Источник: Русский Вестник
Столетие назад, с 10 (23) июля по 28 июля (10 августа) 1922 года, во Владивостоке проходил беспрецедентный Приамурский Земский собор, на котором часть русского народа выбрала путь покаяния за отступничество и возвращения к монархии под короной Дома Романовых. Это историческое событие, духовное значение которого для будущего страны не осмыслено в полной мере, состоялось в условиях заката Белого движения. Под нажимом американцев Японская империя приняла решение о выводе войск с территории Приморья. Собор созывался на фоне тревожных известей о том, что осенью японцы покинут Владивосток, а малочисленные войска белогвардейцев останутся один на один с большевиками, подчинившими себе практически всю страну. Горстка людей подняла на знамена идеалы православного самодержавия и Святой Руси, поклявшись продолжать неравную и полную самопожертвования борьбу, победить в которой уже невозможно. Так открывалась последняя глава летописи Белого дела, где подвиг и жертва были важнее победы, ведь они оставались как пример в назидание остальному народу – современникам и еще не родившимся будущим поколениям.
Первое время вооруженные силы Приамурского правительства братьев Меркуловых занимались преимущественно подавлением партизанской активности в тылу и были готовы оборонять край в случае нападения красных. Осенью 1921 года Северный экспедиционный отряд есаула В.И. Бочкарева на пароходе прибыл к Охотску и, заняв город без боя, начал освобождать северные территории. Одновременно разгорелся Якутский мятеж, и появление отряда белых на побережье Охотского моря способствовало тому, чтобы огромные пространства Якутии уже были охвачены пламенем восстания. Местное население формировало антибольшевистские дружины под командованием русских офицеров, в основном колчаковцев. Жители сел и городов, не принимавшие непосредственного участия в вооруженной борьбе, тем не менее оказывали поддержку белогвардейцам ввиду полного неприятия действий советской власти. Уничтожив красных в восточной части Якутии, казаки Бочкарева продвинулись дальше – вдоль северного побережья Охотского моря. В декабре 1921 года Белоповстанческая армия под командованием генерала В.М. Молчанова раз за разом разбивала превосходящие численностью войска противника, освободила Хабаровск и имела блестящие перспективы по расширению приамурских границ, однако недостаток резервов, отказ от реквизиций у гражданского населения, не позволил развить успех. Поражение в сражении под Волочаевкой в феврале 1922 года привело к утрате Хабаровска и всех достижений этого похода. Тогда же потеряли инициативу и белые в Якутии, которые разгромили основные силы красных, в том числе Нестора Каландаришвили, но не сумели взять Якутск. Руководство антибольшевистских сил признало правительство Меркуловых и запросило помощи, однако красный Иркутск опередил, направив в регион крупные свежие силы. В самом Владивостоке разразился кризис, между военным руководством края и правительством обострились противоречия. К весне 1922 года им удалось установить контроль от Индигирки до Чукотки и Камчатки.
Прибытие генерала М.К. Дитерихса из Китая в июне 1922 года и его назначение главнокомандующим Белой армией восстановило порядок в Приамурье. Объединив армию и инициировав скорейшее проведение Земского собора, Михаил Константинович отправил в Петропавловск канонерскую лодку «Магнит» под командованием капитана 1 ранга Б.П. Ильина, который на время стал начальником Камчатки, а также снарядил на помощь восставшим Якутии дружину под началом генерала А.Н. Пепеляева. Став правителем Приамурского Земского края, генерал Дитерихс перевел полевой штаб в Никольск-Уссурийский и уверенно сдерживал удары наступающих красных. Общая численность подчиненной ему Земской рати составляла менее восьми тысяч штыков и сабель, против которых действовали около 25 тысяч регулярных и партизанских соединений большевиков, имеющих неограниченные резервы и пополнения. Тем не менее в течение августа и сентября 1922 года белые в районе Уссури продолжали демонстрировать силу духа и даже имели определенные успехи на фронте. Однако им требовалась решительная победа, для которой не хватало ресурсов. Дитерихс призывал народ на священный бой за Царя, Веру и Землю, но ни мобилизация городской молодежи, ни сбор средств на нужды армии не давали желаемых результатов. Генерал желал осознанного отклика и порыва от Русского народа, однако его ожидания не оправдались. Приамурскому Земскому краю как последнему оплоту Русской национальной идеи оставалось существовать недолго. Однако свою духовную миссию он все же успел завершить.
Филипп ЛЕБЕДЬ