Современный студент или аспирант, решивший написать дипломную работу или диссертацию на тему русско-сербских научных связей в конце ХХ – начале XXI веков, должен будет посвятить отдельную весьма объёмную главу деятельности известного сербского учёного, профессора, доктора социологии Зорана Милошевича, ведущего научного сотрудника и одного из многолетних руководителей Института политических исследований в Белграде.
Благодаря многогранной и плодотворной деятельности профессора Милошевича, который удачно сочетает в себе способность к постоянным научным изысканиям и выдающиеся организаторские таланты, в последние десятилетия было реализовано большое количество академических и издательских проектов, имеющих колоссальное научное и практическое значение для Сербии, России и других славянских стран. Будучи ученым-гуманитарием широкого энциклопедического профиля и признанным экспертом в ряде гуманитарных наук, профессор Милошевич в своих трудах уделял и продолжает уделять внимание наиболее проблемным аспектам истории, культуры и современного положения Сербии и других славянских государств.
Особый интерес профессора Милошевича вызывали и вызывают этноконфессиональные, этнокультурные, языковые и церковно-исторические аспекты прошлого и настоящего славянских народов, что способствует выявлению и осмыслению первопричин многих современных катаклизмов. Дабы получить большую академическую свободу в разработке наиболее острых и болезненных проблем, профессор Милошевич создал частный Центр академического слова в г. Шабац, быстро ставший авторитетной научной и издательской структурой в Сербии.
К числу наиболее известных и резонансных международных академических проектов Зорана Милошевича в последнее десятилетие, реализованных в рамках деятельности Центра академического слова, относится издание сборника «Сербия и Евразийский Союз»,[1]где с учетом широкого международного и исторического контекста проанализировано отношение общественности и элит ряда балканских стран к евразийской интеграции; издание сборника «Украинский вопрос сегодня»[2], авторы которого, проанализировав истоки, причины и возможные последствия украинского кризиса 2014 г., пришли к весьма неутешительным выводам и прогнозам, в известной степени подтвердившимся впоследствии; а также сборника «Анатомия румынской политики»[3], вскрывающего геополитические первопричины и внешнеполитические аспекты создания румынского государства в середине XIX в.
В качестве ведущего научного сотрудника и одного из руководителей Института политических исследований в Белграде профессор Милошевич инициировал издание таких фундаментальных академических трудов, по сути коллективных монографий, получивших широкое признание международной научной общественности, как «Православие и идентичность славянских народов»,[4] «Политическая история славян»,[5] «Язык и идентичность. Язык, литература и славянские идентичности в XVIII-XXI веках»,[6] а также «Святость и дух времени».[7] Одной из последних коллективных монографий фундаментального характера, инициированных профессором Милошевичем, стала «История как инструмент геополитики»,[8] посвященная чрезвычайно актуальной в настоящее время теме использования исторического прошлого в качестве орудия легитимизации текущей политики, что ярко проявляется в политике исторической памяти, столь активно и изобретательно реализуемой элитами современных государств. Все упомянутые сборники содержат статьи учёных из Сербии, Боснии, Болгарии и других балканских стран, а также из России, Белоруссии, Украины, Словакии и Польши и являются ценным вкладом в осмысление имеющих место политических, этнокультурных и этноконфессиональных процессов в мире, все в большей степени приобретающих зловещий для славянских народов характер.
Важным вкладом профессора Милошевича в развитие межславянского академического сотрудничества является инициированное и организованное им издание научных трудов российских и белорусских учёных на сербском языке. Так, исключительно благодаря трудам профессора Милошевича на сербском языке были изданы и представлены широкой сербской общественности многочисленные научные работы известного белорусского учёного-слависта, профессора БГУ и академика Сербской Академии наук И.А. Чароты, а также монография российского историка-слависта К.В. Шевченко, посвященная национальному движению лужицких сербов в Германии в 1945-1948 гг.[9]
***
В предлагаемый читателю сборник, представляющий взгляд сербского учёного-патриота на современные геополитические процессы в мире, вошла лишь малая часть трудов профессора Милошевича по наиболее значимым и одновременно малоизвестным российской аудитории темам.
Взгляд с Балкан ценен не только тем, что сербский учёный выявляет и анализирует проблемы, практически неизвестные или малоизвестные широкой российской аудитории, но и тем, что Сербия традиционно выступала в роли страны-первопроходца, трагический исторический опыт которой вскоре непременно испытывала и Россия, что наиболее ярко проявилось накануне и в ходе Первой и Второй мировых войн. Находясь на цивилизационной границе и первой испытывая на себе агрессивный натиск различных европейских рейхов – от первого, второго и нацистского третьего вплоть до нынешнего ультралиберального четвёртого евро-рейха – Сербия приобрела горький, но ценный, уникальный и поучительный опыт познания того, что в действительности представляет собой западная цивилизация и её истинное отношение к православным славянским народам. Именно по этой причине знание славянской, прежде всего сербской точки зрения на происходящие события особенно важно для российской общественности, зачастую имеющей весьма туманные представления о проблемах, которые очевидны для сербов. «Миром правят не цари и императоры. Миром правят знаки и символы», - полагал мудрый Конфуций и его многочисленные последователи в Древнем Китае. Неслучайно поэтому, что древние китайцы прекрасно понимали важность «исправления имён», то есть приведение понятий и терминов в соответствие с быстро меняющимися реалиями. Понятийный аппарат и система образов, предлагаемые профессором Милошевичем, весьма эффективны для осмысления современных политических и социокультурных процессов и должны быть взяты на вооружение гуманитарными науками в России, в других странах постсоветского пространства и Восточной Европы, эффективно осваиваемых и колонизируемых ментально и духовно нынешним глобальным четвертым рейхом.
Между тем, как с иронией замечали некоторые проницательные русские публицисты конца XIX – начала XX вв., русская либеральная и окололиберальная публика больше интересуется итальянским парламентом, чем положением родственных и географически близких России славянских народов.[10] Ещё ранее, в середине XIX в. известный белорусский учёный-этнограф П. Шпилевский сожалел по поводу того, что российскую образованную публику интересует не «родная Белоруссия», а «верования древних греков и римлян».[11] Данные констатации, сделанные более столетия назад, ничуть не утратили своей актуальности и в настоящее время. Собственно, в этом и состоит одна из существенных причин оглушительных гуманитарных провалов нынешней РФ на всём постсоветском пространстве.
Среди вошедших в данную книгу статей профессора Милошевича выделяется его многоплановое исследование геополитического значения Румынии. Как убедительно показывает сербский учёный, созданное путём системной и последовательной социокультурной инженерии под непосредственным управлением ряда западных держав румынское государство было призвано играть роль буфера, своего рода протяженного санитарного кордона, препятствующего непосредственной территориальной связи России и Сербии. Ценной и практически неизвестной для российской аудитории является информация автора об особой роли униатской церкви в процессе румынизации местных славян и в насаждении среди коренного населения исторических Дунайских княжеств искусственной румынской идентичности, отличительной чертой которой изначально являлась откровенная славянофобия и русофобия.
Большой интерес для российского читателя наверняка представит и вошедшая в данный сборник статья, прослеживающая трагический процесс исчезновения сербов в результате различных социокультурных технологий и этноязыковых экспериментов; при этом профессор Милошевич активно использует труды практически неизвестного в России сербского учёного М. Милоевича, работавшего во второй половине XIX в. и являвшегося учеником известного русского учёного-слависта, профессора Московского университета О.М. Бодянского.
Колоссальную важность имеет исследование профессором Милошевичем геополитических истоков и первопричин украинского кризиса 2014 года. Написанная по горячим следам трагических событий 2014 г., статья сербского учёного обращает особое внимание на глубокую вовлечённость не только американских и британских, но и израильских элит и спецслужб в конструирование и последующее развитие украинского кризиса. Высказанная профессором Милошевичем ещё в 2014 г. мысль о целенаправленной зачистке глобалистскими центрами территории Северного Причерноморья от проживающего здесь славянского населения с целью последующего переформатирования данного пространства для создания здесь «Новой Хазарии» обретает особо зловещее звучание в свете происходящих в настоящее время трагических событий в Донбассе и Новороссии.
Для тех, кто интересуется историей и культурой югославянских народов, колоссальный интерес представляет статья профессора Милошевича о реформе сербского языка знаменитым сербским просветителем Вуком Караджичем. В противоположность исключительно позитивным оценкам реформаторской деятельности Караджича, доминирующим на страницах современных российских учебников по истории южных славян, профессор Милошевич доказывает, что в своей языковой реформе Караджич вольно или невольно сыграл роль эффективного этноязыкового орудия Вены, стремившейся оторвать и максимально отдалить сербский язык от русского литературного языка. В отличие от употреблявшегося ранее славяно-сербского языка, ориентированного на церковнославянский и русский литературный языки, созданный Караджичем на основе разговорных диалектов новый литературный сербский язык, по мнению профессора Милошевича, нарушал былое языковое единство, объективно способствуя культурному отдалению русских и сербов, о чем сербский учёный писал и в других своих работах.[12]
Политику «разделяй и властвуй» в этноязыковой сфере Вена небезуспешно проводила в Боснии и Герцеговине, Буковине, Восточной Галиции, Далмации, Славонии и в других славянских областях Австро-Венгрии, что, в частности, привело к массовой хорватизации православного сербского населения и украинизации галицких русинов. По сути, подобную этнокультурную политику дробления, разделения и последующего стравливания славянских народов очень успешно проводит и современный глобалистский четвертый рейх, творчески развивающий многие наработки Дунайской империи и использующий самые современные коммуникационные технологии.
Отдельный тематический блок в книге Зорана Милошевича представляют материалы, анализирующие различные этноконфессиональные аспекты истории Балкан. Так, в статье «Чья Босния? Лазо Костич и римско-католический прозелитизм в Боснии и Герцеговине» профессор Милошевич детально прослеживает этнокультурные и этнополитические технологии экспансии католичества в Боснии, обращая внимание на то, что системное окатоличивание местного славянского населения Балкан под руководством австро-венгерской администрации и католической церкви одновременно означало и хорватизацию местных славян, ранее не имевших хорватской идентичности. Весьма актуальной в свете текущих событий является и статья профессора Милошевича, анализирующая феномен восточного папизма и попытки Фанара подчинить сербскую православную церковь. Данный материал имеет явные аналогии с механизмами современной этноконфессиональной политики Фанара на Украине и в других постсоветских государствах, всё более разрушительный характер которой очевиден.
***
Нет никаких сомнений в том, что знакомство с книгой профессора Зорана Милошевича будет способствовать не только лучшему и более адекватному пониманию многих спорных вопросов славянской истории и культуры в России, но и ментальному оздоровлению той немалочисленной части российского общества, которая все еще подвержена различным либеральным стереотипам, иллюзиям и заблуждениям.
Хочется надеяться, что вслед за данной книгой последуют новые переводы и новые издания трудов профессора Зорана Милошевича на русском языке, которые продолжат знакомство широкой российской общественности с точкой зрения сербских интеллектуалов-патриотов на ключевые проблемы славянских народов, что особенно важно в нынешнюю переломную эпоху.
Кирилл Шевченко, доктор исторических наук, профессор Филиала РГСУ в Минске
[1] Србија и Евроазијски Савез. Шабац: Центар академске речи, 2016.
[2] УКРАЈИНСКО ПИТАЊЕ ДАНАС. Шабац: Центар академске речи, 2016.
[3] Анатомија румунске политике. Шабац: Центар академске речи, 2017.
[4] Православље и идентитет православних народа. Приредио Зоран Милошевић. Београд: Институт за политичке студије, 2019.
[5] Политичка историја Словена. Између мита и стварности. Приредила Сања Шуљагић. Београд: Институт за политичке студије, 2019.
[6] Язык и идентичность. Язык, литература и славянские идентичнсоти в XVIII-XXI веках. Редактор Кирилл Шевченко. Белград: Институт политических исследований, 2020.
[7] Светост и дух времена. Приредио Зоран Милошевић. Београд: Институт за политичке студије, 2021.
[8] Историја као инструмент геополитике. Приредио Зоран Милошевић. Београд: Институт за политичке студије, 2022.
[9] См: Шевченко К. Лужичкосрпско питање и Чехословачка 1945-1948. Шабац: Центар академске речи, 2017.
[10] Де-Витте Е. Чему учат нас поляки. Галицкая Русь и поляки с 1860 по 1904 г. Почаев, 1905.
[11] Шпилевский П.М. Путешествие по Полесью и белорусскому краю. Минск: Беларусь, 2004. С. 5.
[12] Милошевић З., Мировић А. Реформа српског језика Вука С. Караџића и политичке последице // Унија: политика Римокатоличке цркве према православним Словенима / прир. Зоран Милошевић. Шабац : Центар академске речи, 2015.