты сохранили верность Матери-Церкви и твердо противостали обновленческому расколу.
В письмах владыки Илариона заметны его любовь и беспокойство о братьях и сестрах. Ведь он был старшим братом, и его заботила судьба каждого из них. Современники архиепископа Илариона вспоминали, что уже в бытность викарием Святейшего Патриарха Тихона он с радостью встречал приезжающих из тульских краев и с большим интересом расспрашивал их о жизни своих земляков.
Естественно предположить, что именно эта любовь к близким и односельчанам, привитая в родной семье, позволила священномученику перенести ее на всех людей, встречавшихся ему на непростом жизненном пути:
«Любовь его ко всякому человеку, – вспоминал один из соузников владыки, – внимание и интерес к каждому, общительность были просто поразительными. Он был самою популярною личностью в лагере, среди всех его слоев. Мы не говорим, что генерал, офицер, студент и профессор знали его, разговаривали с ним, находили его или он их, при всем том, что епископов было много и были старейшие и не менее образованные. Его знала “шпана”, уголовщина, преступный мир воров и бандитов именно как хорошего, уважаемого человека, которого нельзя не любить»[5].
Архиепископ Иларион в заключении. 1920- е гг.
Имя священномученика Илариона достойно прославляется Русской Церковью. И в родном ему Тульском крае память его чтится с большой любовью. В последние годы группа тульских почитателей святителя занимается увековечиванием памяти близких владыке людей, его родственников, а также педагогов Тульской духовной семинарии, оказавших заметное влияние на формирование мировоззрения священномученика, его интеллектуальный и духовный рост.
Так, в 2019 году на Всехсвятском кладбище г. Тулы был установлен памятник на месте захоронения преподавателя Тульской духовной семинарии Павла Ивановича Малицкого (1851–1919). Лучше всего о благотворном влиянии этого выдающегося педагога, ученого-историка и общественного деятеля сказал сам будущий святитель, а тогда лучший ученик IV класса Владимир Троицкий, во время празднования 25-летия педагогической деятельности П. И. Малицкого:
Памятник П. И. Малицкому«Павел Иванович!.. Вы полной горстью брали семена добра и истины и с отеческой любовью сеяли их в нивы наших сердец. Благодаря вам эти прекрасные семена получают удивительную жизнеспособность, ибо любовь, с которой вы соединяете их посев, есть сила всемогущая… Жизнь издавна сравнивают с морем, и в этом море высоко поднимаются иногда грозные жизненные волны… Вы силою и сердечностью своего слова стряхиваете с нас… преждевременные страхи и указываете нам прочный и надежный путь к тихой пристани и прекрасной цели. Вы советуете нам быть всегда и во всех положениях верными чадами Церкви»[6].
В 2020 году на том же кладбище был установлен памятник Николаю Ивановичу Троицкому (1851–1920). Николай Иванович был одним из самых известных преподавателей Тульской духовной семинарии. Библеистика, богословие, археология, история, краеведение, этнография, искусствоведение, педагогика – вот далеко не полный список интересов и сфер деятельности этого выдающегося человека. В семинарии Троицкий преподавал Священное Писание. Сам горячо любя Библию, Николай Иванович умел пробудить к слову Божию должное уважение и любовь и в своих воспитанниках. Будучи семинаристом, святитель Иларион имел по предмету Священного Писания неизменное «отлично».
Памятник Н. И. Троицкому2022 год ознаменовался установкой мемориального комплекса на могилах шести человек – родственников сщмч. Илариона (Троицкого). Это его двоюродные братья Петр Павлович Троицкий и протоиерей Сергей Павлович Троицкий с супругой Антониной, двоюродная сестра Лидия Павловна Троицкая (в замужестве Архангельская) и родственники ее супруга – протоиерей Владимир Михайлович Архангельский и Александр Сергеевич Архангельский. Здесь же установлен кенотаф в память супруга Лидии Павловны – протоиерея Леонида Михайловича Архангельского, могила которого утеряна. Примечательно, что кроме святителя Илариона погребенные на этом семейном участке лицп являются также близкими родственниками еще двух священномучеников – сщмч. Михаила Троицкого и сщмч. Василия Архангельского.
Семейный участок Троицких-Архангельских
К настоящему времени в планах инициативной группы – устроить мемориал на месте погребения предков священномученика Илариона, а именно – за алтарем Благовещенского храма села Липицы, где служили в качестве приходских священников его прадед, дед, отец и брат, села, в котором прошло детство будущего знаменитого иерарха, и храма, в котором юный Володя Троицкий прислуживал с младенческого возраста, а с пяти лет читал и пел на клиросе.
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы с. Липицы. Современное фотоНа сегодняшний день собрано около полумиллиона рублей, но на реализацию задуманного проекта не хватает приблизительно такой же суммы.
Господь по молитвам священномученика Илариона, архиепископа Верейского, да пошлет Свою всесильную помощь всем участникам увековечивания памяти предков и близких Своего угодника!
В заключение хочется привести одну историю, связанную с памятью мамы святителя Филарета (Дроздова). На наш взгляд, этот случай будет особенно поучителен для тех людей, которые считают заботу о памяти предков христианских святых излишней, ведь святые предстоят у Престола Божия и могут походатайствовать за своих сродников лучше, чем все ныне живущие.
Вот эта история, рассказанная архимандритом Тихоном (Агриковым).
«Дело в том, что довелось видеть рукопись одного дальнего родственника митрополита Филарета, которому он явился по смерти, с тем, чтобы через него понудить церковное начальство восстановить памятник своей матери на Пятницком кладбище в Москве.
Святитель горячо любил и почитал свою родную мать. На ее могиле он поставил мраморный памятник. Но после революции памятник снесли, могилу забыли. Вот святитель и явился одному своему родственнику, чтобы восстановить память о своей почившей матушке. Когда читаешь, то приходишь в трепет, подобный тому, в который пришел тот, кто пережил это явление. “Ты не бойся! Что ты так трясешься, зачем ты так трусишь? – успокаивал своего в полном смысле слова потрясенного родственника явившийся святитель Филарет. – Ведь ты так ничего не поймешь, о чем я тебе буду толковать…” Он стоял около кровати этого человека светлый, в белой мантии и, нагнувшись, говорил: “Ну перестань трястись-то, ну успокойся, что ты такой непослушный…” И когда тот немного пришел в себя, святитель сказал ему, чтобы тот пошел к Святейшему Патриарху Алексию и попросил бы от имени святителя восстановить разрушенную могилу его любимой матери. Причем явившийся в деталях рассказал, где находится надгробная мраморная плита с надписью, где лежит заваленный землей крест с могилы, словом, все подробности указал, да еще все переспрашивал: “Ну, ты понял меня? Ты не забудешь обо всем этом передать Святейшему Патриарху?..”
В рукописи говорится, как много пришлось пройти “мытарств” этому человеку, прежде чем он сумел убедить церковное начальство в подлинности этого явления, прежде чем до Патриарха дошла просьба святителя Филарета восстановить разрушенную могилу»[7].
Макет памятника предкам и сродникам священномученика Илариона в Липицах
Желающие принять участие в сборе средств на памятник могут перевести свои пожертвования по следующим реквизитам:
Номер счета: 40817810466003084473
Банк получателя: ТУЛЬСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ N8604 ПАО СБЕРБАНК
БИК: 047003608
Корр. счет: 30101810300000000608
ИНН: 7707083893
КПП: 710702001
SWIFT-код: SABRRUMM
Валюта получаемого перевода: Рубли (RUB)
Получатель: АНДРЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ Г.
Номер карты: 5469980288379247
Получатель: АНДРЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ Г.
[1] Епифаний Премудрый. Житие Сергия Радонежского // Сергий Радонежский. – М.: Патриот, 1991. – С. 14.
[2] ГУ ГАТО. Ф 3. Оп. 2. Д. 2035. Л. 5.
[3] Воспоминания В.К. [Виноградов, Виктор Капитонович]/ Публикация, вступ. статья и примечания Н.А. Кривошеевой // Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви. 2010. Вып. II:1 (34). – С. 122.
[4] Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг.: Деяния 118-136. – М.: ГАРФ, Новоспасский мон-рь, 2000. – Т. 9. – С. 119.
[5] Польский М., протопресвитер. Новые мученики российские: Первое собрание материалов. – Джорданвилль: Св.-Троицкий мон-рь, 1949. – С. 129.
[6] Чествование преподавателя Тульской семинарии П.И. Малицкого по поводу исполнившегося 25-летия его службы // Тульские епархиальные ведомости. 1904. № 1–2 (январь). С. 16–17.
[7] Тихон (Агриков), архим. У Троицы окрыленные: воспоминания. – Сергиев Посад: Св.-Троицкая Сергиева Лавра, 2002. – С. 94–95.