Источник: Русский Вестник
В газете «Русский Вестник» (№ 9, 2023) была опубликована статья-некролог, посвященная уникальному русскому художнику Николаю Алексеевичу Деткову. Таких творцов, наделенных явным Божественным талантом, мы не имеем права забывать. И не забудем никогда. В апреле сего года мы попрощались с его телесной оболочкой и проводили его душу навстречу к Богу. Но его дух навсегда останется здесь, на земле, не только с нами – его друзьями, а со всем Русским народом, с нашей единственной и вечно живой Россией.
Родился художник 19 декабря, в день памяти Николая Угодника, в честь которого и был назван, а преставился на 75-м году своей жизни на Светлой Седмице, когда весь православный мир оглашала радостная весть: «Христос Воскресе!» – «Воистину Воскресе!» Воцерковленным людям не нужно объяснять, что означает упокоение человека в тот момент, когда во всех храмах всю неделю распахнуты Царские врата. Каждый истинный христианин мечтает умереть именно так.
Но сейчас мы будем говорить о том, как начинается новая жизнь Художника на земле. Ведь гении не уходят насовсем. Они обязательно возвращаются к нам и продолжают жить в своих произведениях. И с каждым годом все больше и больше людей вовлекают в сферу своего духовного воздействия, делая их души чище и светлее. Все начинается с малого, как круги по воде от брошенного в нее камня: сначала – небольшие, а дальше – шире и шире, и так до самых пределов водоема.
1 июля сего года, накануне Дня российской молодежи, в рамках XI Фестиваля народного творчества молодежных самодеятельных коллективов Центрального федерального округа в городе Калязине Тверской области, в районном Доме культуры была торжественно открыта первая посмертная выставка картин Н.А. Деткова. Ее инициатором стал мэр Калязина Константин Геннадьевич Ильин. Да и весь фестиваль прошел при его непосредственном участии и поддержке. Об этом истинно русском человеке стоит сказать отдельно, и чуть позже я скажу о нем. А пока вернемся к творчеству Н.А. Деткова.
На выставке было представлено несколько произведений художника, исполненных на разных носителях: на березовой коре, на старых досках, избитых дождями и снегами, на рубероиде, потрескавшемся от времени и непогоды. Сразу поясню: Детков замечал сюжеты своих будущих картин на плоскостях именно этих, казалось бы, не имеющих никакого отношения к искусству предметах. Но утонченный глаз художника видел то, что было недоступно всем прочим людям. Он говорил: «Бог уже создал все картины и лишь слегка не довершил их, чтобы человек принял участие в Его творчестве. Нужно только внимательно приглядеться к окружающему миру, вычленить из него ту или иную картину, а затем несколькими мазками кисти довести его до полного совершенства». Расскажу на примере, как работал Художник от Бога.
На открытии выставки присутствовали приехавшие из Москвы члены правления Фонда «Глас ангельский Руси»: известный в религиозных и светских кругах певец и композитор Владимир Нелюбин и я, ваш покорный слуга. Этот фонд, основанный в 1995 году и руководимый Н.А. Детковым до самой кончины, является хранителем всего его творческого наследия. Он-то и предоставил на выставку картины художника. Так вот, Владимир Нелюбин, выступая перед собравшимися, рассказал один случай.
Как-то он гостил у Деткова в деревне Сущево Тверской же области. Когда они решили по русскому обычаю с дороги попариться в баньке, в предбаннике Николай Алексеевич вдруг бросил взгляд под ноги и замер. А потом проговорил: «Смотри, Володя, – это же лик русского витязя». Как Владимир не вглядывался в потемневшую от времени и зашарканную половицу – так ничего и не увидел. Тогда художник достал откуда-то карандаш, быстрым движением очертил контуры шлема, обозначил зрачки в глазах на видимом только ему лице, и произошло чудо! Это был действительно портрет русского витязя! Пришлось вырезать старую половицу и заменять ее новой доской. Теперь эта картина, уже не карандашом, а кистью доведенная до завершения, хранится в запасниках фонда, и когда-нибудь ее увидят многие.
А я, в свою очередь, выступая на открытии выставки, поведал присутствующим, как однажды после посещения перрона одной из станций столичного метро, Николай Алексеевич попросил своего друга, профессионального фотографа, сделать для него серию фотографий большого формата некоторых мраморных плиток, которыми облицованы колоны подземки. Заказ был выполнен. А потом начался волшебный творческий процесс. Несколько легких касаний кистью, несколько почти неуловимых глазом мазков краской на каждом фото – и перед взором зрителей предстала целая галерея удивительных картин. Хаотичные мраморные разводы вдруг приобрели совершенно законченные формы и сюжетность: райские сады, лица неизвестных людей, мифические персонажи и многое другое ожили и заиграли живыми природными цветами под рукой художника. А что он проделывал с березовой корой, и пересказать невозможно. Это нужно только видеть. В общем, к чему бы ни прикасалась кисть Художника, все превращалось в шедевральное произведение искусства, которое невозможно повторить или скопировать.
Н.А. Детков, конечно же, владел и классическим стилем живописи. Но такие картины он чаще всего писал на старом рубероиде, где неровности и трещины придавали изображению особый колорит. Правда, таких полотен у него немного. Более всего он предпочитал березовую кору и старые доски. Одним словом, он создал свою, ни на что не похожую школу живописи, но ни одного ученика не оставил, ибо научить такому видению мира, каким обладал он, невозможно. Это Божественный дар! Будут ли у Деткова последователи – неизвестно. Пока в своем роде он единственный в мире. И этот единственный не где-нибудь, а у нас в России! К сожалению, пока у себя на Родине Детков менее известен, чем за границей, где его полотна уже сейчас разошлись по многим частным коллекциям. Хотя подавляющая часть его творческого наследия пока находится в России. И его необходимо сохранять и доносить до Русского народа. Старт этому процессу и был дан 1 июля 2023 года мэром города Калязина Константином Геннадьевичем Ильиным. За что Россия когда-нибудь скажет ему спасибо.
Молодая симпатичная сотрудница Дома культуры, которая официально открывала выставку, рассказала о Н.А. Деткове не только как о непревзойденном мастере изобразительного искусства, Народном художнике России и Заслуженном художнике ЮНЭСКО, но и о других сторонах проявления его талантов, и об его активной общественной деятельности. Присутствующие узнали, что Николай Алексеевич родился в крестьянской семье в деревне Реутово Орловской области. Окончил Московский государственный университет культуры. Преподавал режиссуру, актерское мастерство, сценарное мастерство. Также он работал в разных театрах.
С начала 80-х прошлого столетия один из активных деятелей русского патриотического движения, член Совета движения «Память». За свои патриотические убеждения пять месяцев даже отсидел в Бутырской тюрьме. Детков был одним из первых, кто открыл для России имя юного автора и исполнителя Максима Трошина.
В 1995 году Н.А. Детков создал Межрегиональный благотворительный общественный фонд «Глас ангельский Руси». Cфера деятельности фонда – это культура в самом широком ее понимании. Ведь культура нации – это образ жизни нации, способ ее существования, ее самоидентификации и осознания себя как коллективной личности среди других народов. А основу национальной культуры составляют лучшие творческие люди государства. Фонд и поставил перед собой задачу выявлять таких людей и указывать на них народу. Собственно, именно эти люди и являются земными ангелами-хранителями родной земли. Сотрудники фонда занимаются тем, что по всем необъятным просторам нашей Родины ищут по-настоящему талантливых людей, которые жизнью и деятельностью своей проповедуют любовь к России и ее исконным ценностям. Потом этих людей в торжественной обстановке, с представлением их деятельности награждают главной наградой фонда «Ангел трубящий». Такой акт и является той объединяющей и организующей силой, что созидает единое тело, имя которой Русская культура. А духовным аккумулятором, питающим энергией работу фонда, всегда был Николай Алексеевич. Просто диву даешься: откуда у него находилось столько сил и времени, чтобы еще успеть написать сотни уникальных картин?
На открытии выставки также выступил директор Калязинской школы искусств, член Союза художников Михаил Вячеславович Стоячко. Сказав добрые и теплые слова в адрес Н.А. Деткова, он предложил сделать выставку его произведений постоянной, но с условием, чтобы периодически менять экспозицию и представлять новые картины, дабы калязинцы как можно больше ознакомились с творчеством Художника. Эту идею сразу же поддержал мэр города К.Г. Ильин, пообещав всячески поспособствовать этому. Тут же была заключена предварительная договоренность главой Калязина и представителями фонда «Глас ангельский Руси».
Об этом истинно русском человеке, как обещал в начале статьи, я расскажу особо. Не буду здесь приводить его биографию и этапы его карьерного роста. Не это главное. Главное – то впечатление, что он произвел на меня. С первой минуты встречи я почувствовал какую-то необычную, я бы сказал, теплую энергию, исходящую от Константина Геннадьевича. Мне это трудно объяснить, но ничего подобного я не испытывал, будучи журналистом, при общении с другими чиновниками его уровня. Мэр Калязина держал себя с какой-то исконно крестьянской простотой и с аристократическим достоинством одновременно. Он вроде бы был постоянно на виду, но в нем не чувствовалось никакого желания выдвинуться вперед и показать всем: вот, мол, я здесь самый главный! Даже тот факт, что при открытии выставки Константин Геннадьевич взял слово четвертым при пяти выступающих, говорит сам за себя. Видно было, что он привык никому себя не навязывать, но люди сами тянулись к нему.
В этом он во многом был схож с Николаем Алексеевичем Детковым. Хорошо зная гениального Художника, я и в Константине Геннадьевиче почувствовал творческую жилку. Да, собственно, она и проявлялась на каждом шагу. И помощь в организации выставки картин Н.А. Деткова, и личное присутствие на ее открытии, и обещание сделать эту выставку постоянной. Не всякий глава городской администрации будет выкраивать время на такие «мелочи». А для Константина Геннадьевича – оказывается, это не мелочи. С какой нескрываемой гордостью за свой город он показывал нам недавно открытый памятник легендарному полководцу Смутного времени князю Михаилу Васильевичу Скопину-Шуйскому, в 1609 году освободившему город Калязин от захватившего его польско-литовского войска. Сколько русских жизней тогда было спасено от полного уничтожения.
И Фестиваль молодежных самодеятельных коллективов, который вот уже одиннадцатый раз проводится в Калязине, – это тоже заслуга Константина Геннадьевича. Собственно говоря, он и стоял у истоков этого культурного мероприятия. И нынешний фестиваль прошел на высоком профессиональном уровне. Выступления молодых артистов, приехавших из разных областей, назвать самодеятельностью как-то язык не поворачивается.
А еще Константин Геннадьевич Ильин оказался глубоко верующим человеком. И когда мы прощались с ним по православному обычаю троекратным целованием, я подумал: «Если бы все главы российских городов – от районных до областных – были бы такими, как он, Россия уже давно бы шла семимильными шагами к своему духовному возрождению». Но, коли есть уже сейчас у России такие художники и такие чиновники – значит, есть у нее светлое будущее.
Игорь ГРЕВЦЕВ