Наука жить в баснях Крылова

0
385
Время на чтение 6 минут

Басни с православными комментариями / И.А. Крылов ; Предисл. И коммент. Редакции ; Худож. А.В. Глебов. – Москва : Вольный Странник, 2022. – 72 с. : ил. ISBN 978-5-00178-103-5Источник: Православие.ру

Басни с православными комментариями / И.А. Крылов ; Предисл. И коммент. Редакции ; Худож. А.В. Глебов. – Москва : Вольный Странник, 2022. – 72 с. : ил. ISBN 978-5-00178-103-5Иван Андреевич не цитирует, конечно, Библию в своих простых, легких, искрометных и похожих на сказки баснях.

 

«Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна…», «У сильного всегда бессильный виноват…», «А ларчик просто открывался…» – цитаты из басен Ивана Андреевича Крылова все мы помним с детства. И кажется порой, что их сочинил народ – настолько просто и ясно явлена в них глубокая мудрость. Но не только народная: баснописец обращает нас и к евангельским образам. Об этом – в книге «Басни с православными комментариями», увидевшей свет в издательстве «Вольный странник».

«Истина вполоткрыта»

«Крыловская истина подсвечена малым огнем, чтобы не поранить больных, привыкших к нравственной тьме и к полутьме душевных глаз человека, не выносящих яркого света», – писал архиепископ Иоанн (Шаховской) о его творчестве.

Сам Крылов называл свое литературное служение «истиною вполоткрыта». Но видится мне в этой прикровенности и очень тонкое отношение к евангельской мудрости, к слову Божию, и желание научить читателя, не прибегая к сухому морализаторству.

Жизнь Ивана Андреевича нельзя назвать простой и легкой, подобной его басням. И нужда, и лишения, и несбывшиеся надежды – все он познал от юности. Но бывает так, что на своем жизненном поприще откопает человек настоящих клад, который сделает его и знаменитым, и состоятельным, а самое главное – нужным людям. Таким кладом стали для Крылова басни. В 1805-м году он перевел две басни Лафонтена, и с этого началось не просто его новое литературное поприще. Он стал настоящим учителем нравственности для многих соотечественников – современников и потомков.

Первый сборник басен Крылова вышел в 1809-м году и имел большой успех.

«Басни… читают и литератор, и купец, и светский человек, и дама, и горничная, и дети», – отмечал А.С. Пушкин.

Близкий друг баснописца, литературный критик и поэт П.А. Плетнев, писал:

«Крылову удалось проникнуть духом своим, вселиться в помышление миллионов людей, составляющих Россию, и остаться навек присутственным в их уме и памяти».

Классические сюжеты, пересаженные на русскую почву, из экзотических пальм превратились в березки

Конечно, Иван Андреевич – не изобретатель басенного жанра, существовавшего за столетия до Рождества Христова в творчестве Эзопа, Федра, Бабрия. Но классические сюжеты, пересаженные на русскую почву, из экзотических пальм превратились в березки, герои басен обрели живую сочность русского языка. Недаром Николай Васильевич Гоголь писал о Крылове: «Поэт и мудрец слились в нем воедино».

Как много сторон жизни, как внешней, так и внутренней, затронул в своих коротких текстах Иван Андреевич. И как много говорится в них о вечном – о христианских истинах, смысле жизни, о важности противостояния греху. Недаром преподобный Амвросий Оптинский порой вместо прямого ответа открывал басни Крылова и читал тот или иной стихотворный рассказ. Книга лежала на столе в келейной старца.

Православные комментарии

Но если и сам старец Амвросий, и его посетители хорошо знали текст Священного Писания и без труда могли соотнести с ним крыловские басни, то для наших современников эти параллели далеко не очевидны. Так, вероятно, размышляли создатели красочной книги басен. Литературоведы говорят о том, что перу Ивана Андреевича принадлежит 236 произведений этого жанра. Составители книги взяли десятину – 22 басни, которые можно предложить почитать детям. А лучше обсудить их вместе – в семейном кругу.

В помощь тем, кто захочет вывести мораль гораздо более обширную, чем две-три строчки баснописца, после каждой басни приведен текст комментария. В нем соединились размышления от житейской мудрости и непосредственные ссылки на евангельские образы, притчи.

Автор комментариев не просто называет порок или добродетель, предлагая посмотреть вглубь проблемы. Вот басня «Мышь и крыса» – это не просто о трусости, но и о том, к чему слабость может трусов привести:

«Когда беда случается с теми, кто их притеснял, они радуются этому. Если человек не сочувствует чужой беде, а злорадствует, то, как правило, это позиция не смелого человека, а труса».

Обращается комментатор и к примерам из Ветхого Завета, приводит цитаты из псалмов, гораздо менее известных широкому кругу читателей. Анализируя многим с детства знакомую басню «Ларчик», он пишет: «Простота в Библии означает не ограниченность ума, но прямоту характера». И приводит цитаты: «Любите справедливость, судьи земли, право мыслите о Господе, в простоте сердца ищите Его» (Прем. 1, 1), «Хранит Господь простодушных, я изнемог, и Он помог мне» (Пс. 114, 6).

Книга – не просто сборник текстов с комментариями. Авторы позаботились и о том, чтобы читатели закрепили полученный материал. В конце их ждет задание – назвать пословицы из басен и басни, из которых взяли пословицы. Оно побуждает еще раз по прочтении обратиться к тексту басен и вновь вдуматься в их мораль.

А еще – любителей басен ждет интерактивный сюрприз, о котором писать, пожалуй, не стану. Пусть он станет приятной неожиданностью от встречи с этим ярким изданием, оформленным в лучших традициях детской отечественной литературы.

Басни для взрослых – в том числе

Ошибается тот, кто считает басни Крылова приметой раннего детства. Прочтите «Волк и ягненок», «Гуси», «Ручей», «Щука», «Крестьянин и лошадь» – и вас испугает их злободневность. Написанные в XIX веке, в наше время эти тексты обретают новую актуальность. Впрочем, это общая черта по-настоящему классических произведений.

А потому не только ребенок, но и взрослый найдет, о чем поразмышлять, читая эту книгу. Так и сделали мы с участниками Клуба любителей культуры в Покровском епархиальном образовательном центре. Вот, вроде бы, «Стрекоза и муравей» – что тут нового скажешь? Гимн трудолюбцам и анафема лентяям…

Именно на эту грань басни обращал внимание преподобный Анатолий Оптинский в письме к своей духовной дочери:

«Вчера или третьего дня о. М. сказал, что ты там все пляшешь. Я ему советовал указать тебе басню Крылова ‟Стрекоза и Муравей”. К тебе она подходит. Та тоже любила масленицу и не жаловала поста – все плясала. Говорю это не в укор тебе, а чтобы ты знала настоящее положение вещей и при случае не теряла головы, то есть помнила бы, что за сладостию – расслабление, за мирскою веселостию – скука, за пресыщением – тяжесть и даже болезнь следуют, как тень за телом. <…> И Крылов, светский писатель, сказал свою ‟Стрекозу” не тебе одной и не мне, а всему свету, то есть кто пропляшет лето, тому худо будет зимою. Кто во цвете лет не хочет заняться собою, тому нечего ждать при оскудении сил и при наплыве немощей и болезней».

Но не все так просто, в жизни не бывает однозначных ответов и рецептов для всех. Оптинские старцы тонко понимали крыловские произведения: их мораль – не аксиома, которой надо руководствоваться во всех случаях. «Принимать» конкретную басенную мораль нужно на том или ином этапе жизни, в той или иной ситуации.

 

Не все однозначно и с несчастной Стрекозой, в сочувствии к которой признались многие участники клуба: «Сердце всегда сжималось – ну, почему Муравей такой злой? Она же погибнет». Автор же комментария в книге сравнивает Муравья со старшим сыном из евангельской притчи о блудном сыне. И сразу морально-поучительный текст обретает совсем иную глубину.

Дедушка Крылов и его внуки

«Что для вас творчество Крылова?» В ответ на этот вопрос многие признавались: важная часть русской культуры.

«Бог не дал баснописцу своей семьи, детей, внуков. Но для меня он – всеобщий дедушка, на баснях которого выросли многие поколения русских людей. Без его творчества невозможно себе представить детство», – считает Любовь Семеновна Ситникова.

А Светлана Александровна Багдасарян поделилась – басни Крылова внучке читает с детства. Но поскольку сама только начала воцерковляться, книга с православными комментариями поможет ей увидеть новые грани привычных текстов и по-новому объяснить их ребенку.

 

Эта книга – замечательный повод вновь открыть такие знакомые, но такие глубокие тексты и насладиться их мудрой, по-детски ясной простотой. И встретиться на этой басенной территории с детьми. Потому что, по меткому замечанию Клайва Льюиса: «Только очень глупые взрослые всегда ведут себя как положено взрослым, и только очень глупые дети всегда похожи на детей». Не только творчество, но и удивительная жизнь Ивана Андреевича Крылова – друга детей и учителя взрослых – тому пример.

Марина Шмелева

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Оставьте комментарий

Ваш комментарий будет опубликован после модерации
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
В России весной изменится ТК — что ждет нас?
Стало известно что сказал Путин сыну Собчак
В России увеличат пенсионный возраст: на сколько повысят?!
Перестала говорить после убийства экс-мэра Самары: психушка

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Марина Шмелева
Все статьи Марина Шмелева
Последние комментарии
Кому мешает генерал Карбышев?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
20.02.2025 15:04
Славянство. Прошлое, настоящее и варианты будущего
Новый комментарий от Павел Тихомиров
20.02.2025 12:14
Трамп: смена курса как прикрытие цели мирового господства
Новый комментарий от Владимир Николаев
20.02.2025 09:03
«Трамп принёс в мир не оливковую ветвь, а обоюдоострый меч»
Новый комментарий от Владимир Николаев
20.02.2025 08:17
Дзержинск – новое название на карте России
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
20.02.2025 07:58