«Музыка Рахманинова позволяет нам почувствовать свои православные корни»

Русский биограф Рахманинова из США

0
636
Время на чтение 5 минут

Источник: Православие.ру

Валерия Ноллан

Сергей Рахманинов – наверное, один из самых православных русских композиторов. Да, он никогда не служил в Церкви и не писал церковную музыку, но его Всенощное бдение многие по праву считают вершиной русского духовного искусства. О том, как Православие отражалось на идентичности великого композитора и почему американцы считают его своим, мы поговорили с профессором русистики и пианисткой из США Валерией Ноллан, которая недавно написала одну из немногих в Северной Америке биографий маэстро. Ее книга «Sergei Rachmaninoff: Cross Rhythms of the Soul» [Сергей Рахманинов: Перекрестные ритмы души] вышла в прошлом году.

Сергей Васильевич РахманиновСергей Васильевич Рахманинов

– Валерия Валентиновна, почему вы заинтересовались творчеством Рахманинова как православного композитора?

– Прежде всего, я сама – русский православный человек, и мне хотелось бы развивать понимание Православия. Можно сказать, я выросла с музыкой Рахманинова: мои родители, друзья, – мы все слушали его произведения, я играла их на фортепиано, выступала с ними.

 

Православие определяет всю идентичность Рахманинова. В существующих биографиях композитора упоминания об этом полностью отсутствуют. Люди ничего не понимали ни в иконах, ни в литургии, ни в духовной музыке, ни в том, как живет православный человек. А ведь это определяет все – как мы молимся, как прощаемся, как встречаемся, как исповедаемся и причащаемся. Рядовым американцам все это незнакомо. И даже католикам.

Один англоязычный биограф написал, что Рахманинов был неверующим. Это абсолютная неправда. Налицо полное непонимание Рахманинова, его русской идентичности и вообще Православия.

У Рахманинова была очень трагическая жизнь, но и очень интересная. Он сумел преодолеть все препятствия – тут и перемена стран, и перемена культур, и перемена образа жизни. Это очень серьезные события.

Поколение Рахманинова – это поколение моих родителей. Это были достойные, хорошо образованные люди, и я видела глазами ребенка, как им было сложно на Западе.

Валерия Ноллан, профессор русистики, пианисткаВалерия Ноллан, профессор русистики, пианистка

– Как вы думаете, почему люди на Западе не очень ассоциируют Рахманинова с Россией и русским Православием?

– С точки зрения Православия – Рахманинов не «рекламировал» свою веру, но с гуманитарной точки зрения поддерживал очень многое в православной жизни. Однако он все это делал очень тихо и держал в кругу семьи и друзей.

А почему американцы не считают его русским американцем? Я не знаю, но, по-моему, они вообще не особо задумываются о разных этнических группах. Рахманинов же как-то втянулся в американскую жизнь, провел здесь очень много лет: уехал из России в 1917-м году, год провел в Европе, а с 1918 по 1943 годы – это очень много, четверть века – жил уже здесь в основном. Поэтому можно сказать, что он принадлежал и Америке – работал здесь, зарабатывал деньги, летом трудился в Европе, где сочинял музыку – и был ближе к России, среди других русских музыкантов и художников. И ближе к Православной Церкви, которая тогда была лучше представлена в Старом Свете, чем в Новом.

– На ваш взгляд, можно ли назвать Рахманинова самым или по крайней мере одним из самых православных русских композиторов? И если да, то в чем это выражается?

– Я бы сказала, да. Это очень хороший вопрос, но я не думаю, что он ставил себе такую задачу. Полагаю, что искусство и музыка у Рахманинова были на первом плане. Но вдохновение для него исходило из России, из русской природы, из русской культуры – как музыкальной, так и художественной. Он вырос во всем этом. И, конечно, он является православным композитором и музыкантом. Просто то, что он сочинял, исходило из его русской и православной идентичности. Рахманинов сам говорил, что все, что у него есть, – дано ему Богом. Эти его слова широко цитируются в научных работах о нем, и вообще хорошо известны.

 

Кроме того, мы знаем, что Рахманинов очень помог Русской Зарубежной Церкви. Например, в том числе и на его средства (наряду с другими крупными жертвователями) был создан Свято-Сергиевский православный богословский институт в Париже. Он регулярно поддерживал в финансовом отношении Русскую Православную Церковь Заграницей в США, помогал духовенству на Аляске, а также Русской Православной Церкви в разных странах Европы. Этот список можно было бы продолжать. Но он не говорил о таких вещах, и мы знаем только благодаря письмам других людей о том, сколько он помогал, жертвовал, поддерживал. Можно сказать, без сомнения, что он помог Русскому Православию на Западе встать на ноги.

– Многие считают, что Рахманинов в своей музыке укреплял веру, как раз в то время, когда другие ее теряли. Вы с этим согласны?

– Да, я согласна с этим, полностью.

– В молодости Рахманинов благоговел перед Львом Толстым, но во время личной встречи они друг другу не понравились. Можно ли это объяснить в том числе и расхождением в их духовных взглядах?

– Я бы не стала делать такой вывод. Да, действительно, они встретились и не понравились друг другу. Но я не думаю, что здесь дело в вере. Если не ошибаюсь, Рахманинов был с Шаляпиным, и они встречались с Толстым дважды. У Толстого были свои плюсы и минусы, он мог раздражаться. И, возможно, они, тогда еще молодые люди, пришли к нему в неподходящий момент. Сергей Васильевич сыграл несколько коротких пьес, а Лев Николаевич очень критически высказался по поводу Бетховена, музыку которого, между прочим, любил и даже сам исполнял. Толстой хотел, чтобы все искусство было христианским. И, может быть, именно через эту призму он рассматривал то, что сыграл Рахманинов.

Но я думаю, что они разошлись во взглядах не на веру, а, скорее, на искусство.

– Мне кажется странным, что Русская Церковь, в том числе и Зарубежная, не особо отмечает Рахманиновские юбилеи в нынешнем году. Как вы думаете, с чем это связано?

– Я думаю, что Церковь все-таки отдает должное Рахманинову. Например, я выступала с лекцией, которая была организована Музеем Русской истории и Свято-Троицкой духовной семинарией в Джорданвилле. Много людей, примерно 300 человек из разных стран, зарегистрировалось на эту онлайн-лекцию. Кроме того, в России 2023-й год объявлен Годом Рахманинова. И я думаю, что Русская Церковь по-своему тоже отмечает годовщины его дня рождения и кончины.

Может быть, Рахманинова можно охарактеризовать как человека, который находился на границе Церкви и светского общества. Он не был ни священником, ни диаконом, но Православие определяло всю его жизнь. При этом он оставался светским композитором и пианистом.

 

– Что мы, обычные люди, можем найти в музыке Рахманинова, чтобы умирить душу и укрепить веру?

– В его духовной музыке очень глубокие православные корни. Мы знаем, как он готовился к сочинению этих произведений, как изучал не только разные виды напевов, но и византийские истоки. Он очень любил русские колокола и включал православный колокольный перезвон в свои самые известные композиции. Через его духовную и хоровую музыку мы можем почувствовать свои православные истоки. Его духовная музыка – русская, она написана под влиянием русской духовной традиции. В ней проявляется неописуемая красота, и все это имеет православные корни.

С Валерией Ноллан
беседовал Дмитрий Злодорев

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Злодорев
Все статьи Дмитрий Злодорев
Последние комментарии
Грядёт ли новая Ливонская война?
Новый комментарий от Бузина Олесь
19.11.2024 19:22
Многодетным – дополнительный выходной!
Новый комментарий от В.Р.
19.11.2024 15:34
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
19.11.2024 12:48
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Алекс
19.11.2024 12:32
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
19.11.2024 12:04
Продолжает сжиматься русская провинция
Новый комментарий от Русский человек
19.11.2024 11:55
Генерал, посмевший во время войны публично и нецензурно обругать Сталина
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.11.2024 10:30