itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Авиаконструктор Михаил Гуревич: правое крыло стремительной аббревиатуры «МИГ»

0
388
Время на чтение 16 минут

Источник: Одна Родина

https://odnarodyna.org/article/aviakonstruktor-mikhail-gurevich-pravoe-krylo-stremitelnoy-abbreviatury-mig

Фото: советские авиаконструкторы М.И. Гуревич (слева) и А.И. Микоян

В подмосковном аэрограде Жуковском, на пешеходном проспекте сразу за памятником отцу русской авиации, в честь которого город назван, расположена мемориальная аллея «Создатели авиации России». Её составляют 16 бюстов легендарных советских авиаконструкторов. Все они выполнены из бронзы скульптором Владимиром Ивановым.

В средине её, под номером 7, фигурирует Михаил Иосифович Гуревич: инженер-авиаконструктор, в 1940-1957 годах соруководитель, в 1957 – 1964 годах главный конструктор ОКБ-155 (ныне АО «РСК „МиГ“»). Герой Социалистического Труда. Лауреат шести Сталинских, и Ленинской премий. Кавалер четырёх орденов Ленина, двух – Трудового Красного Знамени, ордена Красной Звезды. Обладатель многих медалей и других наград.

Курский международный аэропорт носит имя своего земляка, выдающегося авиаконструктора М.И. Гуревича

Курский международный аэропорт носит имя своего земляка, выдающегося авиаконструктора М.И. Гуревича

Именно к его бюсту возлагают в эти дни цветы почитатели таланта этого выдающегося авиаконструктора: 12 января исполнилось 130 лет со дня его рождения. И это далеко не единственное место, куда можно принести букеты в честь его памяти. К мемориальной доске на доме № 17 на Беговой улице в Москве, где он жил с 1947-го по 1975 год, в самое творческое время своей биографии. На его могилу на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга. К левой стороне фасада Курского международного аэропорта, носящего его имя, украшенного портретом М.И. Гуревича и его чётким, хоть на денежные купюры переноси, автографом.

В Жуковском, притом в центре города, есть ещё один памятник Гуревичу, но уже в соавторстве с А.И. Микояном, творческий тандем которых, крайне редкий в авиационном мире и единственный в нашей стране, составил крылатую аббревиатуру «МиГ», известную на всех континентах планеты. Это памятник МиГ-21, самому распространенному сверхзвуковому боевому самолету в истории авиации, серийно выпускавшемуся с 1959 по 1985 год и «благодаря массовости производства стоившему дешевле, чем БМП», – как пишут некоторые источники.

Самолёт-легенда МиГ-21 помимо СССР выпускался в Чехословакии, Индии, КНР. Стоял на вооружении армий более чем 65 стран мира, кое-где (в Египте, Вьетнаме, Румынии, Хорватии, Китае и других) до сих пор в строю, а памятники ему воздвигнуты, кроме как в России, также во Вьетнаме, Венгрии, Египте, Индии, Камбодже, Монголии, Нигерии, Польше, Румынии, Сирии, Финляндии, Чехии и иных странах (общее количество неизвестно).

Самолёт-легенда МиГ-21

Самолёт-легенда МиГ-21

Много их на Украине: ровно 50 (есть даже в нацистском Львове), а с самолётами МиГ других модификаций – 174. Однако помимо крылатых машин на Украине могло быть немало и других памятников М.И. Гуревичу, поскольку значительный отрезок его жизни был связан именно с ней.

Родившись в селе Рубанщина (ныне Курская область России), в семье механика винокуренных заводов Иосифа Исаевича Гуревича и его супруги, домохозяйки Анны Моисеевны, Михаил поступил в Ахтырскую гимназию (теперь Сумская область Украины), которую окончил с серебряной медалью. Дальнейшую учёбу продолжил на факультете математики Харьковского университета, но был отчислен в связи со студенческими волнениями, попав в число «неблагонадёжных».

Ахтырская гимназия (здание построено в 1902 году). Памятной доски М.И. Гуревичу на ней нет, «не то время»

Ахтырская гимназия (здание построено в 1902 году). Памятной доски М.И. Гуревичу на ней нет, «не то время»

Обучение продолжил во Франции, в университете Монпелье, где познакомился с дочерью киевского врача Надеждой Андрияшевой, учившейся там же на медицинском факультете. Она стала его женой, а сыном – её ребёнок от первого брака Анатолий (впоследствии видный учёный, ихтиолог, зоогеограф, один из крупнейших специалистов по глубоководным рыбам, член-корреспондент АН СССР, автор более 250 научных работ). Другими детьми чета Гуревичей так и не обзавелась.

Дальнейшая учёба Михаила Гуревича проходила в одном из старейших университетов Франции и Европы, основанном в 1229 году – Тулузском (ныне Высший институт аэронавтики и космоса), который он окончил в 1913 году. Сокурсником его был Марсель Дассо, будущий основатель компании Dassault airplanes, продукции которого – истребителям «Мираж» и «Рафаль» предстояло в конце ХХ-го – начале ХХI века конкурировать с МиГами.

Случилось это тогда, когда бывшие друзья, основатели один - советской, другой – французской знаменитых авиафирм уже отошли от дел, а вскоре и вовсе ушли из жизни: Гуревич в 1976-м, Дассо в 1986 году. Но дело и одного, и другого живёт и, судя по всему, будет жить ещё очень долго.

М.И. Гуревич в студенческие годы (стоит, крайний слева).

М.И. Гуревич в студенческие годы (стоит, крайний слева).

Учителем Гуревича Марселя Дассо нельзя назвать при всём желании, но кое-что Михаил Иосифович у талантливого француза, несомненно, почерпнул. За годы учёбы во Франции Михаил также в совершенстве изучил язык страны пребывания, а также немецкий, английский, итальянский. Благодаря этому читал в оригинале и технические тексты, и художественную литературу.

Друзья и коллеги отмечали широту и многообразие круга интересов Гуревича. По их словам, он «внимательно следил за новинками не только в науке и технике, но и в искусстве», «был тонким ценителем поэзии», «отличался доброжелательностью, высокой культурой в общении с людьми».

Многое дала Гуревичу учёба во Франции, однако жажду знаний не утолила. По возвращению в Харьков в 1917 году он поступил на отделение механики в технологический институт, где с перерывами, вызванными гражданской войной и её последствиями, проучился до 1925 года, получив диплом инженера-механика по самолётостроению.

Несомненное влияние на него оказал в это время преподаватель, ученик «отца русской авиации» Н.Е. Жуковского, впоследствии академик АН УССР Г.Ф. Проскура, добившийся открытия в ХТИ авиационной специальности, организовавший аэрогидродинамическую лабораторию, которая в 1930 году была преобразована в Харьковский авиационный институт (ныне - Харьковский аэрокосмический университет), один из организаторов общества авиации и воздухоплавания Украины и Крыма.

Преподаватель ХТИ Г.Ф. Проскура (слева) и будущий французский авиаконструктор Марсель Дассо, оказавшие влияние на становление М.И. Гуревича

Преподаватель ХТИ Г.Ф. Проскура (слева) и будущий французский авиаконструктор Марсель Дассо, оказавшие влияние на становление М.И. Гуревича

Под эгидой ОАВУК Гуревич спроектировал и построил свои первые летательные аппараты – планеры «Бумеранг» и «Аист», не очень удачные. Но опыт их создания, и анализ допущенных ошибок честно описал в брошюре, изданной обществом. Темой его дипломной работы стал пассажирский самолёт.

Своеобразный «блин комом» вышел и с первым проектом самолёта Гуревича – штурмовиком ТШ-3, построенным им в 1932 году в соавторстве с авиаконструктором А.С. Кочеригиным. Машина имела оригинальную конструкцию низкоплана с характерными обтекателями на шасси, мощное вооружение, хорошее бронирование, но – плохой обзор для пилота, длинный разбег, а главное – низкую скорость: всего 200 с небольшим километров в час, что к моменту завершения испытаний, два года спустя, военных уже не устраивало. Самолёт летал, но устарел, не успев встать в строй.

Это был хороший урок, усвоение которого привело к тому, что машины МиГ не старились и за десятилетия эксплуатации. Сама же по себе неудача последствий не имела, более того: Гуревич снискал к тому времени славу вдумчивого, компетентного специалиста, почему и был включён в состав советский делегации в США на авиазаводы фирмы Douglas, которая закупила, в частности, самолёт DС-3, долгие годы выпускавшийся в СССР под маркой Ли-2. Участвовал в разработке конструкторской документации и налаживании массового производства этого самолёта, занимал ответственные должности, вплоть до главного конструктора, в «фирме» «короля истребителей» Н.Н. Поликарпова.

Судьбоносным и для него, и для всей советской авиации, стала встреча Гуревича в 1939 году с авиаконструктором А.И. Микояном. Творческий союз был оформлен в декабре того же года созданием Особого конструкторского отдела. Гуревич отверг предложение возглавить ОКО, но согласился стать заместителем Артёма Ивановича. Микоян, в свою очередь, отказался от единоличного руководства, признав зама равным ему по значимости. Отсюда и произошла крылатая аббревиатура МиГ («Микоян и Гуревич»), впервые украсившая в 1940 году борт их первенца – высотного скоростного истребителя МиГ-1.

Скоростные высотные истребители МиГ-3 в небе над Москвой

Скоростные высотные истребители МиГ-3 в небе над Москвой

Данный проект, изначально – И-200, «проект X», «изделие 61», был частью наследия ОКБ Поликарпова, но оставался «сырым», незавершённым. Микояном и Гуревичем в боевой машине МиГ-3, в том же году поступившей на вооружение ВВС страны, он был доведён до совершенства.

Очень много этих великолепных машин погибло в первые дни Великой Отечественной войны, даже не вступив в бой, из-за ошибок военного руководства. Однако в ходе Битвы за Москву именно они, в основном, защитили небо столицы: из примерно 900 сбитых немецких стервятников порядка 700 записали на свой счёт лётчики, сражавшиеся на МиГ-3.

Вторым звёздным часом Микояна и Гуревича стала Корейская война 1950-1953 годов, когда их МиГи-15, принятые на вооружение в 1949 году, вступили в противоборство с новейшими американскими истребителями «Сейбр», «Шутинг Стар», «Тандерджет», «Глостер-Метеор» и «суперкрепостями», то есть «несбиваемыми» бомбардировщиками B-29.

МиГ-15 ведут бой в небе Кореи

МиГ-15 ведут бой в небе Кореи

Последних ими было уничтожено 90, счёт сбитым остальным шёл на сотни, а день 12 апреля 1951 года вообще стал «Чёрным четвергом» в истории США: группа МиГ-15 тогда меньше чем за 10 минут воткнула в землю три B-29, два истребителя, ещё семь тяжелых бомбардировщиков было списано после возвращения на базу. Атаковавшие их советские истребители вернулись на базу без потерь. Победитель, МиГ-15, стал самым массовым реактивным боевым самолётом в истории мировой авиации, раскуплен для своих ВВС многими стран мира, и памятников ему установлено поболее, чем МиГ-21.

Вьетнамская война стала временем нового триумфа прославленного КБ. Его дозвуковые МиГ-17 и сверхзвуковые МиГ-21 успешно поражали истребители США «Фантом», штурмовики «Бронко» и бомбардировщики «Супер Сейбр». В джунглях Юго-Восточной Азии остались догнивать останки тысяч боевых летательных аппаратов США. Не все они были сбиты именно МиГами: часть уничтожило ПВО, часть – ПЗРК, часть – при атаках партизан на аэродромы. Однако вклад в победу Вьетнама над супостатом именно самолётов МиГ велик и неоспорим.

Поэтому на МиГи, в первую очередь, американцами и их партнёрами была развернута настоящая охота. Такие боевые машины им удалось заполучить благодаря предательству северокорейского лётчика Кум Сока, польстившегося на солидное денежное вознаграждение (пять его сослуживцев впоследствии были расстреляны, но изменника это не волновало), поляков (среди них было особенно много предателей): Яреского, Язвинского, Кожуховского и Госняка, угнавших доверенные им самолёты в ФРГ и Швецию, иракского лётчика Мунира Редфа и других.

Захваченный «Моссадом» благодаря предательству Мунира Редфа сверхсекретный тогда МиГ-21 на авиабазе Хацерим, Израиль (Операция «Пенициллин», самый крупный успех израильской разведки)

Захваченный «Моссадом» благодаря предательству Мунира Редфа сверхсекретный тогда МиГ-21 на авиабазе Хацерим, Израиль (Операция «Пенициллин», самый крупный успех израильской разведки)

Американцы переправляли эти небоевые трофеи на свои секретные аэродромы, разбирали до винтика, отмечали недостатки: слишком жёсткое управление, меньшая приёмистость двигателя. Но когда доходило до устройства боёв МиГов с их собственными истребителями, дело было швах: одержать победу над такой машиной, пилотируемой асом, не получалось.

В короткой статье невозможно рассказать обо всех достоинствах МиГов, ведь за время существования ОКБ Микояна и Гуревича разработано свыше 450 проектов летательных аппаратов, многие из которых были воплощены в металле. Серийный выпуск самолетов марки «МиГ» по всему миру превысил отметку 60 тысяч единиц. Они, повторимся, стоят на вооружении многих стран мира, и даже «устаревшие» их модели не скоро будут списаны.

На «МиГах» было установлено 110 мировых рекордов (скорости, достигнувшей нескольких звуковых, высоты - 37 650 метров, а это уже «ближний космос», скороподъёмности), 49 из которых не смог превзойти ни один самолет российского или зарубежного производства.

Предполагаемый облик будущего самолёта «МиГ-41».

Предполагаемый облик будущего самолёта «МиГ-41».

И это то, что уже есть. А в разработке – новый авиакомплекс дальнего перехвата под условным обозначением «МиГ-41». Сведения о нём в силу понятных причин минимальны, но известно, что если его предшественник МиГ-31 может разгоняться до скорости 2,8 Маха, то максимальная скорость перспективного перехватчика составит 4-4,3 Маха. При этом истребитель получит ракеты с дальним радиусом действия, и сможет сбивать не только самолеты и крылатые ракеты, но и летать в ближнем космосе, составляя реальную угрозу вражеским спутникам, – сообщает сайт «Русское оружие».

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/kopiya-reestr-inostrannyih-agentov-20-01-2023.pdf
https://ria.ru/20230120/inoagenty-1846393284.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Тихомир Павлов
Все статьи Тихомир Павлов
Последние комментарии
Почти что исповедь с проповедью
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.01.2023 23:26
Может им не нравится моё православие?
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.01.2023 23:23
Перспективы «белого» патриотизма
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.01.2023 22:55
Философам нравится поархаичнее
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
28.01.2023 22:44
Когда мы победим?
Новый комментарий от Кожухевич
28.01.2023 19:20
Эх, тельняшка!
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
28.01.2023 19:14
Экономика войны должна быть экономной
Новый комментарий от Тюменец
28.01.2023 19:02