«Вратарь» - о спорте и любви накануне битвы

0
455
Время на чтение 4 минуты

Кадр из фильма «Вратарь» (1936). Открытка. Актёр Григорий Плужник. https://www.pinterest.ru/Источник: блог автора

Кадр из фильма «Вратарь» (1936). Открытка. Актёр Григорий Плужник. https://www.pinterest.ru/

 

В 1920-1930-х годах, в жестокую и солнечную эпоху, именуемую Interbellum, существовал культ спорта и – культ тела. При том, физическая культура и заботы о фигуре подразумевали …коллективизм. То есть человек тренируется не сам по себе и не ради себя лично, а для пользы всего общества. В спорте важно «чувство локтя», а не персональный успех. Поэтому нет ничего удивительного в том, что на первый план вышли командные игры, а футбол сделался чем-то вроде «религии».

Александр Дейнека пишет своего «Вратаря» - одну из своих наиболее эффектных картин. Появилось много скульптурных групп, изображающих игру в футбол – их было едва ли не больше «девушек с вёслами» и Дискоболов, скопированных для каждого парка или стадиона. Футболисты сделались такими же популярными персонами, как, допустим, лётчики. Кроме того, спортсмен рассматривался, как потенциальный воин – отсюда значки ГТО (Готов к труду и обороне) и парады физкультурников (парад – традиционный военный смотр).

Александр Дейнека «Вратарь». Википедия.

Александр Дейнека «Вратарь». Википедия.

«Эй, вратарь, готовься к бою, / Часовым ты поставлен у ворот! / Ты представь, что за тобою / Полоса пограничная идёт!» - в этой песне лучшим образом явлены все приоритеты времени. Вратарь = защитник государственной границы. Для меня тема спорта 1930-х – родная, потому что мой дедушка был спортсменом, блондином, красавцем, обладателем значка ГТО, участником двух парадов физкультурников и – Ворошиловским стрелком. Да - стахановцем, как положено.

Значки, принадлежавшие моему дедушке.

Значки, принадлежавшие моему дедушке.

Итак, «Вратарь» (1936), снятый по сценарию Льва Кассиля (повесть «Вратарь республики» написана чуть позже и в ней имеются расхождения с фильмом). Перед нами - история простого парня, Антона Кандидова, ставшего знаменитым вратарём. Фамилия кажется искусственной и восходящей (что ли) к вольтеровскому Кандиду (роман «Кандид или Оптимизм»), хотя, такая фамилия есть в реальности. А тут - Кандидов и Оптимизм - Кассиль имел с классическое образование, умел играть словами.

Скульптурные группы в разных городах <a href=СССР. Взято на https://pastvu.com/" height="204" src="https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/5235248/pub_627e2738dc17f5097d4ca8bf_627e2ae982ca89686ab26a71/scale_1200" width="400" />

Скульптурные группы в разных городах СССР. Взято на https://pastvu.com/

Идеальная судьба – эталонная внешность. Все привлекательные мужчины 1930-х – белокуры, а брюнетов Леонида Утёсова и Марка Бернеса красили в цвет блонд для съёмок в кино. Девушка Настя – муза футболистов, разумеется, тоже блондинка с ярким ртом, тоненько выщипанными бровями и тренированной фигурой. Кандидов проходит испытание славой, делает всякие глупости, заносится, рвёт отношения с командой и девушкой, …возвращается, чтобы выиграть у иностранных профи – этаких англо-американ-монстров.

Кадр из фильма «Вратарь» (1936). Скриншот.

Кадр из фильма «Вратарь» (1936). Скриншот.

В Голливуде это была бы сага об Антоне, а здесь – повествование о ребятах с завода «Гидраэр», о команде и взаимовыручке. О том, что если надо, то каждый из этих ребят встанет в строй. Забавно и почти беззлобно показан фэтшейминг по-советски – толстый инженер Евгений Карасик не чувствует себя полноценным хомо-сапиенсом, пока не становится частью футбольной братии. Любой молодой инженер в 1930-х – это индустриальная элита, ибо он воплощал в жизнь современные знания и являлся «продуктом» советского высшего образования.

Кадр из фильма «Вратарь» (1936). Скриншот.

Кадр из фильма «Вратарь» (1936). Скриншот.

Тогда массово увольняли старорежимных спецов и выдвигали таких вот Карасиков. И, тем не менее, он – смешной, полный, в штанах-гольф, которые на нём, как на корове – седло, да ещё со своим робокопом. За милым инженером по-дурацки волочится провинциалка Груша, осмелившаяся порвать со своей «никчёмной» жизнью, и устремившаяся в город – туда, где по проспектам, наполненным электро-светом, фланируют упитанные инженеры. Таким образом, лирической паре - Антон + Настя соответствует пара комическая – Груша + Карасик.

Барельефы с футболистами в московском метро. Википедия.

Барельефы с футболистами в московском метро. Википедия.

Этот фильм, как и большинство кинокартин 1930-х, лишён глубокого психологизма, зато в нём есть ураган живой энергии. Много экранного времени отведено самим матчам, что говорит о повышенном интересе зрителей к состязаниям, тогда как всё остальное, включая любовные линии, удалено на второй-третий план. Кроме того, тщательно фиксируются спортивные сооружения в неоклассическом стиле - античные тела позируют на фоне портиков, колонн и балюстрад. Наивное язычество предвоенной поры!

Афиша того матча, что будет назван Матчем смерти и - памятник ребятам в Киеве. / Википедия и https://pastvu.com/.

Афиша того матча, что будет назван Матчем смерти и - памятник ребятам в Киеве. / Википедия и https://pastvu.com/.

К слову, у этой светлой и радостной ленты есть чёрная, точнее даже обугленная страница – в массовке играли настоящие футболисты (что естественно), в частности, мальчики из киевского «Динамо», многие из которых станут участниками так называемого Матча Смерти, устроенного фашистами в Киеве в 1942 году. Вот эти кадры из фильма «Вратарь» - единственные, где можно увидеть то «Динамо - Киев», и они (эти кадры) ещё раз подчёркивают, что футбол, война и смерть в те годы – они где-то рядом.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Галина Иванкина
«Каникулы Кроша» как дорогое воспоминание детства
Эстетский подростковый детектив, настоящее творение 1970-х
02.06.2025
Пётр Оссовский. Суровый романтик
В Государственном музее А.С. Пушкина проходит выставка «ЧелоВек сурового стиля», обращённая к Петру Оссовскому
27.05.2025
Спецэффекты без эффектов
О фильме «Сто лет тому вперёд»
04.05.2024
«Город принял» – детектив о советской стабильности
Своеобразная квинтэссенция всех милицейских детективов, снятых в СССР
17.04.2024
Все статьи Галина Иванкина
Последние комментарии
Неудавшаяся афёра Зарубежной Экспертной Комиссии по изучению «екатеринбургских останков»
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
15.07.2025 23:47
Фарисейство, а не честная дискуссия
Новый комментарий от учитель
15.07.2025 21:31
Убого, двусмысленно и лицемерно
Новый комментарий от Константин В.
15.07.2025 20:36
Кому доверить чистки?
Новый комментарий от Vladislav
15.07.2025 20:11
«Мумия» – отвратительный фильм!
Новый комментарий от sergsmirn
15.07.2025 18:31
«Шахматист»
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
15.07.2025 18:30
Коммунизм и революция – вовсе не слова-синонимы
Новый комментарий от С. Югов
15.07.2025 17:53