2022 год – особый для системы образования, теперь пристальное внимание должно уделяться патриотическому воспитанию учащихся. В российских школах с 1 сентября появилось сразу несколько патриотических нововведений. В частности, церемония поднятия флага и исполнениe государственного гимна, а также проведение уроков «Разговоры о важном». Тема патриотизма звучит также в рамках лекционно-просветительского проекта «Семья и семейные ценности», который реализует центр «Покров» уже на протяжении 10 лет. Но в связи с введением воспитательного компонента в образовательные учреждения лекторы «Покрова» разработали еще один отдельный проект патриотического содержания – «Россия – священная наша держава».
Марина Владимировна, по роду своей работы вы находитесь постоянно на связи с образовательными учреждениями Тюмени и Тюменской области. Что изменилось в этом году по сравнению с прошлым годом в тюменских школах, колледжах, техникумах в плане воспитательной работы? Какая атмосфера сейчас в учебных заведениях в этом направлении?
– Я бы сказала, отношение к дополнительным занятиям, таким как наши лекции, стало спокойнее. Спало напряжение, связанное с прошлогодними страхами и ожиданиями карантинов, дистантов и прочих ограничений. Педагоги включают наши лекции в свой график учебного процесса, и работа в этом направлении идёт достаточно спокойно. В первом полугодии мы очень хорошо поработали в колледжах и техникумах, лекциями были охвачены практически все первые курсы. Второе, что стоит отметить – осознанная потребность в обсуждении темы патриотизма. Политическая ситуация, что называется, требует и не позволяет больше считать этот вопрос второстепенным. С Нового года предстоит активное сотрудничество со школами. Здесь особый фронт: педагоги снова говорят об ухудшении обстановки в классных коллективах. И дело здесь в том, что сегодняшние родители росли и учились в условиях господства либеральной системы ценностей. А это тот период, когда тема патриотизма, по сути, не обсуждалась ни в школах, ни в других учебных заведениях, а в выступлениях некоторых политических деятелей подвергалась критике. Это можно отнести и к большинству СМИ, которые были проводниками идеологии либерализма. Сложился своего рода мировоззренческий диссонанс между родителями и их детьми, которых необходимо воспитывать исходя из других приоритетов. Это серьёзная проблема, приходится работать и с родителями.
Готовы ли сегодня педагоги сами включаться в воспитательный процесс? Всем ли им под силу «Разговоры о важном»?
– Это не простой вопрос! На него нельзя ответить однозначно да или нет. Много объективных и субъективных препятствий для успешного осуществления воспитательного процесса. С одной стороны, везде, на всех уровнях – и среди учителей-предметников, и классных руководителей, кураторов, и заместителей директоров по воспитательной работе, чиновников образования разных уровней – везде встречаю глубокую тревогу о будущем наших детей. Много запущено в обществе негативных тенденций, оказывающих прямое влияние на чувственно-эмоциональное и умственное развитие детей. Вкупе с обратной стороной технического прогресса это влияние усиливается многократно. Например, доступ к огромному объёму информации не обеспечивает возможности её осмысленно переработать. Отсюда большая нагрузка на психику детей. Ни в школах, ни в вузах не учат работать с информацией, молодёжь не владеет методикой различения истинного и ложного. Для многих детей интернет более авторитетен, чем живые люди, а замена чтения серьёзных книг на эрзацы из интернета блокирует процесс развития мышления и так далее. Педагоги сегодня также загружены формальной работой, как и до этого. Творческий педагог-воспитатель – почти недостижимая мечта. Кроме того, происходит неизбежная смена опытных возрастных учителей на молодых специалистов. А они уже являются носителями другого менталитета, иных ценностей. Далеко не все готовы трудиться много, до нужного результата, выкладываясь максимально. К огромному сожалению, их подводит ещё и само полученное образование: наш Тюменский госуниверситет не даёт достаточной методической подготовки будущим учителям, нацеливает только на науку...
Педагоги понимают, что «Разговоры о важном» нужно серьёзно готовить – а это опять требует ресурсов сил и времени, которых и так мало. Пока у меня создалось впечатление, что они берут готовые материалы и делают то, что могут. Цели хорошие, но на местах получается суета без существенных результатов.
Что говорят на этот счет учителя, руководители учебных заведений? Готовы ли школьники, прежде всего старшеклассники, к восприятию темы патриотизма?
– О, педагоги прекрасно понимают, насколько актуальна сегодня эта темы! Я наблюдаю активный запрос на чтение лекций по теме патриотизма. Наш новый лекционный проект называется «Россия — священная наша держава». На него сразу обращают внимание. Такое направление лекционной деятельности востребовано сегодня как никогда. Конечно, говорить на эту тему – большая ответственность для лектора. После общения с нашим лектором Андреем Алексеевичем Генерозовым могу сделать вывод, что старшеклассники и студенты испытывают определённый интерес к теме патриотизма. Если по другим нравственным проблемам молодые люди могут и подискутировать или выразить несогласие – как вслух, так и своим поведением, то здесь они готовы слушать, осмысливать точку зрения лектора. Даже в большой аудитории, когда сидят не двадцать, а сто человек, слушатели потом подходят к лектору и благодарят, отмечая, что было интересно.
Какие нужны специалисты, на ваш взгляд, чтобы были реальные результаты в этом направлении?
– Если бы сами педагоги были более свободны! Многие работают на полторы-две ставки. А уж когда один педагог вынужден брать два классных руководства… Возможно, помощниками могли бы стать родители, но чтобы их самих организовать, нужно много сил и не всегда это вообще возможно. Не уверена, что полноценную помощь может оказать педагогам психолог и советник по воспитанию – так сейчас называется новая должность в школе. Я согласна также с мнением начальника отдела Информационно-методического центра Тюмени Натальей Евгеньевной Кузнецовой, которая говорит о том, что молодые педагоги, становясь классными руководителями, не готовы нести такую нагрузку – они сами вчерашние дети, не всегда чётко представляют свою роль в воспитании и формировании коллектива, в установлении рабочей дисциплины. Многие их ценностные ориентиры настолько размыты, что непонятно, как они будут становиться примером, авторитетом для детей, куда они поведут их. Кстати говоря, мы как раз сейчас формируем общую программу, чтобы на базе ИМЦ проводить регулярные встречи с сообществом классных руководителей города и обсуждать мировоззренческие проблемы с выходом на практические рекомендации в деле проведения воспитательной работы.
Центр «Покров» разработал новый проект по патриотическому воспитанию – «Россия – священная наша держава». Вы уже вели переговоры с представителями школ, колледжей, департамента образования по включению этих разработок в учебный процесс. Как воспринимают они ваши предложения?
– Повторюсь, этот проект сразу привлекает внимание. Очень яркой была реакция заместителя директора Департмента образования и науки Тюменской области Ирины Петровны. Конончук. На встрече с нашим председателем Надеждой Сергеевной Висловой, которая рассказала о проекте, она воскликнула: «Вы много лет настойчиво трудитесь на этом поприще, и – наконец-то! – вся наша система образования начала разворачиваться в сторону провозглашаемых вами ценностей!». Имелось в виду и усиление воспитательной функции школ, и появление новых специалистов в штате школ, и поднятие Флага, исполнение государственного гимна, и «Разговоры о важном»...
Со школами в этом учебном году мы плотно еще не работали, а вот в колледжах эта тема очень востребована. В школах, скорее всего, трудно будет выделить дополнительное время для отдельной лекции, будем просто увеличивать этот блок в основной нашей теме «Семейные ценности». Конечно, есть еще вариант приходить на классные часы. Посмотрим. Школы очень чётко увидели снижение качества образования из-за периодов дистанционного обучения, поэтому ещё более ревностно стали относиться к вероятной замене уроков лекциями или увеличению внеурочной нагрузки.
Могли бы вы отметить наиболее значимые положения проекта «Покрова» по эффективному воспитанию патриотизма у нашей молодежи?
– Не возьмусь отвечать на этот вопрос. Его лучше задать нашим профессионалам – Константину Александровичу Шестакову и Андрею Андреевичу Генерозову. Я могла бы порассуждать о разнице восприятия понятий «Родина», «страна», «история», «наследие», «государство» и о позиции некоторых молодых людей: «С чего это я вдруг что-то задолжал этому государству?», но, боюсь, это будет все равно не достаточно профессионально.
Сегодня от одной родительницы услышала по поводу «Разговоров о важном»: «учительница замучила детей противостоянием Западу, хочу жаловаться в департамент. У нее все на Западе плохо, а у нас все хорошо, наших детей лишают современных трендов. И это 5 класс!».
– Крайности и категоричность суждений – известные приёмы пропаганды, и нельзя ими пользоваться в педагогическом процессе. Необходимо по возможности стремиться к объективности высказываний и их обоснованности в зависимости от возраста слушателей. Чем мы лучше? Моему племяннику в младшей школе Англии (это наш садик по возрасту!) демонстрировали речь Зеленского и внушали, что русские – враги. А родственник в Америке перестал звонить матери, живущей в Севастополе, после упоминания СВО. Профессионально натравливают народ на народ, как и говорится в Писании. Лекарство здесь только одно — избавляться от невежества и учиться рассуждать, мыслить, анализировать, сравнивать. А ещё любить людей, детей, уметь видеть хорошее и полезное везде, различать добро и зло, вредное, деструктивное и конструктивное, благое и дурное.
Вопросы задавала Татьяна Николаева