Будущий преподобный Алексий Карпаторусский, схиархимандрит, инициатор возрождения Православия на Угорской Руси (Подкарпатской Руси, в Закарпатье), в миру – Александр Иванович Кабалюк, родился 12 сентября 1877 г. в семье лесоруба в селе Ясиня (ныне – Раховский район Закарпатской области Украины). Родители мальчика – Иван Кабалюк и Анна Кульчицкая, были благочестивыми униатами-русофилами. Своего сына они назвали в честь святого князя Александра Невского. Александр окончил церковно-приходскую школу, служил в армии. После службы отправился к прозорливому старцу Бескидского монастыря, который сказал ему оставить мысли о женитьбе и посвятить себя служению Богу.
Первоначально Кабалюк стал послушником в униатском монастыре Киш-Баранья. Однако в 1905 г. он ненадолго поехал в Россию, где загорелся искренней привязанностью к Православию. Вернувшись на Угорскую Русь, он стал проповедовать Православие среди русинов. Через год Кабалюк снова побывал в Российской Империи, в Киеве, где прожил некоторое время в лавре, а затем совершил паломнические поездки в Почаев и Палестину.
В 1908 г. он побывал в монастырях Иерусалима и Афона. В Свято-Пантелеймоновом монастыре был присоединен к Православию. Исповедовавшись и причастившись, паломник получил из рук игумена Мисаила икону Божией Матери «Акафист» с напутственными словами: «Примите от меня эту икону Божией Матери и отвезите ее в свой край как благословение Святой Горы». На обратной стороне иконы было написано: «Святая Афонская Гора 1908 г. июля 8 дня. Сия Святая Икона Пресвятыя Богородицы подобие видом и мерою чудотворной Афонской Зографского монастыря писана и освящена на Афоне и даруется от игумена русского Афонского Пантелеймонова монастыря архимандрита Мисаила со всей во Христе братией новосоединившемуся со Святой Восточной кафолической Православной Церковию во святой обители нашей, отныне духовному сыну нашему, рабу Божию Александру Кабалюку, жителю и подданному Австро-Унгарии во благословение ему от святые от Горы Афонския – земного удела Царицы Небесной и нашей священной обители во имя святого и славного Великомученика и Целителя Пантелеймонова, в благодатную ему помощь от всяких бед, зол и напастей, от всяких врагов видимых и невидимых и во укрепление его в торжественно данном им обещании даже до смерти быть верным и послушным Святой Апостольской Православной Восточной Церкви, ее же Глава есть Всесвятой Господь наш Иисус Христос. Аминь. Пресвятая Богородице, спаси раба Твоего, Мати Божия, просвети всех заблудших».
В 1909 г., по благословлению греко-католического священника Стефана Бачинского (1851–1936), служившего в Ясинях, Кабалюк отправился в Россию для получения священнического сана. В Яблочинском монастыре Александр был пострижен в монашество с именем Алексий (в честь Алексия, человека Божия) и рукоположен в иереи. Слава о православном батюшке разошлась по всей Угорской Руси, чем были весьма обеспокоены власти. Слежка за отцом Алексием усилилась, и вскоре он практически не мог продолжать свою деятельность. Алексий был вынужден уехать в Северную Америку, где совместно со священником Александром Хотовицким (1872–1937), позднее – священномучеником, окормлял общину русинов.
23 июля 1913 г., узнав о новом массовом преследовании православных на Угорской Руси и о начавшемся против них судилище, отец Алексий в срочном порядке возвратился через Россию к своей пастве. Впоследствии он вспоминал: «У меня появилось сильное желание добровольно вернуться в Старый Край и разделить там горькую участь с моими братьями заключенными. Я получил благословение от владыки Платона с Афона, и вскоре сам явился в Мараморош-Сигет. Никто здесь не узнал меня. Тогда я прямо явился в Судебную палату и отдал себя в руки властей. Я вошел в первую же комнату, где сидел какой-то важный чиновник, поздоровался с ним и заявил: «Я – Алексий Кабалюк, которого, как я дознался, ищете».
Среди улик, с помощью которых прокурор доказывал антигосударственную деятельность задержанных, были виды афонских и киевских монастырей, иконы, церковные книги, изданные в Москве, Киеве и Одессе, периодические издания: «Русская Правда», «Русское Слово», «Вера и Церковь». В обвинительном акте, который имел 52 страницы, прокурор коснулся и истории православного движения в крае. Он утверждал, что первые ростки его были выявлены в селе Великие Лучки, возле Мукачева, и в селе Иза, возле Хуста, а усиление православной агитации связывал с деятельностью о. Алексия (Кабалюка).
Последнее слово на суде было дано отцу Алексию. Доктору Николаю Якубянскому удалось восстановить по памяти хронику того судебного заседания:
«Отец Алексий (Кабалюк) предстал перед судом и торжественно заявил:
– Где правду ищут, то место святое, как Церковь. Это место особенно свято, ибо в нем ищется правда, и здесь религиозный процесс. Здесь предстоят верующие, и я как священник. Я в этом храме присягаю, что невинен и ничего не сделал против отечества. Все то, что мы совершали, делали – во имя религии, а потому в этом деле последнее слово скажет Христос.
Обвиненные русины, тронутые этими словами, зарыдали. Председатель суда нетерпеливо закричал на о. Алексия (Кабалюка), чтобы он говорил коротко и скорее заканчивал...
Отец Алексий продолжал свою речь:
– Какой ни будет приговор, мы его примем. Если нам придется страдать, мы будем страдать за святое дело. Я прошел три части земного шара, был в Америке, когда узнал об обвинении, и немедленно поспешил домой, тянула меня любовь к отечеству. Если стадо страдает – место пастыря среди страдающих мирян. Там, на горе (он поднял руку к небесам), там знают, что нами руководит только религиозная правда, а не противогосударственная деятельность».
3 марта 1914 г. 93 православным русинам был объявлен приговор. Обвинение в государственной измене было заменено на «подстрекательства против мадьярской народности». О. Алексий был осужден к 4 годам и 6 месяцам лишения свободы и штрафу в 1000 крон. Два человека во время пыток на допросах стали душевнобольными.
После окончания этого судилища российский император Николай ІІ, узнав об исповедничестве о. Алексия, даровал ему золотой наперсный крест, а в православных храмах России были проведены молебны во славу его подвига.
В 1921 г., уже после создания Чехословакии, не препятствовавшей распространению православия, о. Алексий стал игуменом Свято-Николаевского монастыря в Изе, близ Хуста, а в 1923 г. возведен в сан архимандрита. Православное духовенство Подкарпатской Руси избрало его главой духовной консистории Мукачевско-Пряшевской православной епархии.
Интересную информацию того времени об о. Алексии (Кабалюке) и генерале армии Иване Ефимовиче Петрове, освобождавшем территорию Подкарпатской Руси, мы находим в книге московского публициста Григория Рачука «Преподобный Алексий Карпаторусский. Путь к святости». Освободив село Домбоки и находящихся в монастыре людей, солдаты встретили там удивительного старого монаха, очень хорошо говорящего на русском языке, и доложили об этом командующему фронтом. Генерал захотел встретиться со старцем и после продолжительного разговора с ним понял, что перед ним великий христианин, видный патриот и духовный лидер русинов. Услышав потрясающую информацию о муках русинского народа и его страданиях, переносимых за православную веру, И.Е. Петров пообещал преподобному старцу Алексию организовать встречу со Сталиным и предоставить ему для этого свой личный самолет. В конце ноября 1944 г. о. Алексий был в составе делегации православных священников на переговорах в Москве о переходе Мукачевско-Пряшевской епархии, находившейся тогда в Сербской Православной церкви, под юрисдикцию Московского Патриархата. Члены делегации обратились также к Советскому правительству с петицией о приеме автономной республики Подкарпатская Русь в состав РСФСР. О. Алексий заявил на приеме у Патриарха Московского и всея Руси Алексия Первого: «Мы решительно против присоединения нашей территории к Украинской ССР. Мы не хотим быть ни чехами, ни украинцами, мы хотим быть русскими и свою землю желаем видеть автономной, но в пределах Советской России». К сожалению, их опередили коммунисты «свежеиспеченной» Закарпатской Украины. «Не убили меня мадьяры, так убьют коммунисты!» – вот и все, что мог промолвить о. Алексий, узнав о присоединении Подкарпатской Руси к Украинской ССР.
Насильственная украинизация Подкарпатья, попадание под запрет слов «русин» и «Русь» сильно повлияли на здоровье священника – у него случился удар, после чего отнялись ноги. Благодаря сильному характеру и неустанным молитвам он сумел подняться с одра болезни и снова, хотя и с трудом, стал ходить.
О. Алексий уединился в Свято-Николаевском монастыре в Изе и дожил до 72 лет, как и Божья Матерь. Его душа отправилась к Богу 19 ноября (2 декабря) 1947 года.
Андрей ФАТУЛА