Большое космическое разочарование

Для детей моего поколения не было пущего облома

0
724
Время на чтение 3 минуты

Источник: газета Завтра

«После третьей рюмки он выкрикивал: — Гагарин в космос не летал! А все советские ракеты — это огромные консервные банки, наполненные глиной».

Сергей Довлатов

 

Для детей моего поколения не было пущего облома, чем фильм "Большое космическое путешествие" (1975). Можно сколько угодно восторгаться гениальной музыкой Алексея Рыбникова и дерзновенными подростками, но всё это – лишь антуражные эффекты. Ибо в финале нас ждал громадный и неумолимый кукиш.

Нет, пионеры, никакого Марса-Космоса — это блеф, игра, симулятор. Постмодернизм, туды его в качель! Форма есть, но содержание – пафосный стёб. Вы - дураки, деточки. Очарованные "Москвой -Кассиопеей" и "Отроками во Вселенной", снятыми в том же 1975 году, мы искренне вопрошали: «Почему?» И что тут крутого, занимательного или хотя бы - смешного?

Это как развернуть фантик и обнаружить вместо "Мишки на Севере" - пустоту. Напомню знаковый фрагмент из другого фильма - вовсе не фантастического - "Серёжа" по знаменитой повести Веры Пановой. Мальчику суют конфетку, а там - ничего. И не столько обиженный, сколько удивлённый ребёнок произносит: «Дядя Петя, ты дурак?» Примерно так же хотелось среагировать на обманку про большое-космическое.

А там? Психологический эксперимент. Проверка на прочность. Но никто и никуда не летел. Авторы не виноваты, разумеется – они считывали настроение толпы. К середине 1970-х общество как-то дружно расхотело в Космос, а физики перестали шутить насчёт яблонь на Марсе и трудностей с хранением тамошних яблок. Он, этот красный и дивный Марс перестал быть возвышенной целью, всё ещё оставаясь плакатной догмой.

Что характерно, пьеса Сергея Михалкова "Первая тройка, или Год 2001-й…", по которой был написан сценарий, не навевала депрессивных мыслей. Там всё на своих местах. И финал - ярко-противоположный: «Советский народ желает счастливого полета школьникам Советского Союза - экипажу космоплана "Пионер-1", совершающему рейс Земля - Марс. С Новым годом, Вселенная!" Начинают бить кремлевские куранты».

То есть имитация-испытание — это было, но потом ребята всё равно полетели. В кинокартине мы видим лишь тренировку. Модель полёта. Поддельные приключения. Это считывалось, как ...финита ля комедия. Когда тройка юных не-космонавтов выползала из …люка, чем-то напоминавщего канализационный, сдавливало ощущение скуки и вселенского обмана. При этом, тщательно изображалась «до-полётная» земная жизнь героев - их увлечения, смыслы, первая любовь, мечты. Зачем вам ещё Космос?

На самом деле, фильм - роскошный. Тонкий. Провидческий, в отличие от полусказочной "Москвы – Кассиопеи". Это как в киноверсии "Приключений Электроника" - никаких научных прорывов. Блондинистый киборг нужен для того, чтобы гладить брюки, чинить игрушечных мартышек и петь голосом Робертино Лоретти. Ну, или воровать картины. Всё - на земле.

Эпоха не требовала планетолётов и марсоходов, точнее - они стали важны только специалистам и отдельным фанатам. Остальным – крепкие обывательские «чудеса» и космические пираты "Гостьи из будущего" пытались сманить Колю Герасимова …автомобилем "Жигули". Поэтому неубедительно прозвучали слова космонавта Алексея Леонова в финале "Большого космического путешествия".

Он говорил, что если мы захотим, то мы полетим в Космос. Если захотим. Но мы не захотели. Шли годы, пронеслась птица-тройка-Перестройка, налетел wind of change, а Виктор Пелевин – ещё молодой и борзый – выдал чудовищную фабулу под названием "Омон Ра", где тоже никто не «бороздил просторы», а все космо-подвиги оказались фикцией.

«Единственным пространством, где летали звездолеты коммунистического будущего — кстати, встречая слово «звездолёт» в фантастических книгах, которые я очень любил, я почему-то считал, что оно связано с красными звёздами на бортах советской космической техники, — так вот, единственным местом, где они летали, было сознание советского человека...».

Обшарпанный, тупиковый, нищенский мир, где человек не живёт, а выживает — среди помойных запахов и грязных углов. Но главное, что космос — одна видимость. Чёрный юмор, переходящий в открытое глумление. Связь "Омона Ра" с "Большим космическим" не-путешествием уже тогда была очевидной. Эта книга появилась в 1991 году, как символ унижения космической державы.

Вернувшись к фильму, отмечу, что центральным эпизодом "Большого космического путешествия" сделались воспоминания юных героев о зарождении первого чувства, и фоновая песня "Ты мне веришь или нет?" с тех пор живёт отдельно от страшно-пророческой, но милой на вид, киноленты.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Мне жаль тех, кто не увидел истинного полёта в Космос

"Фоновая"(??) песня "Ты мне веришь или нет", действительно, уже несколько десятилетий живёт и всегда будет жить в сердцах миллионов своей жизнью. Она в постоянной ротации и сейчас на радио Ретро FM. (Её настоящее название - "Секрет") Исполняет эту песню мой папа - Игорь Капитанников и Мила Берлинская.
Она совсем не фоновая, она центральная. Независимо от того, видели люди фильм или нет, песня - "Космическая". И она (как и сам фильм) открывает возможность каждому из нас увидеть свой истинный полёт в Космос, который пережили и герои фильма.
Были ли они в Космосе? - Да.
Проживание такого внутреннего космического опыта полёта ценнее во сто крат внешних запусков сотен ракет и спутников.

С уважением,
дочь Игоря Капитанникова - Наталия Капитанникова.
KapitannikovaNat / 20.06.2022, 20:41
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Галина Иванкина
«Город принял» – детектив о советской стабильности
Своеобразная квинтэссенция всех милицейских детективов, снятых в СССР
17.04.2024
«Мёртвый сезон» как пример грамотной пропаганды
Все советские детективы повествовали о человечности
01.04.2024
Почему Наташа так любит «папу»?
Фильм о доброте и вере в Человека
29.01.2024
Главная ошибка на примере «Интердевочки»
«Ну, конечно, там рай, ну, конечно, здесь ад...»
28.11.2023
Все статьи Галина Иванкина
Последние комментарии
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 16:10
Не геометрические ребусы, но свидетельство о молитвенном опыте
Новый комментарий от Павел Тихомиров
26.04.2024 15:59
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
26.04.2024 15:49
Россию превращают в пародию…
Новый комментарий от Дмитриев
26.04.2024 15:48
Ждём новых «крокусов»?
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 15:21
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 15:13