Басни с православными комментариями / И.А. Крылов ; Предисл. И коммент. Редакции ; Худож. А.В. Глебов. – Москва : Вольный Странник, 2022. – 72 с. : ил. ISBN 978-5-00178-103-5Иван Андреевич не цитирует, конечно, Библию в своих простых, легких, искрометных и похожих на сказки баснях.
«Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна…», «У сильного всегда бессильный виноват…», «А ларчик просто открывался…» – цитаты из басен Ивана Андреевича Крылова все мы помним с детства. И кажется порой, что их сочинил народ – настолько просто и ясно явлена в них глубокая мудрость. Но не только народная: баснописец обращает нас и к евангельским образам. Об этом – в книге «Басни с православными комментариями», увидевшей свет в издательстве «Вольный странник».
«Истина вполоткрыта»
«Крыловская истина подсвечена малым огнем, чтобы не поранить больных, привыкших к нравственной тьме и к полутьме душевных глаз человека, не выносящих яркого света», – писал архиепископ Иоанн (Шаховской) о его творчестве.
Сам Крылов называл свое литературное служение «истиною вполоткрыта». Но видится мне в этой прикровенности и очень тонкое отношение к евангельской мудрости, к слову Божию, и желание научить читателя, не прибегая к сухому морализаторству.
Жизнь Ивана Андреевича нельзя назвать простой и легкой, подобной его басням. И нужда, и лишения, и несбывшиеся надежды – все он познал от юности. Но бывает так, что на своем жизненном поприще откопает человек настоящих клад, который сделает его и знаменитым, и состоятельным, а самое главное – нужным людям. Таким кладом стали для Крылова басни. В 1805-м году он перевел две басни Лафонтена, и с этого началось не просто его новое литературное поприще. Он стал настоящим учителем нравственности для многих соотечественников – современников и потомков.
Первый сборник басен Крылова вышел в 1809-м году и имел большой успех.
«Басни… читают и литератор, и купец, и светский человек, и дама, и горничная, и дети», – отмечал А.С. Пушкин.
Близкий друг баснописца, литературный критик и поэт П.А. Плетнев, писал:
«Крылову удалось проникнуть духом своим, вселиться в помышление миллионов людей, составляющих Россию, и остаться навек присутственным в их уме и памяти».
Классические сюжеты, пересаженные на русскую почву, из экзотических пальм превратились в березки
Конечно, Иван Андреевич – не изобретатель басенного жанра, существовавшего за столетия до Рождества Христова в творчестве Эзопа, Федра, Бабрия. Но классические сюжеты, пересаженные на русскую почву, из экзотических пальм превратились в березки, герои басен обрели живую сочность русского языка. Недаром Николай Васильевич Гоголь писал о Крылове: «Поэт и мудрец слились в нем воедино».
Как много сторон жизни, как внешней, так и внутренней, затронул в своих коротких текстах Иван Андреевич. И как много говорится в них о вечном – о христианских истинах, смысле жизни, о важности противостояния греху. Недаром преподобный Амвросий Оптинский порой вместо прямого ответа открывал басни Крылова и читал тот или иной стихотворный рассказ. Книга лежала на столе в келейной старца.
Православные комментарии
Но если и сам старец Амвросий, и его посетители хорошо знали текст Священного Писания и без труда могли соотнести с ним крыловские басни, то для наших современников эти параллели далеко не очевидны. Так, вероятно, размышляли создатели красочной книги басен. Литературоведы говорят о том, что перу Ивана Андреевича принадлежит 236 произведений этого жанра. Составители книги взяли десятину – 22 басни, которые можно предложить почитать детям. А лучше обсудить их вместе – в семейном кругу.
В помощь тем, кто захочет вывести мораль гораздо более обширную, чем две-три строчки баснописца, после каждой басни приведен текст комментария. В нем соединились размышления от житейской мудрости и непосредственные ссылки на евангельские образы, притчи.
Автор комментариев не просто называет порок или добродетель, предлагая посмотреть вглубь проблемы. Вот басня «Мышь и крыса» – это не просто о трусости, но и о том, к чему слабость может трусов привести:
«Когда беда случается с теми, кто их притеснял, они радуются этому. Если человек не сочувствует чужой беде, а злорадствует, то, как правило, это позиция не смелого человека, а труса».
Обращается комментатор и к примерам из Ветхого Завета, приводит цитаты из псалмов, гораздо менее известных широкому кругу читателей. Анализируя многим с детства знакомую басню «Ларчик», он пишет: «Простота в Библии означает не ограниченность ума, но прямоту характера». И приводит цитаты: «Любите справедливость, судьи земли, право мыслите о Господе, в простоте сердца ищите Его» (Прем. 1, 1), «Хранит Господь простодушных, я изнемог, и Он помог мне» (Пс. 114, 6).
Книга – не просто сборник текстов с комментариями. Авторы позаботились и о том, чтобы читатели закрепили полученный материал. В конце их ждет задание – назвать пословицы из басен и басни, из которых взяли пословицы. Оно побуждает еще раз по прочтении обратиться к тексту басен и вновь вдуматься в их мораль.
А еще – любителей басен ждет интерактивный сюрприз, о котором писать, пожалуй, не стану. Пусть он станет приятной неожиданностью от встречи с этим ярким изданием, оформленным в лучших традициях детской отечественной литературы.
Басни для взрослых – в том числе
Ошибается тот, кто считает басни Крылова приметой раннего детства. Прочтите «Волк и ягненок», «Гуси», «Ручей», «Щука», «Крестьянин и лошадь» – и вас испугает их злободневность. Написанные в XIX веке, в наше время эти тексты обретают новую актуальность. Впрочем, это общая черта по-настоящему классических произведений.
А потому не только ребенок, но и взрослый найдет, о чем поразмышлять, читая эту книгу. Так и сделали мы с участниками Клуба любителей культуры в Покровском епархиальном образовательном центре. Вот, вроде бы, «Стрекоза и муравей» – что тут нового скажешь? Гимн трудолюбцам и анафема лентяям…
Именно на эту грань басни обращал внимание преподобный Анатолий Оптинский в письме к своей духовной дочери:
«Вчера или третьего дня о. М. сказал, что ты там все пляшешь. Я ему советовал указать тебе басню Крылова ‟Стрекоза и Муравей”. К тебе она подходит. Та тоже любила масленицу и не жаловала поста – все плясала. Говорю это не в укор тебе, а чтобы ты знала настоящее положение вещей и при случае не теряла головы, то есть помнила бы, что за сладостию – расслабление, за мирскою веселостию – скука, за пресыщением – тяжесть и даже болезнь следуют, как тень за телом. <…> И Крылов, светский писатель, сказал свою ‟Стрекозу” не тебе одной и не мне, а всему свету, то есть кто пропляшет лето, тому худо будет зимою. Кто во цвете лет не хочет заняться собою, тому нечего ждать при оскудении сил и при наплыве немощей и болезней».
Но не все так просто, в жизни не бывает однозначных ответов и рецептов для всех. Оптинские старцы тонко понимали крыловские произведения: их мораль – не аксиома, которой надо руководствоваться во всех случаях. «Принимать» конкретную басенную мораль нужно на том или ином этапе жизни, в той или иной ситуации.
Не все однозначно и с несчастной Стрекозой, в сочувствии к которой признались многие участники клуба: «Сердце всегда сжималось – ну, почему Муравей такой злой? Она же погибнет». Автор же комментария в книге сравнивает Муравья со старшим сыном из евангельской притчи о блудном сыне. И сразу морально-поучительный текст обретает совсем иную глубину.
Дедушка Крылов и его внуки
«Что для вас творчество Крылова?» В ответ на этот вопрос многие признавались: важная часть русской культуры.
«Бог не дал баснописцу своей семьи, детей, внуков. Но для меня он – всеобщий дедушка, на баснях которого выросли многие поколения русских людей. Без его творчества невозможно себе представить детство», – считает Любовь Семеновна Ситникова.
А Светлана Александровна Багдасарян поделилась – басни Крылова внучке читает с детства. Но поскольку сама только начала воцерковляться, книга с православными комментариями поможет ей увидеть новые грани привычных текстов и по-новому объяснить их ребенку.
Эта книга – замечательный повод вновь открыть такие знакомые, но такие глубокие тексты и насладиться их мудрой, по-детски ясной простотой. И встретиться на этой басенной территории с детьми. Потому что, по меткому замечанию Клайва Льюиса: «Только очень глупые взрослые всегда ведут себя как положено взрослым, и только очень глупые дети всегда похожи на детей». Не только творчество, но и удивительная жизнь Ивана Андреевича Крылова – друга детей и учителя взрослых – тому пример.
Марина Шмелева