Тайна южнославянского имени: об истории и этимологии названий балканских народов

0
481
Время на чтение 10 минут

Источник: Новый Летописецъ

На наши вопросы отвечает Растислав-Антон Лисьяк, историк, славист-лингвист, учитель славянских языков, переводчик, руководитель проекта Slaweniska dela | Деяния славян.

В прошлый раз мы уже касались близкой Вам темы истории хорватов. Из уроков истории мы в России знаем об имени восточнославянского племени белые хорваты, жившего в Восточных Карпатах. Расскажите, есть ли достоверно установленные связи между восточнославянскими хорватами и южнославянскими?

Связь между ними скорее всего есть, но то в какой это степени, и в каком смысле стоит понимать эту связь, до сих пор не до конца понятно. Это является предметом научных исследований. Естественно, мало вероятно, что два одинаковых названия, относительно недалеко друг от друга, в плане географии, и в рамках одного и того же славянского мира, никак не связаны. Об их связи мы читаем и в исторических источниках, например в труде "Об управлении царством" византийского императора Константина Багрянородного. Информация о связях адриатических хорватов и карпатских или белых хорватов, содержана в 29, 30 и 31 главах.

Прежде чем продолжу, надо сказать, что не стоит ставить просто знак равенства между современными хорватами и средневековыми хорватами. Средневековая хорватская идентичность на Балканах, распространялась только лишь на территории современной приморской Хорватии, Далматии. Это те хорваты, которых можем назвать, просто, адриатическими или приморскими хорватами. Хорватская идентичность в современной северной Хорватии, между реками Мурой, Дравой и Савой, укрепляется лишь между 15 веком и началом 20 века. Раньше народ, там проживавший, называл себя просто словенским, т.е. славянским. Этих словенцев или словенов, не стоит путать со современными словенцами, которые до 19 века назывались в основном краньцами. Словены, о которых мы говорим, являются предками тех хорватов, которые ныне известны как кайкавцы. Вплоть до 19 века во многих местах они сохраняли свою отдельную словенскую, а не хорватскую идентичность. Другими словами, эти кайкавцы не являются хорватами изначально.
Таким образом, когда мы говорим о хорватах в Средние века, мы имеем ввиду именно о хорватов приморцев, а уже затем карпатских хорватов.

В переносе хорватского имени на территорию современной Хорватии между Савой и Дравой есть определённые аналогии с переносом сербского имени на территорию средневековой хорватии. Хорваты среди кайкавцев оказались из-за турецкого давления, а сербы также оказались в Хорватии из-за этого же давления. Но вернёмся к теме.
Что мы на настоящий момент знаем о связях адриатических хорватов и карпатских. В пользу их тождественности говорит, уже упомянутый источник "Об управлении царством". Автор там пишет: «Но хорваты тогда жили за Баварией, там, где теперь белохорваты. От них ушёл один род, пятеро братьев, Клукас, Лобелос, Косениз, Мухло и Хроватос, и двое сестёр, Туга и Буга, и пришли со своим народом сюда в Далматию и нашли аваров как хозяев земли». В этом труде, речь идёт о белохорватах, которые автор размещает чуть западнее, грубо говоря, на территорию нынешней южной Польши и части Чехии, но тоже в Карпатских горах.

В последнее время были проведены и антропологические исследования. В сравнении черепов людей из средневековых приморской и карпатской Хорватии (другими словами, сравнивались черепа из западной Украины, частей Чехии и Хорватии) обнаружены многие сходства, подразумевающие и связи на генетическом уровне. Кажется, что в пользу связей карпатских и приморских, южных хорватов, говорят исторические источники и антропологические исследования. Про язык в те времена, вопреки некоторым дилетантским попыткам, не можем сказать ничего, так как и те и другие тогда говорили на праславянском языке, который в целом был достаточно однообразный, особенно на уровне фонетики.

Расскажите об этимологии имени «хорваты». Ведь корень «хор» - свойственен скорее иранским языкам, чем славянским. (Например, славянский языческий бог Хорс, как считается, имел иранское происхождение, также иранского происхождения слово «хорошо», которого нет в других славянских языках кроме русского. Вспомним название города Хорасан в Иране).

На этот вопрос до сих пор тоже нет окончательного ответа. Этимологией имени "хорваты" интересовались уже с тех пор, как хорваты появились в исторических источниках. Хорватское имя впервые зафиксировано в 9 веке в переписке между представителями хорватских князей и римских епископов, пап. С тех пор как хорваты появляются в источниках, они появляются именно как славяне и только как славяне. Зафиксированные личные имена хорватов ничем не отличаются от имён, зафиксированных у других славян. Топонимика, названия местностей, тоже не отличаются от других славянских, религия и из этого происходящие названия местностей тоже ничем не отличается от того, что мы видим у других славян.

Первую попытку объяснения хорватского имени можно найти уже в выше упомянутом труде «Об управлении царством». Используя народную этимологию, Константин Багрянородный приводит связь между именем хорватов и греческим "хора" - «земля», согласно ему хорваты это те, у кого много земли. Фома Архидиакон, автор большого труда по истории хорватов, в 13 веке считал, что название хорватов связано с островом Крк. В раннее новое время, хорватский дворянин Юрий Раткай, хорватский этноним выводил из славянского глагола, сохранившегося в хорватском языка, «хрвати се» - «драться», «бороться». В 19 веке появились более серьёзные, более научные попытки. Этимологию слова всё чаще стали искать в неславянских языках.

Происхождение этого слова приводили в соответствие с германскими и с иранскими языками (скифо-сарматскими). В настоящее время большинство учёных, занимающихся этим вопросом, считает, что название «хорват» иранского происхождения. Но, тут не надо путать происхождение названия «хорваты» с происхождением народа хорваты. Почти вся слависитика, наука о славянах, согласна в том, что название «хорваты» неславянского происхождения. Но, также никто из серьёзных учёных не сомневается в том, что современные хорваты — это славяне. В пользу этого говорит хорватский язык, хорватская народная культура, хорватская мифология (которая ничем не отличается от той у других славян), и хорватская историческая память. Правда, ныне есть среди хорватов и немало тех, которые хотели бы, чтобы хорваты не были славянами. Но для этого нет никакой исторической основы, только политическая.

Итак, согласно иранской теории происхождения названия хорватов, изначально так назвалось племя или союз племён среди ираноязычных аланов. Эта часть аланов, возможно, слилась со соседними славянами образуя союз племён, известных под названием анты. В конце эта часть аланов, которые назывались хорватами, полностью славянизировалась, а осталось только их неславянское название. В пользу иранскому происхождению названия «хорваты» часто приводят так называемые плиты из Танаиса 2 века, на которых упоминается «сын Хороатоса». Меня лично эти аргументы не очень убеждают. Что касается плит, там Хороатхос не этноним, а личное имя. Между вторым веком и 9 веком, когда в источниках зафиксированы уже хорваты как одно из славянских племён, прошло много времени.

Что касается иранского элемента в хорватском языке, обычаях, дохристианской религии и так далее, из того, что знаем, нет ни малейших иранских следов. По количеству иранизмов (сарматизмов) хорватский язык ничем не выделяется среди остальных славян. Естественно, как соседи иранцев (скифов, сарматов, аланов), все славяне еще в праславянский язык получили определённое количество ираноязычных заимствований. Очень тяжело защищать тезис о связи исторически зафиксированных хорватов-славян с личным именем Хороатхос на плитах из Танаиса. Как мы видели на примере, нужно сделать достаточно много предположений, чтобы доказать связь Хороатхоса со славянским хорватским этносом.

Для меня лично более увлекательно другое предположение. Не скажу, что оно меня убеждает на 100%, но во всяком случае хотелось бы его проверить. Речь идёт о германской теории происхождения (только) названия «хорваты». Ее, насколько мне известно, впервые предложил Ф.А. Браун. Я ее тут представлю вместе со своими убеждениями. Первые хорваты как этнос появляются в источниках 9 и 10 веков. Самые древние хорваты в этих источниках размещены вдоль Карпатских гор, и они однозначно славяне. Именно оттуда, как говорят остальные источники, хорваты переселились на юг. Об этом говорят и византийские источники и в конце концов Повесть временных лет. Эти хорваты, а это знаем по топонимам, населяли территории украинского Прикарпатья, южной Польши и части Чехии. Везде возле Карпатских гор. Само название Карпат, довольно древнее, скорее всего индоевропейское. Как таково, оно пришло в языки разных германских племён, которые переселялись в районы Карпат, начиная с 2 века до рождества Христова и жили там до появления славян в тех же местностях в 6 веке. Название "Карпаты" вошло в прагерманский язык и преобразовалось в соответствии с фонетическими правилами в слово Harfada fjollum (так это и зафиксировано в источнике Hervoror saga ok Heđriks), т.е. Карпатские горы. Народы оставшиеся жить возле Карпат, и называли бы какими-нибудь харватяне. Т.е. славяне, жившие там, могли получить это название как экзоэтноним, а потом это слово могло прижиться и остаться. Примячательно, что даже на территории современной Хорватии, на протяжении 1000-летней истории, намного чаще и намного стабильнее использовался этноним "словинцы", "словенцы", "словены". А это тоже можно рассматрывать как аргумент в пользу того что "хорват" изначально было не собственное название, а внешнее. Ну, это второй вариант. Но, этот вопрос всё остаётся открытым.

Поговорив о хорватах, нельзя не сказать о сербах. У этого народа также есть «тезка» в другом регионе Европы. Имеются ввиду сербы-лужичане или лужицкие сербы. Расскажите, насколько родственны эти два народа, что их объединяет кроме названия?

Тут, ответ будет чем-то похож на первый. О связях лужицких сербов и южных сербов тоже есть подтверждения в исторических источниках, а именно в Хронике Фредегара из 7 века, и в уже упомянутом «Об управлении царством». Константин Багрянородный говорит: «Необходимо знать, что эти сербы (южные) являются потомками некрещённых сербов, которые еще называются белыми, и живут с той стороны Венгрии, там, где земля называется Бойка…там, эти (южные) сербы жили сначала». Далее он продолжает рассказ о том, как сербы оттуда переселились на юг.

С точки зрения языка, сходства между лужичанами и южными сербами будем искать зря, так как тогда, в 7 веке, все славяне говорили еще более-менее на одном, праславянском языке, а современные лужицкосербские и сербский языки развились на протяжении последующих веков и теперь, лужицкосербские языки относятся к западнославянским языкам, а сербский к южным.

Изменения можно заметить и в среднестатистическом антропотипе. Как правило, у южных сербов больше тёмных волос, глаз и кожи. Но это не обязательно является последствием разной генетики. Когда говорим о современной Сербии, многие забывают, что там, кроме славян, живёт еще очень много влахов, румын и аромунов и других, которые по внешности чуточку темнее. Исходя из своего опыта, могу сказать, что часто при встрече с нашими севернославянскими братьями встретился с предрассудками, что, мол, южные славяне тёмные и «генетически» не совсем славяне. Ну, про генетику это отдельная история, для другого раза. Что я хочу сказать? То, что при встрече со многими светлыми сербами и хорватами они удивлялись и думали, что они какие-то переселенцы из северных славян, но точно уж не настоящие сербы и хорваты. Это меня, живущего в хорватской и сербской среде очень сильно удивило, тем более потому, что, по крайней мере вся северо-западная Хорватия, в среднем светлее. Если тёмный оттенок волос встречается довольно часто, то тёмные глаза, особенно в некоторых местностях, надо искать. Ну, это уже отхождение от вопроса. В целом можем сказать, что лужицких сербов с южными, связывает больше, чем одно только название. Правда, на протяжении веков, развились некоторые отличия, как например то, что лужичане в основном католики и протестанты, с обычаями похожими на чешские и польские, а южные сербы православные, с обычаями больше похожими на болгарские и хорватские.


С какого исторического периода, с какого века, мы можем точно говорить о разделении южных славян на народы (сербы, хорваты, словенцы македонцы и др.)? Или подобное разделение наблюдалось уже при заселении Балкан славянскими племенами?

Хотел это сказать при ответе на предыдущий вопрос, но сделаю это тут. На протяжении многих веков, у южных славян сложилось так, что победили некоторые идентичности, допустим сербская, хорватская, а другие частично или полностью с ними слились. Многие пропускают тот факт, что до того времени как на юг приселились сербы и хорваты, тут уже несколько десятилетий и почти столетие жили многие другие славянские племена. Названия некоторых нам даже известны. Примечательно то, что у многих из них есть тезки у северных славян. Такие, например, как ободриты, западные и южные. Вряд ли такое количество тезок появилось случайно. Скорее это как раз нам говорит о том, откуда переселились отдельные роды.

Образование современных идентичностей, таких как сербы, хорваты, македонцы, словенцы, болгары, результат многих веков. Окончательно эти идентичности, в современном понимании образовались только лишь в конце 19, в начале 20 веков, даже сербская и хорватская. Чтобы почтить, всех наших предков, можем упомянуть несколько южнославянских племён 6-12 веков: карниольцы, карантанцы, панонцы, гудщане, тимочане, захолмляне, травунияне, неретвляне, велезгиты, обориты и прочие…. Так, что ответ на ваш вопрос, когда можем говорить об окончательном разделении на сербов, хорватов и прочих, это как раз таки 19 век.

В российском общественном сознании закрепилось мнение, что сербы, хорваты и боснийцы-мусульмане, являясь прежде единым народом и до сих пор являясь носителями одного языка, разделяются между собой исключительно по религиозному признаку. Более того, встречаются высказывания, что меняя веру человек меняет и национальность (например, перешедший в католичество серб становится хорватом). Однако, на Вашем примере мы видим, что это не так. Расскажите, много ли среди хорватов православных, а среди сербов – католиков?

Тут, конечно стоило бы определить понимание слова «много». На самом деле это достаточно сложно оценить. Но, я точно знаю и других православных хорватов и словенцев. Мы все ходим в православные храмы, где мы и познакомились. А также знаю о существовании многих сербов католиков и о довольно активной жизни сербов-католиков в Белграде. Отождествление хорватов с католиками, а сербов с православными, имеет один из своих корней в 16-17 веках. Примерно в тоже время, в Речи посполитой образуется мнение о том, что поляк — это только католик. Но, исторически это было не так. Известно довольно много православных хорватов, ровно, как и сербов католиков.

Балканы – единственный регион, где сложились целые национальные общности славян-мусульман (например, боснийцы). Что привело к этому? Только ли влияние Османской империи?

История эта довольно длинная и запутанная. Еще до того, как Боснию завоевала Османская империя, Босния стала убежищем для многих еретиков, там нашло убежище общество так называемых богумилов или богумилских христиан. Речь идёт о дуалистической христианской секте, на которую сильно повлияли такие философские течения как гностицизм. Богумилы в Боснии организовывали особую, так называемую «боснийскую церковь», со своей собственной внутренней организацией. Почему богумилы нашли убежище именно там? Одна из причин, скорее всего географическая. Кто знает топографию Боснии, тот понимает, что это очень холмистая страна, где тяжело воевать. «Боснийскую церковь» прогоняли как как католики, так и православная Церковь. Уже тогда богумилы были "меж двух огней". В Османской империи они нашли своего союзника, тем более что теология богумилов имеет некоторые сходства с исламской теологией. Предполагается, что в этом была одна из причин того, что среди боснийцев так распространился ислам. Другая причина, скорее всего, лежит и в том, что в Османской империи было выгодно быть мусульманином. Налоги были ниже и в целом мусульмане там жили лучше. Это так, если совсем упростить.

Благодарим за ответы. Надеемся, это не последний наш разговор.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Растислав-Антон Лисьяк
Все статьи Растислав-Антон Лисьяк
Последние комментарии
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Сергей
25.04.2024 11:35
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от РомКа
25.04.2024 10:37
«Царь Феодор Иоаннович – последний Рюрикович на русском престоле»
Новый комментарий от Русский Сталинист
25.04.2024 10:20
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 09:36
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
25.04.2024 07:41