Источник: Русский Вестник
4 декабря в Петровском зале гостиницы «Националь» в Москве состоялась историческая конференция «Москва – Третий Рим, а четвертому не бывать», приуроченная к 550-летию бракосочетания Государя Иоанна Васильевича Великого и царевны Софьи Палеолог, а также к 450-летию победы в битве при Молодях. После завоевания турками-османами Православной Ромейской Империи в 1452 году и падения Второго Рима ее историческая миссия переходит к Москве. После Константинополя именно Московское государство становится Удерживающим мир от пришествия в него антихриста. Знаковым событием в этом процессе стало бракосочетание Великого князя Иоанна III и Константинопольской царевны Софьи Палеолог в ноябре 1472 года. Концепция «Москва – Третий Рим, а четвертому не бывать» была утверждена в 1589 году, на Освященном Соборе «Великого Росийского и Греческого царствия», посвященном учреждению на Москве Патриаршества. Соборную грамоту подписали великие святые земли Русской: Святой Благоверный Царь Федор Иоаннович, Святитель Иов – первый Московский Патриарх, Святой Патриарх Гермоген, в ту пору архимандрит, святитель Арсений Элассонский, а также Патриарх Константинопольский Иеремия, представлявший также и патриархов Александрийского, Иерусалимского и Антиохийского. Эта соборная формула предопределила развитие России и всего мира на будущие века.
Русский народ побеждал, уповая на христианскую веру и память о доблестных предках. На чей пример может положиться Россия сегодня, чтобы выстоять, и как народу прийти к всеобщему покаянию, обсуждали историки и публицисты. Организаторами конференции стали Русский Просветительный Фонд имени Святителя Василия Великого, Международный фонд славянской письменности и культуры, Женское патриотическое общество.
Во вступительном слове президент Русского просветительного фонда имени святителя Василия Великого Василий Бойко-Великий подчеркнул, что «Москва – Третий Рим…» и – не просто политическая идея. Будучи донесенной иноком Филофеем до Государя и озвученной на Освященном Соборе 1589 года, эта формула стала частью Священного предания нашей Церкви. Личное или заочное присутствие других патриархов, представлявших Всемирную Православную Церковь, особенно важно, ведь при их участии также утверждался не только новый патриарший престол, но и преемство Москвы от Константинополя. Василий Вадимович напомнил, что Царь Иван Грозный выплатил разорительные долги, возложенные османами на монастыри Афона, а когда отправил щедрые дары на восстановление монастыря Святой Екатерины на горе Синай, потрясенный настоятель вознес хвалу Господу за то, что есть еще на земле Помазанник Божий, способный защитить Православие. Иван Грозный, действительно, взял на себя эту миссию, призывая султана не притеснять христиан и обещая взамен у себя сохранять право магометан на их веру.
Доктор исторических наук, профессор Николо-Угрешской духовной семинарии Владимир Лавров выступил с докладом о зловещей роли В.И. Ленина в борьбе с Третьим Римом. Для Владимира Ульянова, принявшего марксистское учение, Россия не являлась Отечеством, как и для Маркса и Энгельса. Проводя аналогии с выступлением большевиков против ассигнований на оборону в 1914 году, историк приходит к убеждению, что сегодня Ленин также рьяно поддерживал бы противников России. Поэтому В.М. Лавров с недоумением говорит о восстановлении памятников Ленину на подконтрольных РФ территориях. Не Ленина, желавшего России поражения в войне, нужно нести с собой, как символ, а Третий Рим и тысячелетнюю Россию, и вот тогда придет победа, уверен историк. Говоря о настоящем и будущем, Владимир Михайлович обратился к словам Патриарха Тихона от 8 октября 1919 года: никто и ничто не спасет Россию от нестроения и разрухи, «пока сам народ не очистится в купели покаяния от многолетних язв своих». Покаяния нет, самому главному богоборцу в нашей истории поклоняются в самом сердце Москвы. Пока это почитание антихриста и поддержание его культа не прекратятся, подлинного торжества Третьего Рима не будет.
Историк Павел Петин буквально реконструировал битву при Молодях, 450-летие которой незаметно прошло в этом году, хотя значение ее для продолжения существования России после XVI века колоссально. По его мнению, это сражение стоит в ряду величайших битв в отечественной истории, а вклад Царя Ивана Грозного в эту победу требует дополнительного исследования так же, как и безусловный полководческий талант воевод М.И. Воротынского и Д.И. Хворостинина.
Председатель харьковской общественной организации «Русь Триединая» Сергей Моисеев посвятил доклад освоению Слобожанщины (территории Северо-Западной Украины и Юго-Западной России) при Иване Грозном. Он заметил, что советская историография намеренно подогнала дату основания Харькова под Переяславскую раду 1654 года, однако Харьковщина вошла в состав России даже раньше, чем многие, казалось бы, исконно русские земли. В ходе русско-литовских войск Иван III присоединяет обширные территории от Чернигова до Калуги, постепенно превращая Московское княжество в централизованное Российское государство, что Сергей Моисеев считает высшим достижением, подтверждающим заслуженное прозвание государя Великий. Его дело продолжил Иван Грозный, создававший засечную черту, к которой относятся Балаклея и не сходящий с новостных каналов город Бахмут (советское название Артемовск). По мнению С. Моисеева, миссия Москвы – быть Третьим Римом, но это зависит от того, кто именно принимает решения в Кремле, в приоритете возвращение своих земель или некие соглашения с противником, потому что при Иване Грозном таких обсуждений с боярами не было бы.
Православный журналист и историк Леонид Болотин в докладе «Мнимый конец опричнины в сентябре 1572 года – прижившаяся фальсификация» доказывал, что с роспуском опричного войска сама опричнина, как эффективная форма государственного устройства, не перестала сосуществовать. Леонид Евгеньевич уточнил, что по сию пору сохранились документы эпохи Царя Ивана Грозного, позволяющие прояснить все детали.
Военный историк Борис Галенин в докладе о проблеме власти рассматривал методологические аспекты гибридной войны – войны смыслов, разделяя власть на дарованную Богом власть императоров и «антивласть», попущенную Богом за грехи для вразумления народа.
Политолог Игорь Друзь в докладе «Враги Третьего Рима» рассматривал аспекты мессианской идеи Америки, берущей начало из трактата пуританина Джона Уинтропа «Образец христианского милосердия», но из «Града на Холме» (США) превратились в мирового экспортера антихристианских революций. Против по-настоящему богословской концепции «Москва – Третий Рим», по убеждению И.М. Друзя, на территории Украины выстраивается Скрытая Хазария, или Небесный Израиль, что связано не только с границами реального Хазарского каганата, но и местом упокоения цадика Нахмана – особо почитаемого хасидами основателя движения «Хабад».
Юрист и историк Георгий Шайрян рассматривал теорию Третьего Рима с цивилизационной и культурно-правовой точки зрения, как и В.В. Семенко, К.А. Фролов и В.В. Бойко-Великий.
В конце каждого выступления В.В. Бойко-Великий уточнял у докладчика, является ли в настоящий момент Москва Третьим Римом. Несмотря на различие тональности сообщений и отдельных критических оценок текущего положения, все сходились во мнении, что до сих пор Москва остается Третьим Римом. При этом Владимир Семенко отмечал, что без этой идеи у России будущего нет, но в настоящий момент это мало связано с объективной реальностью.
Филипп ЛЕБЕДЬ