16 декабря – полгода со дня кончины митрополита Илариона (Капрала)

«Владыку Илариона все хотели видеть Крестным»

0
401
Время на чтение 7 минут

Архиепископ Лавр, Мстислав Ростропович, Галина Вишневская и их внукИсточник: Православие.ру

Вместо предисловия

Архиепископ Лавр, Мстислав Ростропович, Галина Вишневская и их внукЭта история началась с фотографии, которую несколько лет назад мне показал протодиакон Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле отец Виктор Лохматов – многолетний келейник митрополита Лавра. На ней были запечатлены крестины внука Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской Сергея – второго сына их дочери Елены.

«Узнаете?» – спросил меня отец Виктор. Ну конечно, я узнал. Вот владыка Лавр, на коленях которого «виновник торжества», вот тогда еще просто иеромонах Иларион (Капрал), который в будущем сменит митрополита Лавра в качестве первоиерарха РПЦЗ. А вот Мстислав Леопольдович и Галина Павловна.

Признаться, я в то время сфокусировался на митрополите Лавре и на Ростроповиче с Вишневской: ну как же, они ведь уже ушли в мир иной. А владыка Иларион – ну что, он же тут, рядом, завтра вот литургию служить будет. Как говорится, что имеем – не храним.

Теперь и он перешел в наше общее Небесное Отечество, и остается только вспоминать его – и помнить. Поэтому я и попросил отца Виктора поделиться личными рассказами о нем.

«С владыкой Иларионом мы общались сравнительно мало. Дело в том, что я окончил семинарию в 1967 году, а он тогда же туда только поступил», – сказал тот поначалу.

Но я-то знал, что «сравнительно мало» в устах отца Виктора может быть очень интересно. И не ошибся. Вот его рассказ, который он начал с тех самых крестин внука Ростроповича и Вишневской.

Дмитрий Злодорев

***

Архиепископ Лавр, епископ Иларион, Мстислав Ростропович и Галина ВишневскаяАрхиепископ Лавр, епископ Иларион, Мстислав Ростропович и Галина Вишневская– Владыка Иларион был крестным отцом Сергея, а владыка Лавр его крестил. А крестной матерью была Ольга, вторая дочь Мстислава Леопольдовича и Галины Павловны.

Это были очень торжественные крестины. Есть фотографии, на которых мои родители, работавшие при монастыре, очень простые люди, сидят за столом с крупными адвокатами и бизнесменами. Там же был и хранитель мироточивой Монреальской Иверской иконы раб Божий Иосиф Муньос-Кортес с иконой. А еще – будущий владыка Гавриил, тогда еще семинарист, отец Лука (Мурьянка), который теперь епископ и настоятель монастыря, конечно, отец Иларион и владыка Лавр – все были на этом большом торжестве.

Владыка Иларион многих крестил, все хотели иметь с ним духовное родство. Все уважали и любили его, он был очень популярен. И очень скромен. И Слава его тоже очень полюбил, потому и выбрал в крестные. Он очень доверял ему. У меня есть письмо, где Ростропович дает указания. Он полюбил Свято-Троицкий монастырь, стал строить рядом с ним дом. По этому поводу он сделал целый ряд распоряжений и все отдал в руки владыки – тогда еще просто отца Илариона. В свое отсутствие Слава доверял ему абсолютно все

Владыка Иларион многих крестил, все хотели иметь с ним духовное родство. Он был очень популярен. И очень скромен

Тогда еще не было никакой перестройки в СССР, и Слава задумывался, где ему жить и что делать в старости. Я так думаю, что он собирался доживать век в Джорданвилле.

Ростропович не рассказывал Галине Павловне о том, что строит дом. Он устроил для нее сюрприз: пригласил ее посетить монастырь и уже потом отвез в свое новое имение, которое назвал «Галино». Там на воротах была вывеска, стоял новый дом с бассейном и часовней на третьем этаже. У отца Киприана (Пыжова), иконописца всея зарубежья, он заказал большую икону Покрова Пресвятой Богородицы, которую установил там.

Слава думал, что Гале в этом имении понравится, но она пожила немножко и уехала обратно в Париж – ей было скучно. А дом оставался. И за ним следил отец Иларион – пока жил в монастыре.

Когда началась перестройка, Слава вернулся на родину, в Россию, и все вещи из этого имения забрал с собой. Теперь это поместье находится в руках других людей.

Познакомились мы с нашим будущим митрополитом Иларионом в 1967 году. Я тогда окончил Свято-Троицкую семинарию, а он – тогда еще просто Игорь Капрал – только приехал туда учиться. В то же самое лето отца Лавра (Шкурлу) хиротонисали во епископа Манхэттенского. Мне в ту пору было особо нечем заняться, и я предложил ему быть у него келейником. Владыка Лавр согласился, переехал в Синод в Нью-Йорке, и я был с ним. Но при этом он продолжал преподавать в семинарии, и в течение пяти лет мы раз в неделю приезжали в Джорданвилль по вторникам после обеда. В среду утром владыка преподавал, после чего мы возвращались в Синод.

Через пять лет, окончив семинарию, Игорь Капрал остался в монастыре, стал отцом Иларионом и сделался келейником владыки Аверкия (Таушева). Вскоре после этого я повстречал свою будущую супругу Елену и вернулся в семинарию преподавать там, рассчитывая, что владыка Лавр вскоре вернется в Джорданвилль. Так оно и случилось.

Мы хорошо знали и уважали друг друга, потому что я был келейником владыки Лавра, а он – владыки Аверкия, которые очень дружили между собой

Безусловно, я не был так близок с отцом Иларионом, как, например, протоиерей Виктор Потапов – настоятель Свято-Иоанно-Предтеченского собора в Вашингтоне, учившийся с ним в одном классе. Но мы хорошо знали и уважали друг друга, потому что я был келейником владыки Лавра, а он – владыки Аверкия, которые очень дружили между собой и помогали друг другу. Благодаря этому и мы часто общались с будущим владыкой Иларионом. Мы хорошо друг друга понимали и знали, что наша деятельность взаимосвязана. У владыки Аверкия два раза был инсульт, он с большим трудом передвигался, и отец Иларион все время находился при нем и помогал.

Владыка Аверкий был замечательный проповедник – все мечтали, чтобы он приехал к ним на приход и прочитал проповедь. Он был настоятелем монастыря, хотя многое делалось через владыку Лавра, который руководил ежедневной жизнью обители. Если нужно что-то купить или уплатить какие-то расходы – все было в его руках. И даже когда он жил в Синоде, ему часто звонили и спрашивали, что делать в тех или иных вопросах. Поэтому после кончины владыки Аверкия братия единогласно проголосовала за то, чтобы ему стать настоятелем.

К тому времени отец Иларион стал уже и диаконом, и иеромонахом. Моим духовником в те годы был отец Киприан (Пыжов), который окормлял почти всю братию, включая владыку Лавра. Но однажды его по какой-то причине не было, и я пошел на исповедь к отцу Илариону. Тогда он сделал мне краткое наставление, которое мне помнится до сих пор. Я даже слышу его голос, как он говорит: «Виктор, не забывай, что все люди должны в конце концов умереть и предстать перед Богом – будь ты епископ, диакон или просто рабочий. Поэтому мы все равны перед Ним и должны стараться не возвышаться над другими, потому что будем отвечать за себя». Я это запомнил на всю жизнь.

Бывает, идешь на исповедь и потом забываешь, но это наставление почему-то осталось у меня в памяти до сего дня, хотя прошло уже почти 50 лет. На меня оно произвело очень сильное впечатление.

Фото: patriarchia.ruФото: patriarchia.ru

Одним из послушаний отца Илариона была работа в типографии. Помню, в те годы у нас издали полный комплект «Добротолюбия», и он тоже принимал в этом участие. Постоянно сидел перед линотипом в типографии и набирал тексты – журнал «Православная Русь», всевозможные книги. И, набирая их, он, конечно, читал.

Я часто вспоминаю владык Лавра и Антония (Медведева) из Сан-Франциско. Они были большими друзьями, такими архиереями, каких сейчас уже нет. У этих людей не было личных интересов - только одна забота о Церкви. Вся их жизнь была посвящена служению Богу и Церкви, для самих себя они ничего не желали. В этом и во многих других отношениях владыка Иларион очень близок таким архиереям, как владыка Лавр и владыка Антоний. Они оставались тихими и смиренными, все терпели и во всем видели Промысл Божий.

Мне было очевидно, что владыка Лавр подготавливал владыку Илариона к первоиераршему служению. В последние годы ему было очень трудно, ведь приходилось ездить в самые разные места. И он никогда никому не отказывал. Бывало, звонит какой-то батюшка: «У меня через два дня престольный праздник, приезжайте». Я в таких случаях думал: «Где ж ты, батюшка, был раньше, почему не предупредил заранее?» И переживал, что владыка Иларион, являвшийся заместителем митрополита Лавра в Синоде, находился в то время очень далеко – в Австралийской епархии, которую очень любил. Но все же, может быть, оставайся он тогда в Нью-Йорке, то мог бы помогать владыке Лавру и тому было бы полегче.

Что касается взаимоотношений с людьми, то мне вспоминается один случай, который, как мне кажется, хорошо характеризует владыку Илариона. Не буду рассказывать все детали, но одна женщина, которая жила в Америке, купила билет, чтобы вернуться домой в Россию. Однако в результате у нее билет забрали, и она не могла улететь.

Вместо советов владыка достал из кармана чековую книжку, выписал нужную сумму и передал той женщине, чтобы она смогла вернуться домой

Владыка Иларион был в это время в монастыре, и я рассказал ему эту историю, думая, что он что-нибудь посоветует. Но владыка достал из кармана чековую книжку, выписал нужную сумму и дал мне, чтобы я передал этой женщине и она могла вернуться домой.

На мой взгляд, это показывает отношения, которые сложились у владыки Илариона с прихожанами нашей обители. Они очень любили его. Люди, которые стараются поселиться вблизи монастыря, – особые. Они чтут церковный календарь, соблюдают все праздники, приходят на всенощные и литургии. Правда, бывает и шумно, потому что много детей, но это очень набожный народ. Можно только похвалить, что они беспокоятся о духовной жизни. И владыка Иларион был словно их покровитель. Они всегда знали, что к нему можно обратиться, что-то спросить, и он даст хороший ответ.

Все монахи тоже почитали владыку Илариона, считали его своим. В первую очередь это относилось к владыке Аверкию, который сразу же заметил и поддерживал Игоря Капрала, как и владыка Лавр. Они видели, что это особый человек, и очень доверяли ему.

Мои чувства были такими же. Когда в последние годы он приезжал в Джорданвилль, всегда говорил: «О, отец Виктор!» – и встречал меня как старого друга. Обнимал, благословлял, и я всегда чувствовал его теплоту.

После кончины митрополита Лавра я однажды попросил владыку Илариона включить меня в делегацию, если будет поездка в Россию с Курской Коренной иконой. Он сказал: «Хорошо, я устрою». И действительно, когда в 2009 году настал такой момент, я увидел свое имя в списке тех, кто будет сопровождать икону. Я тогда поблагодарил владыку, а он сказал: «Я тоже очень рад, что вы поедете». Мне кажется, подобные моменты очень хорошо показывают его как человека.

Я думаю, что мы с владыкой Иларионом хорошо понимали друг друга. Мы оба были келейниками у архиереев и знали, что это важно для Церкви. Мы старались поступать по совести.

Протодиакон Виктор Лохматов
Записал Дмитрий Злодорев,

Вашингтон

16 декабря 2022 г.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протодиакон Виктор Лохматов
Все статьи Протодиакон Виктор Лохматов
Дмитрий Злодорев
Русская прихожанка из США – о пении в церковном хоре на двух языках
«Во время службы ты смотришь в глаза регенту – и всё»
28.08.2023
«Мы служители Живого Бога, а не лакеи кого бы то ни было»
Памяти епископа Митрофана (Зноско-Боровского)
18.02.2023
Все статьи Дмитрий Злодорев
Последние комментарии
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
24.04.2024 13:11
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Наблюдатель
24.04.2024 13:06
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
24.04.2024 12:49