Первые упоминания о славянах и руссах находим в самых ранних сочинениях, посвященных славянской Германии. Приведем выдержки из некоторых наиболее достоверных исторических свидетельств германских летописцев.
Северогерманский хронист Адам Бременский (каноник, скончался примерно в 1081 году) в «Деяниях архиепископов Гамбургской церкви» пишет: «Итак, область славян, самая обширная провинция Германии, населена винулами, говорят, что она в 10 раз больше, чем наша Саксония. Эта страна, изобилующая оружием, воинами и плодами, со всех сторон окружена лесистыми горами и реками, которые [служат] ее надежными границами. В ширину она [простирается] от реки Эльбы до Скифского моря. В длину же она, начинаясь в Гамбургском приходе, тянется на восток, включая неисчислимые земли, вплоть до Баварии, Венгрии и Греции. Славянские племена весьма многочисленны; первые среди них – вагры, граничащие на западе с трансальбианами; город их – приморский Ольденбург. За ними следуют ободриты, которые ныне зовутся ререгами, и их город Магнополь. Далее, также по направлению к нам – полабы, и их город Ратцебург (город в Германии, земля Шлезвиг-Гольштей). За ними [живут] глиняне и варны» (Бременский А. Деяния архиепископов гамбургской церкви // Немецкие анналы и хроники X–XI столетий. М., 2012).
Далее в подробном описании славянских земель Адама читаем: «Еще дальше обитают хижане и черезпеняне, которых от доленчаней и ратарей отделяет река Пена, и их город Деммин. Здесь – граница Гамбургского прихода. Есть и другие славянские племена, которые проживают между Эльбой и Одером, как-то: гаволяне, живущие по реке Гавель, доксаны, любушане, вилины, стодоряне и многие другие. Самые сильные среди них – это живущие посредине ратари; город их знаменитая на весь мир Ретра (Ретра, Ридегост – древний славянский город-крепость, а также религиозный центр – место расположения языческого храма бога Радегаста. Располагался в землях одного из племен полабских славян, ратарей), является центром идолопоклонства. Большой храм построен там… главным из которых считается Редегост. Образ его приготовлен из золота, а ложе – из пурпура».
Проследуем далее за германским хронистом по землям расселения славянских племен в Центральной Европе: «За лютичами, которых иначе зовут вильцами, протекает Одер, самая полноводная река в земле славян. В ее устье, там, где она впадает в Скифское озеро, расположен знаменитый город Юмна» (Винета, Юмнета (нем. Jumneta), или Юмна (дат. Jumne) – славянский город, располагавшийся на острове в низовьях Одера). Об этом исчезнувшем, но вполне историческом городе, называемым по-славянски Винета, Адам Бременский считает необходимым сообщить: «Это, действительно, крупнейший из всех расположенных в пределах Европы городов, который населяют славяне вместе с другими народами, греками и варварами. Приезжие саксы также получают возможность там жить на равных с прочими правами, но при условии не исповедовать открыто христианство. Ибо все они до сих пор блуждают в потемках язычества, хотя в отношении нравов и гостеприимства не найти более честного и радушного народа, чем они. Этот город богат товарами всех северных народов, нет ни одной диковинки, которой там не было бы».
Многие нынешние немецкие города были основаны славянами. Тот же Лейпциг. Его название происходит от верхнелужицкого Lipsk (по-русски Липецк); Хемниц – от лужицкого Kamjenika, что значит «Каменистый ручей»; Росток по-лужицки также Rostok – тут и переводить не надо; Любек от Ljubice, в общем-то, тоже понятно; город Шверин у славян назывался Зверин; Ратцебург раньше был столицей полабов Ратибором, столицей славянского племени гавелян был город Бранибор (теперь – Бранденбург); Пренцлау от славянского Prenziawj, т.е. Переславль; основанный в XIII веке город Sosnj (Сосны) стал Цоссеном. На немецком сайте города Шлезвика можно прочитать, что данный город известен с V века и назывался до X века Славсвиком – «Городом славян». Более подробная информация изложена в Википедии на английском языке. Ну а то, что на берлинской земле с VIII века стояли славянские поселения, хорошо известно. Всего, по данным современной немецкой археологии, на территории Германии насчитывается 703 раскопанных славянских поселения (Славянская Германия. URL: https://matveychev-oleg.livejournal.com/5769698.html).
Неудивительно, что Адам Бременский уделил особое внимание старинным славянским городам: «…От этого города коротким путем добираются до города Деммина, который расположен в устье реки Пены, где обитают руны. А оттуда – до провинции Земландии, которой владеют пруссы. Чтобы добраться до Юмны по морю, нужно сесть на корабль в Шлезвиге или Ольденбурге. От этого города 14 дней ходу под парусами до Острогарда Руси. Столица ее – город Киев, соперник Константинопольской державы, прекраснейшее украшение Греции…» По сути, это и есть так называемый «путь из варяг в греки». Кроме него существовало еще несколько торговых путей, связывавших славян со многими странами.
А вот Янтарный путь, о котором упоминал еще Геродот, первоначально пролегал из Ютланда по рекам Рейн и Одер, а затем из Самбии – по Висле и Дунаю. Со временем балтийский Янтарь доходил до Волги и Русского Севера.
Еще один достопочтенный немецкий пресвитер из города Босау, в земле Шлезвиг-Гольштейн, в прошлом славянской Вагрии, посвятил своим землякам солидный труд, названный «Славянская хроника». Этот монах и миссионер был одним из наиболее известных хронистов XII столетия. Читаем в его хронике: «Много славянских народов живет на берегу Балтийского моря. Море это простирается от Западного океана к востоку, и… тянется длинной полосой, подобно поясу, через земли скифов до самой Греции. Это же море называется Варварским, или Скифским морем. Вокруг этого моря сидят многие народы. Ибо северное его побережье и все острова возле него держат даны и свеоны, которых мы называем нортманами, южный берег населяют племена славян, из которых первыми с востока идут русы, затем полоны, имеющие с севера прусов, с юга – богемцев, и тех, которые зовутся моравами, каринтийцами и сорбами». Все эти земли Гельмольд, как и А. Бременский, называет Славянией (Sclavinia Sclavia), а пределы, «занимаемые славянским народом, так расширятся, что почти невозможно будет ее описать».
В своем описании Гельмольд тоже «проплывает» «путем из варяг в греки». Примечательно, что Балтийское море он называет Скифским. И, что особенно важно, указывает, что Северное побережье заселяют норманны, а южное – славяне, из которых первые – русы!
По описаниям А. Бременского и Гельмольда картина получается масштабная и впечатляющая. Оба немецких священника, как хронисты, довольно подробно описывают земли славян Южной Балтики и стараются быть объективными, поскольку это часть их паствы.
Об отношении славян к христианству Гельмольд пишет: «Все эти народы, кроме прусов, украшены именем христиан. Давно уже обратилась в веру Русь. <…> Даны называют Русь также Острогардом по той причине, что, будучи расположена на востоке, она изобилует всеми благами. Ее называют также Хунигардом, потому что на этих местах сначала жили гунны. <…> Главный город у них Cheve (Киев). С помощью каких учителей пришли они [русы] к вере, об этом у меня мало сведений, кроме того, что во всех обрядах своих, они, кажется, предпочитают подражать грекам, чем латинянам. Ибо Русское море самым кратким путем приводит в Грецию». Описание Гельмольда приходится на более позднее время по отношению к А. Бременскому, когда христианизация уже произошла.
Немало сведений о славянах содержится в «Деяниях данов» Саксона Грамматика. Он использовал древний пласт свидетельств, который со временем был утрачен. По Саксону Грамматику в начале I века н.э. король данов Фротон I вел войны на море с королем русов Транноном и даже захватил его столицу Роталу. Фротон III воевал с королем русов Алимером. Его сын, Фридлав, был воспитан на Руси и взял датский престол при помощи короля русов (Грамматик С. Деяния данов: в 2 т. I–XVI книги / Пер. с лат. А.С. Досаева. М.: Русская панорама; «SPSL», 2017).
Александр Федорович Гильфердинг в книге «История балтийских славян» писал: «Соприкасаясь по всей западной границе с народами германского происхождения, датчанами и немцами, балтийские славяне с юга и юго-востока примыкали непосредственно к единокровным славянским племенам, простиравшимся сплошной массой на огромные пространства за Дунай и Днепр: на юге примыкали они к ветвям сербо-лужицким, за которыми находились чехи; на юго-востоке – к полякам». Александр Федорович отмечал, что западные и северные соседи балтийских славян, включая народы германские, обозначали их тем же именем, каким и всех вообще славян, т.е. вендами, или виндами. «Под этим именем балтийские славяне являются в первых исторических известиях, какие сохранились о них у греческих и римских писателей: сами греки и римляне, конечно, не имели с балтийскими славянами прямых сношений и получали о них сведения лишь от соседних народов, преимущественно же от германцев: понятно, что они и прилагали к ним то имя, каким их обозначали германцы. Янтарь, искони добываемый на берегах Балтийского моря и дорого ценившийся древними, направил торговлю на дальний север и обратил на него внимание греков. Уже за несколько веков до Р.X. имелось у них смутное сказание, что янтарь отыскивается в стране венетов (т.е. без сомнения, венедов или славян)».
А.Ф. Гильфердинг подметил, что Птолемей, составляя свою знаменитую географию, помещал венедов на Балтийском побережье, и, «по крайней мере, южная часть его называется Венедским заливом; венеды являются у него в числе великих народов Сарматии и живут по всему Венедскому заливу. Наконец, у него являются на Балтийском поморье уже и племена с чисто славянскими названиями: поляне, пеняне, вельты. Наиболее определенно говорит он о вельтах. Таким образом, уже во II в. славянское племя велетов (которые иначе прозывались лютичами) обитало на Балтийском поморье, там же почти, где оно потом славно подвизалось и храбро погибло 1000 лет спустя».
Если обратиться к археологии, то она подскажет, что на этих землях люди жили с так называемого бронзового века, или «культуры боевых топоров». А весь ареал западных славян покрывает «культура шаровидных амфор» (3200–2800 годов до н.э.). Считается, что племена шаровых амфоp были предками не только славян, но и германцев без внутренних границ между ними. Кстати, шаровые амфоры очень похожи на русские горшки.
Известный филолог академик Олег Николаевич Трубачев, проанализировав ремесленную лексику тех мест, пришел к выводу, что носители раннеславянских диалектов находились в тесных контактах с будущими италиками и германцами и составляли с ними вместе центральноевропейский культурный регион (Трубачев О.Н. Ремесленная терминология в славянских языках. М., 1966).
Лужицкая культура (XII–IV века до н.э.) была распространена на территории Восточной Германии, Польши, Чехии, Белоруссии (Полесье) и Волыни. Свое название она получила от исторических областей Верхняя Лужица и Нижняя Лужица.
Академик Борис Александрович Рыбаков считал, что лужицкая культура была «разноэтническим комплексом, охватившим половину праславян, часть прагерманцев и какую-то часть итало-иллирийских племен на юге, где бронзолитейное дело стояло высоко» (Рыбаков. Б.А. Язычество древних // Славянская наука, 1981. Ч. II. Древнейшие славяне). Он же отмечал: «…лужицкое единство ученые нередко называют венетским (венедским) по имени древней группы племен, некогда широко расселявшихся по Центральной Европе. Вхождение западной части праславян в это временное единство и их значение внутри лужицкого единства явствуют из того, что в раннем Средневековье венетов считали предками славян и отождествляли их с теми славянами, которые остались на своем месте, не принимая участия в миграционных потоках на юг».
Историк Юлия Константиновна Колосовская считает, что научная версия о древнем происхождении праславян в Центральной Европе получила археологическое, лингвистическое и геноэтническое подтверждение (Рим и мир племен на Дунае I–IV веков н.э. М.: Наука, 2000).
Для того чтобы описать процесс расселения славян, воспользуемся исследованием самого современного (если так можно сказать) историка, проживающего ныне в городе Ростоке, Андрея Пауля «История Балтийских славян» (Пауль А. Балтийские славяне. От Рерика до Старигарда. М., 2017). «В многочисленных латиноязычных письменных источниках начиная с VIII и по XII вв. население южной Балтики описывается как однородное славянское, и ни один из источников не упоминает наличия здесь какого-либо неславянского населения».
В описании образа жизни тех славян мы узнаем самих себя. «Для всех балтийских славян были характерны округлые крепости, расположенные в основном на берегах водоемов, речных и озерных островах или полуостровах». Такое впечатление, что А. Пауль описывает русские поселения Центральной Руси, хотя они составлены на основе археологических данных. «По большей части крепости эти были небольшими и использовались либо как княжеская резиденция, либо для защиты местного населения в военное время».
Подробное описание археологических данных, а также свидетельства современных и древних историков России и Германии наглядно доказывают, что наша история гораздо длиннее, чем нам пытаются навязать. А также то, что мы в Европе не чужие. Почти половину тысячелетия славяне жили на территории нынешней Восточной Германии. Поток славянского переселения постепенно продвигался от берегов Лабы (Эльбы) в сторону Новгорода, а затем и Киева. Двигался этот поток под давлением германцев, которые называли его по-своему – «Дранг нах остен» («Натиск на восток»). Ушедшие на восток славяне влились в огромный океан Руси, а оставшиеся были «онемечены». Немцы Восточной Германии отличаются по ментальности от западногерманских. И это понятно. Хоть язык забыт, но кровь предков дает о себе знать. Кровопролитные столкновения России и Германии были искусственно спровоцированы нашими геополитическими врагами для ослабления конкурентов. Это понимают мыслящие люди наших стран.
Владимир АНИЩЕНКОВ