Дерусификация и теологическая война

Кто и зачем объявил «крестовый поход» на Русский мир

0
880
Время на чтение 9 минут

Источник: Парламентская газета

В последние месяцы в связи с тектоническими сдвигами в мировой политике становится все более актуальной тема внутренней и внешней русофобии. Мне уже приходилось развернуто высказываться на эту тему в статье «Русофобия», опубликованной в философском сборнике «По-другому» несколько лет назад. С тех пор многое изменилось.

Сегодня важнейшей задачей является формирование (отстройка) новых подходов для более глубокого и точного анализа феномена русофобии в контексте последних геополитических изменений.

1.
Прежде русофобия рассматривалась в основном как частный случай ксенофобии и описывалась в общей антидискриминационной логике. Но в последние месяцы восприятие явления перешло на новый уровень. Русофобия в ее нынешних политических формах представляет собой набор не просто дискриминационных, но репрессивных практик и имеет конкретную цель — насильственную дерусификацию русских на их собственной исторической территории.

Если раньше русофобия нередко принимала субъективно-личные, эмоциональные формы, то теперь она профессионализировалась и вышла на институциональный уровень. Политические субъекты, занимающиеся дерусификацией, стали ориентироваться на демонтаж российских социальных и государственных институтов от Церкви и семьи до школы и армии. Без понимания нового институционального характера русофобии ее полноценный анализ сегодня невозможен.

Речь идет о гибридной войне, которую ведут против России и русских представители современного либерального и нацистского политического консенсуса. Эта война направлена на разрушение мобилизационных механизмов русского общества вплоть до конфискации российских золотовалютных резервов и экспроприации произведений искусства, находящихся на зарубежных выставках.

Конфликт разворачивается как в военном, так и в гражданском поле силами политических субъектов, резко отделяющих свои цели и ценности от российских.

Активность политических субъектов, находящихся под контролем внешних игроков, подобна использованию милитарных формирований, но применяется она в гражданской сфере. Цель — дестабилизация социальных институтов. С учетом милитарного характера этих действий и серьезности их целей, таких как деинституализация и ликвидация русского гражданского общества, можно определить данную форму русофобии как «дерусификацию». «Дерусификация» является наиболее точным термином, обозначающим современную, радикальную и высокоорганизованную разновидность русофобии.

Дерусификация может быть описана с разных сторон и точек зрения, она не вполне монолитна и имеет множество взаимосвязанных форм. В сфере идеологии это пересмотр итогов Великой Отечественной войны, стравливание идейных «красных» и «белых», борьба с гражданской религией, в частности девальвация памяти Победы 1945 года. Заметным явлением последних месяцев стал коммерческий пацифизм с тезисом «Нет войне», который на практике означает: «Не мешайте и дальше безнаказанно убивать русских».

В ситуации горячего военного конфликта такие действия равнозначны предательству национальных интересов.

2.
Особым направлением дерусификации стала теологическая война, которая в последнее время ведется против религиозной части российского общества, в первую очередь против православных. Поскольку церковно-религиозная сфера прямо связана с основами национальной идентичности и социальной организации народа, остановиться на этом аспекте дерусификации необходимо подробнее.

Его отправной точкой стали усилия по делегитимации Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП), которая является частью нашей Церкви. Эти усилия осуществляются с помощью раскольнической и еретической квазицерковной структуры — Православной церкви Украины (ПЦУ), которая стала инструментом, позволившим США дополнить антирусскую этническую войну на Украине активизацией религиозных гонений.

Все это сопровождается формированием соответствующей концептуально-теоретической базы. Ее ключевым компонентом в последнее время становится агрессивное отрицание Русского мира — современной формы русской общности, продолжающей традицию исторической Руси и являющейся ее нынешним аналогом. Существенной чертой такого отрицания является перенесение его из национальной в теологическую плоскость.

Отрицание Русского мира используется существующими внутри Церкви либерал-православными группами, связанными общей идеологией. Одним из ключевых пропагандистов русофобии является Кирилл Говорун, сторонник украинского национализма и автор концепции так называемого майданного богословия.

Напомним об истоках и содержании этого учения.

Основная идея майданной «теологии» заключается в том, что человек может спастись и обрести Царство Божие, занимаясь политической революционной деятельностью, а не стремясь к духовному преображению. Первым эту откровенно еретическую идею озвучил в 2012 году Сергей Чапнин в статье «Пятидесятница христианской общественной жизни». Несмотря на некоторую неуклюжесть формулировок, общий смысл был вполне прозрачен. В развернутом виде идея майданного богословия прозвучала в тексте упомянутого К. Говоруна.

«Богословие майдана» стало в 2014 году одной из идеологических опор украинского госпереворота и сыграло в нацификации Украины определенную роль. Начались политические репрессии против верующих УПЦ МП. Процесс стали форсировать после появления томоса, выданного ПЦУ Константинопольским патриархатом. Томос создал формальную идеологическую и юридическую базу для репрессий против неугодной части православных верующих Украины. В частности, он санкционировал движение к «национальной церкви». Это был украинский аналог немецкого «кирхенкампфа» — так называемой борьбы за церковь, которая активно развивалась в Германии в 1930-е годы, при Гитлере.

Целью «кирхенкампфа» было создание «немецкой церкви», которая должна была, с точки зрения нацистских активистов, выгодно отличаться от уже действующей легитимной церкви. В частности, ставился вопрос о расовой чистоте паствы и необходимости нового, более «мужественного», удовлетворяющего критериям арийской героики образа Христа. При рассмотрении феномена ПЦУ легко устанавливаются прямые аналогии с немецким прототипом, в частности требования идеологической и этнической чистоты Церкви. В «украинской национальной церкви» не должно быть людей с русским самосознанием, принадлежащих к Русскому миру, имеющих симпатии к русской культуре. В ней не место так называемым ватникам и колорадам, одним из маркеров которых являются георгиевская лента и антифашистские взгляды.

Чувство принадлежности к Русскому миру майданные богословы сегодня выделяют в качестве неконвенциональной формы идентичности, которое подлежит искоренению. Это чувство они объявляют главной мишенью своих пропагандистских и идеологических атак. Прежде всего деконструировать пытаются само понятие «Русский мир», надеясь дезориентировать носителей русской идентичности.

Идея онтологического отрицания Русского мира недавно приняла форму программного документа. В марте 2022 года на сайте Академии богословских исследований города Волос (Греция) был опубликован текст под названием «Декларация об учении «о Русском мире» (далее — Декларация). Декларация была подписана представителями западной либеральной профессуры, в частности богословской.

Вот ключевое место этого документа:

«Поддержка многими иерархами Московского патриархата войны президента Владимира Путина против Украины коренится в форме православного этнофилетического религиозного фундаментализма, тоталитарного по своему характеру, называемого «Русский мир», лжеучении, которое привлекает многих в Православной церкви и даже было подхвачено крайне правыми, католическими и протестантскими фундаменталистами».

Название документа включает оксюморное понятие «учение «Русский мир», которое звучит так же абсурдно, как звучало бы выражение «учение «Россия», «учение «Британское содружество» или «учение «Африканский мир».

Этот оксюморон выражает уверенность авторов Декларации в том, что концепция Русского мира есть, а самого Русского мира не существует.

Возникает вопрос: если есть арабский мир, англосаксонский, финно-угорский, почему же нет русского? Если, например, задать Реджепу Эрдогану вопрос: есть ли тюрский мир? — ответом будет глубокое непонимание собеседника.

Остается неясным, почему некая группа международной профессуры полагает, что она лучше самих русских знает, существует Русский мир или нет. Это характеризует отношение к русским как крайнюю степень русофобии, ведь отрицание Русского мира равнозначно отрицанию самой русской общности.

Таким образом, Русский мир деонтологизируется и описывается как понятие, не имеющее за собой предметной реальности. Именно так работает «культура отмены», о которой много пишут последнее время.

Но это только первый шаг. Вторым шагом понятие Русского мира объявляется неким религиозным «учением», которое тут же характеризуется как богословская «ересь», связанная с этнофилетизмом. Упоминание об этнофилетизме без указания на внутрицерковный националистический компонент само по себе удивительно. Заметим попутно, что на роль объекта выдвинутых в Декларации определений как раз вполне подходит совсем другая структура — ПЦУ. Обстоятельства ее рождения действительно связаны с этнофилетизмом — это именно «национальная церковь Украины». В данном случае этнофилетизм действительно способствовал выстраиванию на Украине нацистской государственной модели.

Иными словами, в основу Декларации легли тезисы, практически никак не соотносящиеся с объектом описания, поскольку Русский мир не богословский, а культурно-исторический феномен, такой же, как арабский, тюркский, англосаксонский или финно-угорский мир.

Таким образом, понятие «ересь» в устах коллег, подписавших этот документ, не богословское определение, а просто брань раздраженного человека, такая же как «ватник», «колорад» и прочее.

Русский мир, как и Русская земля времен «Слова о полку Игореве», — это не «церковное учение», а форма русского исторического существования и один из ключевых концептов русской культуры. За ним стоит конкретная историческая реальность и миллионы людей, объединенных общим мироощущением, которое находится поверх частных политических и мировоззренческих различий.

Фактически борцы с Русским миром спорят со своими собственными постулатами, но маскируют это, вписывая в свой нарратив удобный им образ Другого. Этот Другой оказывается носителем некой «богословской» доктрины, в которой Русский мир вдруг становится неким субститутом исторической Церкви.

По существу «Декларация об учении «о Русском мире», скрепленная несколькими сотнями подписей европейских религиоведов, является попыткой с помощью некоего теоретического обоснования легитимировать политическую русофобию. Однако ввиду катастрофического недостатка концептуальных и логических связей их построения выглядят неубедительно.

Текст Декларации предельно идеологизирован, поскольку задуман как инструмент дискурсивной борьбы. Лежащее в его основе отрицание исторической русской общности (Русского мира) автоматически означает отрицание русских как суверенной нации. Схожим образом нюрнбергские законы Третьего рейха исходили из аксиомы о том, что евреи не являются нацией. В конечном счете логика Декларации неизбежно приводит к непризнанию за русскими независимо от любых обстоятельств права  на независимость и защиту от военного геноцида. С сожалением приходится признать, что группа ученых, подписавших этот текст, очевидным образом находится во власти не только глобалистских, но и нацистских идей.

3.
Риторика Декларации прямо направлена против Русской православной церкви и ее предстоятеля. После ее публикации начали раздаваться призывы ввести санкции против Русской церкви и персонально против Святейшего Патриарха Кирилла. Уникальный в новейшей истории случай попытки введения санкций против духовных лидеров, которые всегда считались находящимися вне политики, в некоем альтернативном пространстве и были неприкосновенны. Эта принципиальная позиция сегодня отменена, как и многие другие нравственные границы. Единственный аналог такого решения имел место с аятоллами в Иране, но там духовенство было основой теократического государства и попадало под санкции против государства. Ничего общего с нынешней Россией.

Санкции предполагают отчуждение церковного имущества, находящегося за рубежом, а также ограничение на въезд патриарха в западные страны, в которых находятся заграничные епархии. Последнее представляет собой фактически прямой запрет на окормление паствы, публичную проповедь и миссинерскую деятельность. Так было при большевизме. Русскую православную церковь хотят отделить от мира. В перспективе это, скорее всего, станет прелюдией к запрету УПЦ МП на Украине и захвату ее зданий и имущества, то есть к политическому рейдерству, которое начато уже сегодня.

Санкции против патриарха — постыдная страница в жизни западных обществ. Эти меры говорят о том, что патриарх верен принципам Церкви, принципам православия и близок к народу (за это и вводят санкции), а также о том, что западные элиты боятся патриарха Кирилла, боятся его проповеди, боятся, что он откроет глаза на происходящее нашей пастве в Европе, боятся его духовного влияния.

4.
Можно констатировать, что современная радикальная форма русофобии — это не просто убеждения какой-то группы, которая «не любит русских». Это проект системной дерусификации. Он принадлежит той социальной общности, которая претендует на русские территории и на русское историческое наследие. Данная общность представляет собой группу социальных субъектов с либерально-глобалистскими убеждениями. Она руками нынешней украинской власти навязывает миру модель России как проектного квазигосударства, подчиненного транснациональной олигархии.

Представители данной социальной общности есть и в самой России. Они отделяют себя от гражданского большинства. Отделение происходит как на уровне фразеологии («мне стыдно быть русским», «эта страна» и тому подобное), так и на уровне богословском, который мы рассматриваем в настоящей статье. Они мыслят себя в качестве административного класса будущей дерусифицированной и десуверенизированной России. Русским в такой «России будущего» отводится роль маргинальной, неполноценной общности — обитателей культурного, правового, политического и религиозного гетто.

Их ближайшая задача — ослабить, а в идеале обнулить мобилизационный потенциал русских. Ради этого ведется постоянная русофобская информационно-пропагандистская кампания. Таким образом, предполагается выиграть многолетнюю войну против России и лишить ее прав на исторический и социальный выбор. В данном случае «культура отмены» де-факто распространяется на весь народ.

Условием выживания русского общества является ликвидация проекта дерусификации. Инфраструктуру данного проекта предстоит демонтировать во всех сферах - от информационной до финансовой.

Крайне важно устранить из публичного поля России онтологию этого проекта, не вступая при этом в бессмысленные и бесполезные социально-политические дискуссии.

   Щипков А.В. Русофобия // По-другому: Сборник статей о традиции и смене идеологического дискурса / сост. А.В. Щипков. — М.: Абрис, 2017. — 384 с.

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. «Не бывает худа без добра?»

А. В. Щипков:
«Санкции предполагают отчуждение церковного имущества, находящегося за рубежом, а также ограничение на въезд патриарха в западные страны, в которых находятся заграничные епархии...»
////////////////////////////
Что это как не классический взгляд нецерковного человека – в очередной раз винить внешние обстоятельства, «палец о палец не вдаряя», чтобы разобраться самим с собой?
На все же Промысл Божий и данный случай – разве исключение? Потому происходящее так и надобно принимать – Патриарх попал под запрет по воле Божией? С чем это может быть связано?
Простой пример-аналог «персонально» для «толмача» Патриарха, увы, и в данной публикации не преминувшего пнуть большевиков…
Тот же первый космонавт Земли Юрий Алексеевич Гагарин… Да разве можно представить, чтобы такой Человек в какой-нибудь точке планеты оказался НЕВЪЕЗДНЫМ? Да он «шел» НАРАСХВАТ – за великую ЧЕСТЬ почиталось его посещение ЛЮБОЙ СТРАНОЙ?
Вот и «рецепт» для Патриарха Кирилла… Не в космос, разумеется, «агит-пассажиром» слетать, а открыть Творца погибающему духовно люду Земли – разве не Россия хранительница Истины? Отбоя же тогда не станет от жаждущих зрить-прикоснуться к Предстоятелю даже в самом «логове» мирового капитализма, а не то, чтобы…

PS
Ведь сколько раз на ресурсе РНЛ приводились слова известного откровения Свыше Иоанну Крестьянкину, чтобы не искали виновных?
И что – их недосуг прочитать практически постоянному автору РНЛ коим является А. В. Щипков – да и по должностям, хотя бы?
Пожалуй, одно «оправдание», что сейчас времена не коммунистические – а то бы эпиграфом были выставлены слова Откровения - и СОВЕРШЕННО ПРАВИЛЬНО! Дабы не уклонялся человек от ГЕНЕРАЛЬНОЙ ЛИНИИ в нынешней либерально-растленной вольнице!
И не увлекался «плаванием» в терминологическом «болоте» полит-философских «вывертов»!
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Щипков
Путин и Русский Мир
«Щипков № 297»: Анализ интервью Такеру Карлсону
28.02.2024
Все статьи Александр Щипков
Последние комментарии
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от РомКа
25.04.2024 10:37
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 10:32
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 09:36
Потерянное время
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.04.2024 01:01
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24