Великий пост – важнейший из многодневных постов Православной Церкви. Он напоминает нам о сорокадневном посте Спасителя в пустыне, он же вводит нас в Страстную седмицу и затем к радостям Праздника праздников – Светлого Христова Воскресения, Пасхи.
Для Русского народа обязательное соблюдение Великого поста было одной из главных составляющих русского образа жизни.
Первая неделя Великого поста отличается особенной строгостью, а вместе с тем и богослужение – особенной продолжительностью. В первые четыре дня (понедельник, вторник, среда, четверг) на Великом повечерии читается канон св. Андрея Критского с припевами к стиху: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя».
В русском быту первый понедельник первой седмицы Великого поста назывался чистым днем, когда русские соблюдали обряд очищения от грехов только что закончившейся Масленицы. Хозяйки прибирали в доме, чистили и мыли посуду. В этот день человек должен быть чист душой и телом, даже полагалось полоскать рот, чтобы смыть следы скоромной пищи, оставшейся от Масленицы.
Во вторник наблюдали появление звезд и по приметам предсказывали предстоящую на лето погоду.
В среду прослушивали воду в реках, прудах и родниках. Если вода шумит, как жернов на мельнице, считали, что летом будут большие дожди и грозы. Если в шуме воды слышался как бы человеческий голос – лето будет благополучное.
В четверг начинали улетать на север зимние птицы.
В пятницу, во имя своего спасения, ели только коливо с медом – обрядовую пищу из вареной пшеницы. По преданию, император Юлиан Отступник через 50 лет после сожжения Феодора Тирона, надругаясь над христианами, приказал в этот день все продукты на рынках окроплять идолопоклонной кровью. Но святой Феодор явился во сне архиепископу Евдоксию и повелел через него ничего в этот день не покупать на рынках, а вкушать только коливо с медом.
В субботу вспоминали Масленицу и пекли блины на постном масле.
В первое воскресенье Великого поста совершается т. н. «торжество Православия», установленное при царице Феодоре в 842 году в память восстановления почитания св. икон. В конце литургии священнослужители совершают молебное пение на середине храма перед иконами Спасителя и Божией Матери, молясь Господу об утверждении в вере православных христиан и обращении на путь истины всех отступивших от Церкви.
Во второе воскресенье Великого поста совершается память св. Григория Паламы, жившего в XIV веке. Согласно Православной вере, он учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих благодатным Своим светом, каким сиял Господь на Фаворе. По той причине, что св. Григорий раскрыл учение о силе поста и молитвы, и установлено совершать его память во второе воскресенье Великого поста.
В понедельник второй недели в старину женщины перенизывали жемчуг, убирали убрусники и кокошники (головные уборы), вышивали фаты шелком.
На пятницу третьей недели у русских было принято, что молодой зять приглашает тестя к себе в дом и справляет обжорную пятницу. Для этого важного дела, чтобы пир был на славу, варили кисель с конопляным маслом и угощали им званых гостей.
Отмечалась и обжорная суббота. Но вся еда была постной.
В третье воскресенье Великого поста за всенощной выносится после Великого славословия Св. Крест и предлагается для поклонения верующим. При поклонении Кресту Церковь поет: «Кресту твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим».
Средокрестье (средопостье) отмечалось на четвертой неделе в середине Великого поста. Пекли обрядовое печенье (на постном масле, а иногда и без него) в виде крестов, чтобы оно способствовало севу и хорошему урожаю. Считалось, что такая выпечка давала силу земле-кормилице, мужику-пахарю и животным (лошади или волу), без которых мужик не мог ни вспахать, ни взборонить землю.
Печенье в виде крестов (крестцы, хресты) пекли в среду (в некоторых местах в четверг) из ржаной муки (из пшеничной – в Малороссии) для каждого члена семьи и сверх того еще три или более. В кресты запекали различные предметы – зерна хлебных злаков, монету, крестик и т. д. Печенье в виде крестов полагалось съесть в тот же день, три креста оставляли до сева.
Приступая к севу, обходили поле три раза, затем разламывали оставленные кресты, съедали их, а у кого оказывалась запеченная памятка (зерно, монета), тот и начинал сев. В некоторых областях кресты скармливали и лошадям. Это должно было способствовать плодородию полей и приплоду животных.
Обрядовое печенье в виде крестов использовали и как оберег, и как целебное средство. Такие кресты клали в закрома с зерном или мукой. Использовали кресты и в гаданиях о личной судьбе.
В среду – перелом поста. По народному поверью, в этот день пост переламывается в переднем углу. Забавляя детей, бабушки садились за стол в переднем углу и стучали под лавкой. Этот стук, уверяли они малышей, будто бы происходит от перелома поста.
В народе полагали, что с этого дня щука разбивает хвостом лед на реках.
В четвертое воскресенье вспоминается св. Иоанн Лествичник, написавший сочинение, в котором показал «лестницу», или порядок добрых деяний, приводящих людей к Престолу Божию.
Пятая неделя Великого поста в народе называлась похвальной.
Во вторник молодожены устраивали угощение для родни со стороны молодой жены.
В среду проводились сходки по избам для проводов зимы.
В четверг на пятой неделе совершается т. н. «стояние св. Марии Египетской». Жизнь св. Марии Египетской, прежде великой грешницы, должна служить для всех примером истинного покаяния и убеждать всех в неизреченном милосердии Божием. На утрени в этот день читается житие св. Марии Египетской и канон св. Андрея Критского, тот самый, который читается в первые четыре дня Великого поста.
В субботу на пятой неделе совершается «Похвала Пресвятой Богородице». Читается торжественный акафист Богородице.
В пятую субботу поста у русских также было принято проводить званые поминки.
В пятое воскресенье Великого поста совершается последование прп. Марии Египетской. Церковь дает в лице прп. Марии Египетской образец истинного покаяния и для ободрения духовно труждающихся показывает на ней пример неизреченного милосердия Божия к кающимся грешникам.
Шестая седмица посвящена приготовлению постящихся к достойной встрече Господа с ветвями добродетелей и к воспоминанию страстей Господних. Называлась эта неделя Вербной потому, что к этому времени обычно распускается верба, которую освящают на праздник Входа Господня в Иерусалим.
В понедельник теща приносила в дом молодого зятя подарки и желала добра и благополучия молодоженам. С Вербной неделей, особенно с ее последними днями, было связано много примет на погоду и будущий урожай.
В субботу на шестой неделе на утрени и литургии вспоминается воскрешение Иисусом Христом Лазаря. Эта суббота называется Лазаревой субботой.
Шестое воскресенье Великого поста есть великий двунадесятый праздник, в который празднуется торжественный вход Господень в Иерусалим на вольные страдания. Этот праздник иначе называется Вербным воскресением, Неделей ваий и цветоносной. В этот день освящают вербу. На всенощной после прочтения Евангелия не поется «Воскресение Христово», а читается непосредственно 50-й псалом, и освящаются молитвой и окроплением святой водой распускающиеся ветви вербы (ваиа) или других растений. Освященные ветви раздаются молящимся, с которыми при возожженных свечах верующие стоят до конца службы, знаменуя победу жизни над смертью (воскресение).
Седьмая неделя называется Страстной неделей.
Д.КУЗНЕЦОВ